Хукм оставившего намаз. Краткий разбор доводов обеих сторон

Хукм оставившего намаз. Краткий разбор доводов обеих сторон

Шейх Ибн Усаймин (رَحِمَهُ الله) сказал: «Человек, который вообще не совершает намаз, является неверующим и вероотступником. Такой человек выходит из числа мусульман в этой жизни, а в Последней жизни он окажется в числе неверующих. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что такой человек будет воскрешен вместе с Фараоном, Хаманом, Каруном и Убей ибн Халяфом . Все эти люди являются предводителями неверия.

В мирской жизни такой человек является вероотступником. Правитель обязан призвать его к намазу. Если человек начнет совершать намаз, то его оставляют, если же он отказывается, его казнят, как вероотступника. Пусть Аллах убережет нас от подобного! Если он умирает, его не омывают, не заворачивают в саван, не читают над ним молитву, ибо он – неверующий.

Если кто-то спросит: «О чем ты говоришь?! Это слова, сказанные наобум, это – нетерпимость, это – эмоции», - я отвечу: «Это не слова, сказанные наобум, это не является нетерпимостью и эмоциями!» На выбранное мною мнение указывают слова Аллаха Всевышнего, слова Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и слова сподвижников, да будет доволен ими Аллах.

1 ― Слова Аллаха Всевышнего

Аллах Всевышний говорит о многобожниках: «Но если они раскаются и будут совершать намаз и выплачивать закят, то они станут вашими братьями по вере» (9:11) . А если не будут совершать этого?! В таком случае они не будут нашими братьями по вере. Если же они не являются нашими братьями по вере, значит, являются неверующими. Поистине, каждый верующий, даже если он совершает большие грехи, является нашим братом по вере.

2 ― Слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует

Послушай же то, что передает имам Муслим в своей книге «ас-Сахих» со слов Джабира ибн ’Абдуллаха о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Между человеком и между многобожием и неверием стоит оставление молитвы» (Муслим, 82).

Следовательно, оставивший молитву становится неверующим.

Сообщается со слов Бурейды ибн Хусайба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Договор между нами и ими – молитва, кто оставил её, стал неверующим». (ат-Тирмизи, 2621; ан-Насаи, 463; ибн Маджах, 1079; Ахмад, 5/346, 355. Хадис достоверный. См. «аль-Мишкат», 574).

То есть: молитва – это вещь, разделяющая нас и неверующих.

3 ― Слова сподвижников, да будет доволен ими Аллах

Слушай же слова известного таби’ина ’Абдуллаха ибн Шакыка, который сказал: «Сподвижники Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, не считали оставление чего-либо из деяний неверием, кроме оставления намаза». (ат-Тирмизи, 2622. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным. См. «аль-Мишкат», 579).

Также единогласное мнение сподвижников относительно неверия оставившего молитву передано от известного имама Исхака ибн Рахауейха и других обладателей знания.

Относительно человека, оставившего молитву, существуют мирские законоположения и законоположения, связанные с Последней жизнью.

а) Мирские законоположения

Во-первых, его призывают к молитве, если же он отказывается, то его убивают. Это является обязанностью правителя.

Во-вторых, если он сватается, за него не выдают замуж. Если он заключает брачный договор, то этот договор является недействительным.

В-третьих, такой человек лишается опекунства над своими детьми и сестрами.

В-четвертых, если он умирает, его не обмывают, не заворачивают в саван и не совершают над ним заупокойную молитву.

И многое другое!

б) Законоположения, связанные с Последней жизнью

Во-первых, он будет постоянно наказываться в могиле.

Во-вторых, он будет воскрешен в Судный День с Фараоном, Хаманом, Каруном и Убей ибн Халяфом.

В-третьих, он войдет в Огонь и пребудет там вечно.

Некоторые ученые посчитали, что человек, оставивший молитву, не является неверующим. Они привели в свою пользу некоторые доводы. Эти доводы можно разделить на пять групп:

1 ― Доводы, в которых вообще нет указания на правильность их мнения

Например, в качестве довода они приводят аят: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные грехи, кому пожелает» (4:48). То есть: оставивший намаз также попадает под прощение Аллаха Всевышнего.

Ответ: Поистине, оставивший намаз, является многобожником, согласно очевидному смыслу хадиса Джабира . Даже если он не делает земной поклон идолу, он все равно следует за своей страстью. Аллах Всевышний сказал: «Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть? Аллах ввел его в заблуждение на основании знания» (45:23).

2 ― Доводы, в которых содержится указание на такие условия, которые не могут применяться к человеку, оставившему намаз

Например, они приводят слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, Аллах сделает запретным для Огня того, кто скажет: “Ля иляха илля Ллах”, стремясь к лику Аллаха!» (аль-Бухари, 425)

Однако, в хадисе ведь сказано: «…стремясь к лику Аллаха!» Может ли человек стремиться к Лику Аллаха, не совершая даже намаз?! Ведь, намаз является одним из самых великих дел, с помощью которых можно достигнуть довольства Аллаха Всевышнего. В этом хадисе нет довода на то, что оставивший намаз не становится неверующим.

3 ― Доводы, в которых упоминается такая ситуация, когда у человека есть оправдание для оставления намаза

Например, они приводят хадис Хузейфы о людях, которые не знают ничего об Исламе, кроме слова «Ля иляха илля Ллах». (Хузейфа передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ислам будет исчезать подобно тому, как исчезают ворсинки (с новой) одежды, до тех пор, пока люди перестанут знать о посте, намазе, паломничестве и о подаянии. И будет поднята в небеса Книга Аллаха Всемогущего и Великого за одну ночь и не останется из нее ни одного аята. И останутся разные группы людей, из них старик и старуха которые говорят: “Мы застали своих отцов говорящих: «Ля иляха илля Ллах», и мы говорим это”». Сыля ибн Зуфар спросил Хузайфу, передавшего этот хадис: “Чем поможет им это «Ля иляха илля Ллах», если они не знают о намазе, посте, паломничестве и о подаянии?” Хузайфа отвернулся от него, а он повторил свой вопрос трижды, но Хузайфа отворачивался, а потом повернулся и сказал трижды: “Оно спасет их от Огня!”. Ибн Маджа 4049, аль-Хаким 4/473. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 87)

Но эти люди будут оправданы по причине того, что исчезло знание об обязательных предписаниях религии. И мы говорим это! Если, например, какой-то народ живет в пустыне вдали от знания, и ничего не знает об Исламе, кроме «Ля иляха илля Ллах», то конечно этот народ не является неверующим.

4 ― Общие доводы

А в науке “Усуль аль-Фикх” есть правило о том, что общие доводы конкретизируются частными. Они приводят общие хадисы о том, что сказавший «Ля иляха илля Ллах» войдет в Рай. Но мы скажем, что эти общие хадисы конкретизируются хадисами о том, что оставивший молитву является неверующим.

5 ― Слабые хадисы

Слабые хадисы не могут противостоять достоверным хадисам, указывающим на то, что оставляющий намаз является неверующим.

Но знай, что если разногласие в общине возникло по причине хорошего намерения ученого, приложившего все усилия для поиска истины, то за это разногласие не порицается этот ученый и не обвиняют его в заблуждении! Ведь, он является “муджтахидом”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если судья вынесет решение, проявив усердие, и (его решение) окажется правильным, ему (полагается) двойная награда, если же он вынесет решение, проявив усердие, и ошибётся, то ему (полагается одна) награда» (аль-Бухари, 7352; Муслим, 1716).

Человек не имеет права порочить своего брата, если тот противоречит ему в каком-то мнении, следуя за своими доводами. Другое дело, когда человек отрицает доводы только по причине своего упрямства. В таком случае он действительно заслуживает порицания».

Шарх Рийад ас-салихин, хадис № 60