Мухаммад 'Али Фаркус: Хукм изучения медицины при условии её достаточности и отсутствии нужды

Мухаммад 'Али Фаркус: Хукм изучения медицины при условии её достаточности и отсутствии нужды

"Говорит шейхуль-Ислям ибн Теймия: "Упомянула группа наших учёных и другие, что занятие сельским хозяйством, строительством и ткачеством является коллективной обязанностью ("фард кифая"). Но правильное решение в том, что это обязательно при наличия необходимости. При отсутствии необходимости это не обязательно". См. "Маджму` аль-Фатауа" 28/193. Входит ли медицина в данный перечень, зная, что в любом месте и в любое время есть необходимость, побуждающая изучать её?".

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение тому, кого Он послал милостью для всех миров, также его семье, его сподвижникам и его братьям до судного дня. А затем:

Знай, что под словами шейхуль-Исляма ибн Теймии (да помилует его Аллах) "группа наших учёных и другие", подразумеваются: Абу аль-Фарадж ибн аль-Джаузи, ибн Кудама, аль-Гъазали и др. Абуль-`Аббас ибн Къудама аль-Ханбали сократил книгу "Минхадж аль-Касидин", которая принадлежит ибн аль-Джаузи аль-Ханбали. А ибн аль-Джаузи сократил её из книги "Ихья улюм ад-Дин", которая принадлежит Абу Хамиду аль-Гъазали аш-Шафи`и.

Пришло в книге "Мухтасар минхадж аль-Къасидин" Ибн Кудамы: "Что касается коллективной обязанности, то это относится ко всем наукам, без которых не обойтись в жизни. Как, например, медицина. Эта наука необходима для того, что бы люди прибывали в здравии.

Если в какой-то местности нет того, кто занимался бы этой областью, то всё население этой местности понесет грех. А если кто-то возьмётся за них, то обязанность спадёт с других. И пусть не вызовут удивления наши слова: "Медицина и арифметика относятся к коллективной обязанности". 

Основа таких отраслей, как сельское хозяйство, ткачество и даже хиджама относится к коллективной обязанности. Если в какой-то местности не будет того, кто делает хиджаму, то смертность повысится среди них. Воистину, Тот, кто ниспослал болезнь, Он же и ниспослал лечение и указал пути его использования". (Мухтасар минхадж аль-Къасыдин, 17).

Медицина - с помощью которой познается состояние тела человека, и что происходит с ним в здоровом состоянии или при болезни - наука теоретическая и практическая, и входит в естественные науки, как арифметика.

Если занятость в таких отраслях как сельское хозяйское и т.п., является необходимым для людей, и является коллективной обязанностью, тогда медицина и арифметика тем более, как об этом сказал Абу Хамид аль-Гъазали. Но обязанность изучения медицины становится коллективной при наличии потребности. Степень потребности различается в зависимости от времени, ситуации и обстоятельств.

Если какая-либо местность имеет достаточное количество врачей, которые могут покрыть потребности людей в лечении и устранении болезней, тогда коллективная обязанность может ограничиться дальнейшим усовершенствованием медицинских знаний, что приведёт к усилению мусульман и к самостоятельному обхождению, не прибегая к помощи неверующих врачей.

Во всех других случаях, побуждение к изучению медицины остается настоятельным - чтобы люди обучались медицине, обучали других и практиковали, чтобы принести пользу рабам Аллаха. По этой причине ученые Ислама проявляли настойчивость в изучении медицины и в обучении, а также в написании книг, о чем известно из их книг.

А полное знание у Аллаха и последний наш зов – Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение пророку, его семье, его сподвижникам и его братьям до судного дня".