Хиджра – великое исламское переселение

Хиджра – великое исламское переселение

Хиджра («выселение», «эмиграция») — переселение пророка Мухаммада ﷺ и его сторонников из Мекки в Медину (Йасриб) в сентябре 622 года. В Медине мусульман ждали их единоверцы из местных арабских племён. Причиной переселения была неудача многолетней проповеди пророка Мухаммада ﷺ в Мекке и угроза его жизни. Посланник Аллаха ﷺ тайно покинул Мекку вместе со своим другом Абу Бакром (да будет доволен им Аллах). Хиджра в Медину сыграла решающую роль в развитии и распространении ислама, а также стала отправной точкой мусульманского летоисчисления.

Правовой аспект и история

Верующие переселяются в том случае, если их лишают свободы вероисповедания, в регион, в котором более безопасные условия для свободного поклонения Богу. Хиджра совершается с намерением сделать это во Имя Бога и рассматривается как форма служения Ему [4:100]. Хиджра может носить как индивидуальный, так и организованный характер. Приказ начать хиджру может дать руководитель общины мусульман.

По мнению мусульманских богословов, подвергшиеся гонениям мусульмане должны использовать возможность уехать в исламскую страну, а если у них нет веской причины оставаться, то они совершают серьёзный грех. Даже если мусульманин во враждебной исламу стране имеет возможность для свободного исповедания веры, то ему обязательно (по мнению ханафитов) или желательно (по мнению ханбалитов) уехать в исламскую страну. Согласно хадису пророка Мухаммада ﷺ, запрещается совершать хиджру из исламской страны, если нет препятствий для исповедания веры.

Переселение пророка Ибрахима (мир ему)

Хиджра имела место быть не только в жизни пророка Мухаммада ﷺ, но и других пророков. Пророк Ибрахим (Авраам) (мир ему), который подвергся гонениям со стороны своего народа и царя Нумруда, совершил хиджру в Сирию (Шам) [29:26; 37:99]. Знатные люди из его народа Шу‘айба (мир ему) обещали изгнать из города пророка и тех, кто уверовал вместе с ним [7:88]. Израильтяне под руководством пророка Мусы (Моисея) (мир ему) совершили хиджру из Египта. Среди тех, кто покинул своих соплеменников были «люди пещеры», укрывшиеся в пещере [18:10].

Согласно преданию, некие мекканцы тайно приняли ислам, но из боязни неверующих курайшитов не оглашали этого. Они были вынуждены участвовать в битве при Бадре на стороне язычников и погибли. С помощью хиджры они могли избежать принуждения и выполнить религиозный долг. По мнению толкователей Корана аяты [4:97-98] суры ан-Ни­са̄’ (4, «Жен­щи­ны») ниспосланы относительно этого события.

В 5 году после начала пророчества Мухаммада ﷺ ужесточились гонения на мусульман Мекки. Пророк ﷺ приказал некоторым мусульманам переехать в Эфиопию. Первая группа переселенцев (не менее 15 чел.) отправилась туда в 615 году под руководством ‘Усмана ибн Маз‘уна (да будет доволен им Аллах). Через год в Эфиопию переселилась вторая группа мусульман (ок. 80 чел.) во главе с Джа‘фаром ибн Абу Талибом (да будет доволен им Аллах). В 622 году мусульмане вместе с пророком Мухаммадом ﷺ переселились в Медину. Накануне битвы при Хайбаре (628 г.) большая часть переселенцев переехала из Эфиопии в Медину.

В средневековье руководители оппозиционных мусульманских движений (хариджитов, азракитов, карматов и др.), которые претендовали на роль обновителей ислама, иногда называли хиджрой переселение в их лагерь.

Заговор в Доме собраний

В начале 620-х годов пророка Мухаммада ﷺ провёл две тайные встречи с представителями мединских племён аус и хазрадж. Встречи состоялись возле холма аль-‘Акаба, который находится между долиной Миной и Меккой. Пророк ﷺ нашёл новых последователей среди арабов Медины, которые признали его третейским судьей и своим вождём. Среди мусульман Мекки началось постепенное переселение в Медину. Пророк Мухаммад ﷺ намеревался покинуть родной город одним из последних.

Через два с половиной месяцев после второй клятвы Акабы (12 сентября 622 г.), вожди и старейшины курайшитов явились в Дом собраний для того, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию. К тому времени многие мусульмане покинули Мекку, забрав с собой семьи и имущество. Курайшиты понимали, что усиление мусульман и распространение их идей среди мединских племён аус и хазрадж угрожает их экономической самостоятельности и лишает их положения религиозных лидеров арабов.

Вход в пещеру на горе Саур

Осознавая серьёзность ситуации и необходимость скорейшего принятия жёстких мер, они решили положить конец призыву пророка Мухаммада ﷺ. Одни предлагали изгнать Мухаммада ﷺ из Мекки, другие — заковать в цепи и лишить свободы. Абу Джахль предложил убить Пророка ﷺ. Для этого надо было выбрать по одному юноше из каждого рода и вручить каждому из них по острому мечу. Этими мечами они должны были одновременно нанести удар пророку Мухаммаду ﷺ и убить его. Таким образом Абу Джахль намеревался избежать кровной мести со стороны родственников Мухаммада ﷺ.

Курайшиты согласились с планом Абу Джахля. Среди отобранных для этой цели одиннадцати знатных горожан были такие ярые противники ислама, как Абу Джахль ибн Хишам, ‘Укба ибн Абу Му‘айт, Умаййа ибн Халяф, Абу Ляхаб, Убайй ибн Халяф. Заговорщики договорились убить пророка Мухаммада ﷺ тёмной ночью. Пророку ﷺ стало известно о заговоре, и он покинул город под покровом ночи вместе со своим ближайшим соратником — Абу Бакром ас-Сиддиком (да будет доволен им Аллах).

Переселение в Медину

С наступлением темноты заговорщики собрались у дверей дома Посланника Аллаха ﷺ, с целью наброситься на него, когда тот будет спать. Пророк ﷺ велел своему двоюродному брату ‘Али ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллах) лечь в его постель и накрыться его зелёным плащом, и юноша беспрекословно подчинился его приказу. Пророк ﷺ был уверен, что курайшиты не станут убивать ‘Али (да будет доволен им Аллах).

Согласно преданию, Посланник Аллаха ﷺ прошёл незамеченным мимо заговорщиков, посыпав на их головы песок. Сообщается, что он в это время читал Коран. Пророк ﷺ направился в дом Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), и они вдвоём покинули город. Друзья направились не в сторону Медины, а в противоположном направлении — в сторону Йемена. Предположив, что курайшиты бросят все силы на их поиски, они решили временно укрыться в пещере на горе Саур.

Обнаружив в постели Мухаммада ﷺ его двоюродного брата, заговорщики пришли в ярость. Они долго допрашивали и били ‘Али (да будет доволен им Аллах), чтобы разузнать, куда направился Пророк ﷺ. Курайшиты подвергли оскорблениям Асму бинт Абу Бакр (да будет доволен ею Аллах), но так и не добились ответа. За поимку беглецов живым или мёртвым было обещано вознаграждение в сто верблюдов. Согласно преданию, Аллах послал паука заткать вход в пещеру паутиной и преследователи не стали её осматривать.

Через три дня, когда поиски почти прекратились, Пророк ﷺ и Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) покинули пещеру и направились в Медину по безлюдной дороге вдоль берега Красного моря. В пути их сопровождали опытный проводник и вольноотпущенник Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), помогавший им, когда они прятались в пещере.

В понедельник 8 раби‘ аль-авваль (22 сентября 622 г.) спутники добрались до местечка Куба в окрестностях Медины. Спустя некоторое время к ним примкнул ‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах), который задержавшийся в Мекке, чтобы вернуть владельцам все вещи, отданные пророку Мухаммаду ﷺ на хранение. В Кубе Пророк ﷺ провёл четыре дня. Там он основал первую мечеть. В пятницу 12 раби‘ аль-авваль (26 сентября 622 г.) он верхом на своей верблюдице въехал в Медину.

Мусульмане обрадовались приезду Пророка ﷺ. Каждый из них горел желанием принять Посланника Аллаха ﷺ в собственном доме. Однако верблюдица продолжала идти, пока не дошла до квартала родственников Мухаммада ﷺ по материнской линии. Верблюдица остановилась на том самом месте, где ныне возвышается Мечеть Пророка (Масджид ан-Набави).

Значимость хиджры

Переселение мусульман в Медину получило название «Хиджры». Мекканцы, прибывшие в Медину стали именоваться «переселенцами» (мухаджирами), а верующие из числа коренных жителей Медины — «помощниками [Пророка]» (ансарами). Хиджра была не бегством от трудностей и испытаний, а была этапом подготовки к будущим преобразованиям и победам, которые открыли перед мусульманами новые возможности для духовного роста.

Хиджра стала поворотным моментом в истории ислама. В Мекке мусульмане скрывались, защищались и отстаивали свои права и свободы, а в Медине они впервые почувствовали себя реальной силой. Мусульмане получили возможность самостоятельно принимать решения, беспрепятственно поклоняться Богу и выполнять Его веления. Появились условия для формирования основ мусульманского государства и новых общественных отношений.

По инициативе Пророка ﷺ мухаджиры и ансары побратались друг с другом. Несмотря на то, что сами коренные мединцы жили скромно, они охотно делились с переселенцами своими домами и имуществом. Ансары искренне возлюбили своих собратьев по вере, хотя они понимали, что брошенный курайшитам вызов может привести к серьёзным последствиям. От имени мухаджиров Посланник Аллаха ﷺ заключил с жителями Медины соглашение, по которому все верующие обязались поддерживать друг друга, противодействовать тем, кто разжигает вражду или поступает несправедливо, а при разрешении всех спорных вопросов довольствоваться решением Аллаха и Его Посланника ﷺ.

Хиджра ознаменовала окончательный разрыв с прежней системой отношений, которая обеспечивала безопасность личности в аравийском обществе. Мусульмане объединились в духовную общину (умму), которая гарантировала неприкосновенность жизни, чести и имущества не только верующим, но и тем, кто пользовался их защитой. Были стёрты различия, обусловленные происхождением, цветом кожи и местом рождения. Каждый человек мог отличиться среди других благодаря своим способностям и благочестию.

Изменение положения мусульман нашло своё отражение и в содержании коранических откровений. В Мекке ниспосылались аяты, которые касались внутреннего мира верующих и основ мусульманского вероучения, принципов нравственности и человеколюбия. После хиджры характер откровений изменился: коранические предписания были связаны главным образом с социальными, экономическими и политическими аспектами жизни мусульман.

При халифе ‘Умаре (да будет доволен им Аллах) Хиджра была принята за отправную точку нового летосчисления. Летосчисление по хиджре основывается на лунном календаре с длиной года в 354 дня. Для перевода дат по хиджре на европейский солнечный календарь существуют специальные таблицы и формулы. В Иране эра по хиджре исчисляется на основе солнечного года (шамси) с постоянным соответствием дат.

Лексическое значение слова «хиджра» - переселение из одного места в другое. В исламской теологии этим термином обозначают переселение пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) из Мекки в Медину, произошедшее в 622 году по григорианскому летоисчислению. Этот же термин используют для обозначения переселения какой-либо исламской группы или общины, притесняемой по религиозным признакам.

Хиджра в исламской истории

Первая мусульманская община, существовавшая в городе Мекке, испытывала огромные трудности в отправлении своих религиозных культов в результате системного притеснения со стороны языческого большинства. Во время хаджа в 622 году в Мекку прибыло 75 мусульман из Медины. Они приняли ислам от Мусаба бин Умайра, которого пророк за год до этого отправил в будущую столицу мусульманского государства с целью распространения ислама. 75 мединских мусульман тайно встретились с пророком у местечка Акаба, где они дали пророку присягу и обязались защищать его и всех его последователей также, как они защищают себя и свои семьи. Это была вторая присяга у Акабы, называемая «присяга войны», так как мединские мусульмане обещали защищать интересы исламской общины, в том числе и посредством оружия. Присяга, данная пророку за год до этого, группой мусульман, состоявшей из 12 человек, называется «присягой женщин», так как во время данной присяги мединцы обещали соблюдать предписания ислама, но не решились встать на защиту пророка, боясь конфронтации со стороны своих соплеменников, исповедовавших языческие культы. Именно после второй присяги у Акабы пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) пришел к решению вместе со всеми членами мусульманской общины Мекки совершить переселение в город Медину. Пророк, обратившись к своим последователям, объявил: «Мне было показано место вашего переселения, оно у оазиса, находящегося между двух гор». Таким образом, пророк дал разрешение на совершение переселения. Вторая присяга у Акабы была дана пророку в последний месяц зуль-хиджа 12 года его пророческой миссии. Со следующего месяца мухаррам (июль 622) началось переселение мусульман.

Жители Мекки исламского вероисповедания при переселении в Медину были вынуждены оставить все свое имущество, богатство, дома, родных, близких. Все это было сделано ради того, чтобы восторжествовало учение ислама. Мусульман, переселившихся из Мекки, мединцы назвали «мухаджирами» - переселенцами. Мусульман города Медины, встретивших и приютивших мекканских переселенцев, назвали «ансарами» - помощниками. Мухаджиры и ансары часто упоминаются в Коране.

В течение месяцев мухаррам и сафар мусульмане со своими семьями покинули Мекку. Они уходили из Мекки тайно, небольшими группами. Мекканские переселенцы массово селились в деревне под названием «Авали» в предместьях Медины.

Отважный сподвижник пророка Умар (да будет доволен им Аллах) отказался уходить из Мекки тайком, повесив на плечо свой меч, он начал совершать ритуальный обход вокруг Каабы. Во время совершения обхода он громким голосом обратился к многобожникам, говоря: «Вот я ухожу в Медину. Если кто-то хочет, чтобы его мать проливала по нему слезы, если кто-то хочет оставить своих жен вдовами, а детей сиротами, пусть преследует меня». Умар переселился в Медину за 15 дней до того как переселился пророк.

За короткий период мусульмане ушли из Мекки. Пророк оставил с собой лишь Абу Бакра и Али. Когда Абу Бакр спросил у пророка разрешения на переселение, пророк ответил ему таким образом: «Не спеши, Аллах даст тебе благого спутника». Также, помимо пророка, Абу Бакра и Али в Мекке остались те, кто не смог совершить переселение. Это были мусульмане, насильно удерживаемые членами своей семьи под домашним арестом, дабы они не ушли от них вместе с пророком, а также рабы и рабыни. На тот момент пророк находился в очень опасном положении.

Переселение пророка

1.) Договор у Дар – ан Надва

В результате двух присяг, данных у Акабы, в Медине началось интенсивное распространение новой исламской веры, что очень сильно озаботило язычников. Масло в огонь подливало и переселение, совершавшееся на тот момент мусульманами. Язычники понимали, что если пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сможет, покинув Мекку уйти в Медину, он непременно возглавит набирающую силу мусульманскую общину. Дело в том, что через Медину проходил караванный путь, ведущий из Мекки в Сирию. Естественно, мекканской знати не хотелось, чтобы этот важный, с точки зрения торговли пункт контролировали люди «предавшие религию своих отцов». Они также опасались того, что из-за всех многолетних притеснений и угнетений, совершенных в отношении мусульман в Мекке, мусульмане, собрав силы, могут им отомстить. Главы племени Курайш, осознававшие всю серьезность ситуации, собрались в местечке Дар ан-Надва для того, чтобы решить, что делать с остававшемся на тот момент в Мекке Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует). Самое подходящее предложение, по мнению собравшихся, исходило от главного врага пророка Абу Джахля. Он сказал собравшимся: «Мы выберем по одному представителю от каждого рода племени Курайш. Они одновременно нанесут удар своими мечами по Мухаммаду и убьют его. Так, никому не будет известно, кто в действительности убил Мухаммада, от чьего удара он погиб. Таким образом, кровь Мухаммада будет разделена между всеми родами, хашимиты не смогут мстить всем родам за кровь своего родственника. Они будут вынуждены согласиться с выплатой компенсации за пролитую кровь. Так мы решим этот вопрос». Все собравшиеся приняли предложение Абу Джахля. Для совершения запланированного убийства было подготовлено 40 бойцов, представителей всех родов племени Курайш.

2.) Пророк в окружении

Ангел Джабраил заведомо сообщил пророку о планах многобожников. «Сегодня ты не ляжешь на свое ложе, сегодня ты покинешь свой дом» - сказал ангел. Таким образом, и пророку было разрешено совершить переселение. Пророк призвал к себе Али и сказал ему: «Я отправляюсь в Медину. Этой ночью ложись на мое ложе, укройся моим покрывалом. Пусть многобожники думают, что в постели лежу я, не выдавай себя, после же сразу уходи в Медину».

Согласно плану, избранные душегубы племени Курайш окружили дом пророка. Они планировали напасть на пророка утром, когда он выйдет из дома. Али лег на ложе пророка. Пророк же в этот момент набрал в ладонь горсть песка и, обходя свое жилище, сыпал этот песок на многобожников, окруживших его дом. На каждого из убийц попали песчинки, насыпаемые ладонью благословенного посланника Аллаха. Всех их охватил глубокий сон. При этом пророк читал первые 9 аятов суры «Ясин», где есть слова с таким смыслом: «И Мы выстроили перед ними и позади них стену, окружили их завесой, и они не видят». Так пророк прошел между многобожников, заснувших на задании. Наступило утро, курайшитские бойцы были твердо уверены, что их жертва в их руках. Не дождавшись выхода пророка из дома, они вломились в жилище благородного посланника Аллаха дабы осуществить свой подлый план. Но тут мекканский «спецназ» ждал сюрприз, вместо Мухаммада в постели находился его двоюродный брат Али. Негодованию многобожников не было предела. Они обыскали весь дом, но никого не нашли. Они обошли всю Мекку, но Мухаммада нигде не было.

Разъяренные враги ислама объявили о награде в 100 верблюдов поймавшему Мухаммада. Эта весть мгновенно разнеслась по всем улицам Мекки. Все наемные убийцы, следопыты, да и просто искатели приключений разом сорвались со своих мест и ринулись на поиски Мухаммада, которому удалось незаметно выйти из плотного кольца окружения. Поиски шли и в городе и за его пределами.

После того, как пророк преспокойно вышел из окружения, он под покровом арабской ночи направился к святой Каабе. После совершения ритуального обхода Каабы он обратился к своему родному городу, сказав: «О Мекка, ты самое лучшее место перед Аллахом на этой земле, и самое любимое место для меня. Если бы я не был вынужден тебя покинуть, я никогда бы этого не сделал». В полдень наступившего дня, он пришел в дом Абу Бакра и объявил о том, что они вместе с соизволения Аллаха отправятся в Медину. Абу Бакр, не сдерживая слез радости, указывая на двух верблюдов, которых он 4 месяца не выпускал наружу и кормил их листьями деревьев, сказал: «Выбирай, какого хочешь, о, посланник Аллаха».

3.) Двое в пещере

Дождавшись наступления ночи, они вышли через заднее окно и, сняв свою обувь, на носочках, проследовали в южную часть города. Преодолев 3 мили за полтора часа, они достигли горы «Саур» и расположились в пещере, находящейся на вершине этой горы. Они прятались в этой пещере 3 дня (с ночи с четверга на пятницу до воскресенья) пока не закончились поиски по их поимке. Сын Абу Бакра Абдуллах навещал их по ночам и докладывал об обстановке в Мекке. Слуга Абу Бакра Амр бин Фухайра, пасший овец, вечерами приходил к горе «Саур» и приносил пророку и его спутнику молоко.

Следопыты, искавшие пророка и Абу Бакра, следуя по их следам, пришли к входу в пещеру. В пещере были слышны шаги и разговоры преследователей. Абу Бакр приподняв голову, увидел их ноги и взволнованно сказал пророку: «О, посланник Аллаха! Если они нагнутся, то увидят нас». На что пророк ответил: «Не бойся, Аллах нам поможет». Преследователи взглянули на вход в пещеру и увидели, что паук свил паутину и один белый голубь, свив гнездо, высиживал яйца. Курайшиты, решив, что осматривать пещеру в таком случае бессмысленно повернули обратно.

То, что пророк вышел в путь узнали в Медине. Мединцы каждое утро выходили из города и ждали прихода пророка. 12 рабиуль-авваль/23 сентября 622 года мусульмане Медины также вышли за пределы города встречать пророка. Ожидание прервал обеденный зной, из-за которого последователи Мухаммада возвратились в свои дома. В этот момент один из евреев поднялся по своим делам на крышу своего дома и увидел вдали двух всадников на верблюдах, одетых в белые одеяния. Он воскликнул: «О, вы, которые целыми днями в ожидании смотрели на дорогу! Идет тот, кого вы столько ждали!»

Приход в Медину

1.) Пророк в Кубе

Согласно древнему обычаю, существовавшему в Медине, если происходило какое-либо торжество или праздник все жители надевали на себя вооружение. Долгожданный приход пророка Мухаммада в Медину стал поистине великим событием для многострадальной исламской общины. Поэтому, мединцы, услышав радостную весть, тотчас надев на себя свое вооружение, отправились встречать пророка. Мусульмане встретили пророка в деревне Куба, находящейся в часе пути от Медины. Пророк основал в Кубе первую в истории ислама мечеть, где он вместе со своими последователями совершил молитву.

2.) Первая пятничная молитва

Спустя 14 дней после прибытия в Кубу пророк Мухаммад в пятничный день оседлав верблюда, вместе со встретившими его мусульманами направился в сторону Медины. К обеду они достигли долины «Рануна», принадлежавшей сыновьям Салима бин Ауфа. Пророк Мухаммад, прочитав здесь 2 проповеди одна за другой, совершил вместе с верующими первую в истории ислама пятничную молитву.

3.) Медина встречает пророка

После совершения пятничной молитвы пророк продолжил свой путь в Медину. В этот день Медина переживала самый великий день в своей истории. Приход пророка стал настоящим праздником для мусульман. Толпы народа заполонили всю дорогу, идущую от деревни Куба до самой Медины. Женщины читали стихи, детские голоса пронизывали жаркий воздух арабского города громкими возгласами: «Пришел посланник Аллаха!», маленькие девочки веселились, ударяя в бубны. Никогда дотоле народ Медины не радовался так, как сейчас. Вся Медина в буквальном смысле ликовала от того, что сам посланник Аллаха стал одним из ее жителей.

Роль «Хиджры» в исламской истории

«Хиджра» спасла мусульман от угнетений и притеснений язычников, ислам получил возможность распространения, «хиджра» положила начало рождению мусульманского государства. Спустя 17 лет после «хиджры» во время правления праведного халифа Умара дата переселения пророка Мухаммада из Мекки в Медину была принята отправной точкой лунного летоисчисления. Данное летоисчисление на арабском языке называется по имени свершившегося события, то есть «Хиджри».

Пророк Мухаммад (мир ему и благословения Аллаха) переселился в Медину в 13 году своего пророчества 12 рабиуль-авваль/23 сентября 622 года. На тот момент пророку было 53 года.

Обязательна ли «хиджра» на сегодняшний день?

За каждое совершенное благодеяние Аллах дарует человеку духовную награду. Несомненно, что человек, совершивший переселение ради Всевышнего Аллаха, также достоин великой награды. Аллах в Коране сказал: «Те, которые уверовали, совершили переселение и сражались на пути Аллаха своим имуществом и своими душами, выше пред Аллахом. Они являются преуспевшими» (Тауба 20). «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это - великое преуспеяние» (Тауба 100). «Тех, которые переселились ради Аллаха после того, как подверглись притеснениям, Мы одарим прекрасным жилищем в этом мире, а вознаграждение в Последней жизни будет еще больше. Если бы они только знали» (Нахль 41).

Амр бин аль-Ас обратился к пророку, говоря: «О, посланник Аллаха! Я готов дать тебе присягу при условии, что будут прощены все мои грехи совершенные прежде». На это посланник Аллаха ответил так: «О Амр! Неужто, ты не знаешь, что Аллах прощает все грехи тому, кто принял ислам?! Также и хиджра и хадж. Кто совершит их, тому Аллах простит ему все его прежние грехи».

Аллах является единственным истинным творцом всего сущего. Аллах создал этот мир для человека и подчинил ему то, что есть на этой земле. Человек же создан Аллахом для того, чтобы он поклонялся Ему и жил на этой земле согласно Его законам.

Аллах по этому поводу говорит в Коране: "О, Мои верующие рабы! Воистину, Моя земля обширна, поклоняйтесь же Мне!" (Анкабут 56).

Этот аят ниспослан по поводу мусульман проживавших в Мекке и не имевших возможности открыто исповедовать свою религию.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Все королевства принадлежат Аллаху. Все рабы принадлежат Аллаху. Так селитесь же там, где есть для вас благо. (İbn Kesîr Tefsirü'l-Kur'âni'l Azim II14).

Все люди - это рабы Аллаха, и вся земля со всеми ее сторонами принадлежит лишь Аллаху. Земля настолько обширна, что она способна вместить всех людей, которых Аллах поселил на ней. Соответственно, если на территории, где проживают мусульмане, идет притеснение членов исламской общины по религиозному признаку, у них нет возможности поклоняться Аллаху, совершать свои религиозные обряды, или же их заставляют принимать иную веру, в этом случае данная территория считается не пригодной для проживания верующих мусульман. В данном случае мусульмане должны подыскать для себя более комфортное место для проживания. Самым предпочтительным местом проживания для мусульманина является та территория, где он может свободно поклоняться Всевышнему Аллаху.

Каждый человек любит свою родину, потому что он здесь родился, вырос, здесь его родня, его имущество, работа и много того, что связывает его со своим родным краем. Но как бы там не было, мусульманин должен жить там, где он свободно может исповедовать свою религию.

«Если мусульманин не может поклоняться единому Аллаху на месте своего проживания, или же он испытывает какие-либо трудности в отправлении религиозных культов, в этом случае ему необходимо покинуть данную местность и переселиться туда, где есть свобода вероисповедания. Главной задачей мусульманина является поклонение Аллаху, ради этой цели он должен приложить все усилия для совершения хиджры туда, где бы он мог выполнять свои религиозные обязанности» (Elmalı U.H. Y. Hak Dinî Kur'ân Dili V 3790).

Если на территории, где проживают мусульмане, существует религиозная терпимость по отношению к исламской религии и им позволяется веровать в Аллаха, строить культовые здания, религиозные учебные заведения и совершать свои обряды, то в данном случае совершать хиджру не обязательно.

По нашему мнению, Россия является наиболее подходящим местом для проживания граждан, в том числе исламского вероисповедания, так как ислам для России не является чуждой идеологией, а наоборот, это традиционная конфессия, представители которой веками проживали на территории нашей страны. За многие века совместного существования различных религиозных конфессий у россиян выработалось особое чувство добрососедства и уважения по отношению друг к другу.

В истории Ислама переселение пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) из Мекки в Медину называют «хиджрой»

В силу непрекращающихся притеснений и злодеяний язычников Мухаммад (салляллаху аляйхи ва саллям) разрешил мусульманам переехать из Мекки в Медину. Мусульмане начали целыми группами переселяться в Медину. Ради религии они бросили свои дома, в которых родились и выросли, оставляли свое имущество, устремившись к свету надежды, который загорелся в Медине.

Кроме Абу Бакра, Али и еще нескольких мусульман рядом с пророком (салляллаху аляйхи ва саллям) в Мекке никого не остался. Невзирая на все трудности, наш пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) продолжал выполнять свою миссию. Так завершился тринадцатый год пророчества в Мекке.

Принятие Ислама жителями Медины и переселение мусульман Мекки в Медину могли привести к созданию сильной мусульманской общины. Такие перспективы сильно испугали язычников. Чтобы на корню уничтожить Ислам, они тайно собрались в месте под названием «Дар ан-надва» («Дом собраний») и по предложению Абу Джахля приняли решение убить Мухаммада (салляллаху аляйхи ва саллям). Чтобы выполнить это ужасное решение, они от каждого рода выбрали по одному молодому человеку. Эти избранные люди, вооружившись, окружили дом пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) и стали ждать, когда он выйдет из дома.

Всевышний Аллах через Джабраила сообщил Мухаммаду (салляллаху аляйхи ва саллям) о тайно принятом язычниками решении убить его и разрешил ему совершить хиджру (переселение). пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) уложил в свою постель Али и вышел из дома, невзирая на кольцо окруживших его язычников. затем он направился к дому Абу Бакра. Всевышний Аллах защитил пророка. пятьдесят вооруженных язычников не увидели его.

После завершения всех приготовлений пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) вместе с Абу Бакром ночью отправились к горе Савр, находящейся на расстоянии полуторачасовой езды от Мекки, и укрылись в одной пещере. Утром язычники поняли, что пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) ушел из дома и стали его искать. за Мухаммада (салляллаху аляйхи ва саллям) назначили награду в сто верблюдов. преследователи по следам стали искать беглецов и подошли прямо к пещере. Они увидели, что прямо у входа паук свил свою паутину. Когда некоторые захотели войти внутрь, другие заметили: «Если бы туда зашел человек, здесь не было бы паутины и гнезда голубя». после этого преследователи повернули обратно.

Когда язычники подошли прямо к пещере, Абу Бакр испугался: - О, посланник Аллаха! Сейчас нас увидят! 

Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) ответил ему: - Не переживай, Аллах с нами!

То, что паук закрыл паутиной вход в пещеру, а голубка свила гнездо в ветвях растущего там дерева и отложила яйца, все это было чудом. Всевышний Аллах оберегал Своего любимого посланника этими чудесами, и неведомая сила развернула врагов, подошедших прямо к пещере.

Три дня прождав в пещере, пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) и Абу Бакр вышли в путь, направляясь в Медину. Следы беглецов обнаружил воин по имени Сурака, который стал преследовать их. Он изо всех погонял своего коня и, наконец, приблизился к ним. И в этот момент его конь споткнулся, а сам Сурака упал на землю. поднявшись, он снова бросился вперед, но на этот раз ноги коня по колени завязли в песке. Конь остановился, будто вкопанный. Неведомая сила тащила коня обратно. попав в такое положение, Сурака испугался и раскаялся в своих деяниях. Он попросил прощения у Мухаммада (салляллаху аляйхи ва саллям) и повернул обратно. Встретив тех, кто все еще преследовал пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), он отправлял их обратно, говоря: «здесь никого нет». позднее Сурака стал мусульманином.

Наш любимый пророк(салляллахуаляйхивасаллям), завершив историческое путешествие, длившееся целую неделю, в понедельник добрался до селения Куба, находящегося вблизи Медины. здесь его встретили с огромной любовью.

В этом селении Мухаммад (салляллаху аляйхи ва саллям) оставался более десяти дней. под его руководством была построена мечеть Куба. при ее строительстве он своими благородными руками носил камни и трудился, как простой рабочий.

Это была первая мечеть в Исламе. Именно в Кубе путников догнал Али, который выехал из Мекки через три дня после отъезда пророка (салляллаху аляйхи ва саллям).

Как встретили пророка​​​​​​​ (салляллаху аляйхи ва саллям) в Медине

В пятницу пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) вместе с другими мусульманами направился из Кубы в Медину. Когда они добрались до места, где жило племя Бани Салим, наступило время полуденного намаза. Мухаммад (салляллаху аляйхи ва саллям) сообщил мусульманам о том, что совершение пятничного (джума) намаза стало фардом (обязательным). здесь и совершили пятничный намаз. после этого пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) продолжил свой путь.

С праздничным настроением жители Медины выстроились по обе стороны дороги, чтобы встретить этого почетного гостя. Когда мимо них проходил пророк (салляллаху аляйхи ва саллям), они восклицали: «Добро пожаловать, о, посланник Аллаха!» Дети радостно кричали: «прибыл посланник Аллаха!»

Наш пророк (салляллаху аляйхи ва саллям), которого в Медине встретили с такой огромной радостью, остановился в доме Халида бин Зайда (Абу Аюба аль-Ансари). здесь он прожил семь месяцев.

СТРОИТЕЛЬСТВО «МЕЧЕТИ ПРОРОКА» (МАСДЖИДИ НАБАВИ)

Рядом с домом Абу Аюба Ансари был пустой участок земли. Мухаммад (салляллаху аляйхи ва саллям) купил этот участок и построил на нем мечеть, по периметру которой разместились комнаты для его семьи. затем он переехал сюда из дома Абу Аюба аль-Ансари.

Это и есть Мечеть пророка (Масджиди Набави), которую сейчас посещают паломники со всего мира. На строительстве этой мечети лично работал сам пророк (салляллаху аляйхи ва саллям), нося на спине кирпичи.

БРАТСТВО МЕЖДУ АНСАРАМИ И МУХАДЖИРАМИ

Мусульман, переехавших в Медину из Мекки, называют «мухаджирами», что переводится как «переселившиеся», а мусульман Медины называют «ансарами» - «помощниками» – за ту помощь, которую они оказали переселенцам.

Жители Медины всячески помогали мухаджирам, которые оставили в Мекке все свои богатства и имущество. Они прижали их к груди, приютили в своих домах и делили с ними свой хлеб.

В истории человечества не было подобной общины, члены которой так любили бы друг друга и так искренне были бы привязаны друг к другу. Эта история, которая служит примером всему миру, является наиболее ярким проявлением исламского братства.

Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) каждого мухаджира сделал побратимом одного их ансаров. Это братство было сильнее кровного родства. Ансары и мухаджиры, которых на протяжении всей истории Ислама всегда вспоминали с особым почетом, сослужили великую службу для нашей религии.

ШКОЛА ПРОРОКА (салляллаху аляйхи ва саллям) И «ЛЮДИ НАВЕСА»

На одной стороне мечети пророка был навес, по-арабски – «суффа». людей, нашедших здесь приют, прозвали «людьми навеса» – «асхаби суффа».

Здесь жили бедняки, у которых не было жилища. Когда была работа, эти люди работали и обеспечивали себя пропитанием. Когда не было работы, о них заботились пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) и состоятельные сахабы. Если кто-то из «людей навеса» женился, то переезжал в отдельный дом, создавал новую семью.

«Люди навеса» всегда находились в обществе Мухаммада (салляллаху аляйхи ва саллям) и получали пользу от его знаний. Свои дни они проводили в поклонении и изучении наук. В Исламе первой образовательной и воспитательной системой является именно «Школа навеса». И учителем сахабов, получавших здесь знание, был сам пророк (салляллаху аляйхи ва саллям). Именно в этой школе был воспитан Абу Хурайра – сахаба, который передал самое большое число хадисов Мухаммада (салляллаху аляйхи ва саллям).

Среди воспитанников «Школы навеса» были великие ученые, которые лучше всех понимали и разъясняли положения исламской религии, священный Коран и хадисы. Именно из их числа выбирали тех людей, которых отправляли в качестве исламских учителей в другие места. поэтому это место, называемое «Суффа», было первой школой в истории Ислама. Выпускники этой школы сыграли огромную роль в деле распространения Ислама и обучения религиозным предписаниям.