Халифат в онлайне

Халифат в онлайне

Вот уже почти год одной из главных мировых сенсаций является Исламское государство ( Исламское государство Ирака и Леванта, Исламское государство Ирака и Шама, Халифат, ИГ и т.д.). 

Исламисты ведут боевые действия на территории Ирака и Сирии, провозглашая в качестве конечной цели своего «похода» образование единого салафитского исламского государства на территории Месопотамии и Ближнего Востока. Естественно, что в случае реализации этого плана, все независимые государства, находящиеся на этих территориях, будут поглощены Халифатом, а на их территориях будет установлен шариат.

Исламское государство (далее – ИГИЛ) имеет достаточно обширные ресурсы для активной экспансии. Во-первых, их государственное образование можно рассматривать как проект Катара – одной из богатейших стран арабского мира, которая не жалеет средств для претворения в жизнь своих внешнеполитических начинаний. Во-вторых, ИГИЛовцы, во многом из-за неверных расчетов и политической близорукости Вашингтона, неплохо поживились за счет иракской армии, вооруженной и экипированной США, но практически не способной оказывать радикалам серьезного сопротивления. В третьих, под контролем ИГИЛ находится ряд нефтяных месторождений, что позволяет им за счет демпинга сбывать добытую нефть на черном рынке (формально покупка нефти у ИГИЛ будет расценена мировым сообществом как поддержка терроризма). 

Но все перечисленное – лишь часть того, что послужило залогом успехов ИГИЛ. Как это ни парадоксально, фундаменталисты - ортодоксы превосходно чувствуют веяния времени и по полной используют, пожалуй, одно из самых мощных орудий «массового поражения» - интернет. 

Во всех действиях радикалов на мировом информационном поле читается продуманная стратегия, что немного не вяжется со стереотипным образом бородатых варваров с автоматами. Тем не менее, ситуация говорит сама за себя. Еженедельно в онлайн попадают профессионально срежессированные видеоролики боевых операций ИГИЛ, интервью с их полевыми командирами и активистами, фотографии «трофеев» и убитых противников. Зрелище не для слабонервных, но нельзя отрицать, что все это сделано с холодным профессионализмом. 

Весьма активно идет «медиа-джихад» и в социальных сетях, где регулярно создаются аккаунты, распространяющие ту или иную информацию об ИГИЛ. Администрация ресурсов блокирует пропагандистские аккаунты радикалов, но они лишь множатся. 

Помимо традиционно «текстовых» Twitter, Facebook и т.д., радикалы освоили один из самых популярных сегодня сервисов – Instagram. Правда, выкладывают они туда отнюдь не фотографии завтраков, цветов или милых котят – как правило, это поля сражений, горящая техника, а «селфи» бойцы ИГИЛ предпочитают делать на фоне трупов убитых врагов. Популярный сервис Ask выполняет функцию онлайн-вербовщика в ряды Исламского государства - потенциальный джихадист из любой точки мира и совершенно анонимно может задать вопрос, куда ему следует прибыть, если он желает присоединиться к ИГИЛ, с кем связаться и т.д. 

Естественно, весь диалог проходит в закрытом приватном режиме, поэтому отследить участников беседы бывает достаточно сложно. Ну и, безусловно, главной медиа-площадкой для боевиков является популярнейший видео-хостинг Youtube, на который они заливают различные видео самой широкой направленности. 

Условной их можно разделить на несколько типов: 1) презентационные – демонстрируют мощь и военные успехи ИГИЛ, как бы являясь своеобразной видео-визиткой; 2) интервью с боевиками и командирами; 3) казни неверных и обращения к мировым державам; 4) сцены «мирной жизни» в «Халифате», интервью с жителями. В итоге мы можем наблюдать достаточно сложную и разветвленную пропагандистскую схему, которая способна создать в сознании зрителя довольно устойчивый образ ИГИЛ. Образ, в котором молодые, не способные еще к критическому осмыслению умы, могут найти для себя немало привлекательного. 

То, что пропагандисты ИГИЛ выбрали в качестве своей основной аудитории молодежь – не случайно. Для молодых людей в большей степени характерны романтические воззрения, абсолютизация понятий «добро» и «зло», неспособность критически осмыслять происходящее и идти на компромиссы. Именно на таких «бунтарей» и делают ставку в ИГИЛ. Достаточно внимательно просмотреть их ролики, чтобы в этом убедиться. Условно-военные сюжеты напоминают современные видеоклипы – быстрая смена кадров, разные ракурсы, яркая и «живая» картинка, они буквально источают пафос и браваду исламистов. В сознании зрителя формируется образ грозной и непобедимой силы. 

Ролики «из мирной жизни», напротив, создают образ этакого справедливого и братского государства, где «с каждого – по возможностям, каждому – по потребностям». Мусульмане-эмигранты из Европы радостно рассказывают (сопровождается англоязычными субтитрами – по всем правилам «большого кино»), как они счастливы, что перебрались на Ближний Восток, без сожаления сжигают и рвут свои европейские паспорта. В этом мире нет места опостылевшему обществу потребления, лицемерию, негласному диктату богатых, пошлости, разврату и всему тому, что способно вызвать ненависть в воспалённом сознании молодого человека, отчаянно ищущего «справедливости». О том, что в этом мире нет места гуманизму и милосердию, задумается далеко не каждый. 

Пропаганда исламистов рассчитана не только на жителей традиционно исламских стран, но и на европейцев (среди которых много этнических мигрантов из арабского мира) и американцев. И, надо признать, этот расчет оказался верным – количество «рекрутов» из Нового и Старого света постоянно растет. Несколько месяцев назад грянул скандал вокруг Джихади Джона – хип-хоп исполнителя арабского происхождения, выходца из элитного района Лондона, который поехал «на джихад» и добровольно сменил микрофон на армейский нож. Этим ножом Джон показательно на камеру казнил заложников-неверных, чем поверг европейскую общественность в состояние шока. 

Не так давно по ведущим каналам мира прошла информация о юноше из Австралии, который уехал в Ирак и стал там смертником ИГИЛ. Общее же число выходцев из «западного» мира, сражающихся в рядах ИГИЛ по разным подсчетам варьируется от нескольких сотен, до нескольких тысяч – точной статистики нет ни у кого. 

Вектор пропаганды исламистов очевиден – они стремятся изобразить ИГИЛ в качестве проводника справедливости и равенства, а также играют на идее о панисламском государстве, которое объединит всех мусульман (при этом, однако, сунниты - ИГИЛовцы уничтожают представителей других ветвей ислама и даже умеренных суннитов-традиционалистов) в рамках большой, богатой и успешной формации. 

Надо признать, что на информационном фронте «западный» мир пока проигрывает, а это значит, что пора пересматривать устаревшие концепции информационных войн, и перестать воспринимать интернет и его популярные сервисы в первую очередь как средства развлечения. Как показывает практика, в умелых руках они могут быть грозным оружием. Вместе с тем, успехи ИГИЛ объясняются не только военным потенциалом, но и продуманной медиа-стратегией. Она основана на использовании политической интернет-коммуникации — распространении через онлайн-ресурсы профессионально смонтированных видеороликов, демонстрации фотографий с места боевых действий, публикации сообщений на разных языках в социальных сетях и блогах и др. 

Так, новостные и информационные сообщения ИГИЛ распространяет через социальные сети Twitter и Facebook, которые периодически блокируют страницы исламистов, что, однако, не мешает последним сразу же создавать новые учетные записи. Видеоролики передаются преимущественно через канал Youtube. Кроме того, используются такие онлайн-сервисы, как JustPaste, на котором публикуются итоги военных сражений, и SoundCloud, где выкладываются аудиосообщения от лидеров организации, а также приложения Instagram для обмена фотографиями и WhatsApp для распространения рисунков и видео. Для коммуникации с новообращенными сторонниками используется популярный онлайн-сервис Ask.fm. 

Когда новообращенные задают вопрос, что делать по прибытии в Турцию или Сирию, они получают ответ «свяжись со мной» — и дискуссия становится закрытой, то есть осуществляется при помощи сервисов мгновенных сообщений и прочих. Таким образом, комбинируются все существующие в интернете каналы коммуникации, как открытые, так и закрытые. Эффект усиливается за счет хорошо проработанных тактики и стратегии. Интернет-медиа используются ИГИЛ для расширения числа сторонников, привлечения новых бойцов, устрашения врагов и доказательства того, что им действительно удалось создать исламское государство, основанное на религиозных канонах. 

В западной прессе интернет-стратегию ИГИЛ иронично обозначают как «онлайн-джихад 3.0». Эта стратегия действительно приносит плоды — число мусульман, поддерживающих ИГИЛ, растет как на Ближнем Востоке, так и в странах Запада. Отметим, что медиа-стратегия ИГИЛ, которую премьер-министр Австралии определил как «культ смерти», направлена в основном на молодежь и основана на хорошем понимании современной молодежной культуры. 

ИГИЛ умело подбирает информационные поводы. Действия ИГИЛ можно сравнить с хорошо спланированным действием, призванным постоянно держать онлайн-аудиторию по всему миру в напряжении, вызывать восхищение среди сторонников и страх и панику среди врагов. Преимуществом интернета с точки зрения подобной стратегии является отсутствие традиционных «привратников» (газет и телевидения, которые ранее имели возможность определять новостную повестку дня и характер подачи информации), что позволяет выйти на глобальную аудиторию. 

Попытки западных стран противостоять ИГИЛ в среде социальных медиа пока не представляются столь же успешными. Так, Государственный департамент США распространяет сообщения, призванные снять романтический ореол с действий ИГИЛ, используя хэштэг #ThinkAgainTurnAway, однако он не пользуется значительной популярностью. Многие идеи, на которых базируется пропаганда ИГИЛ, выглядят тщательно продуманными и основываются на ментальных схемах населения арабских стран. В частности, стремление создать Исламский Халифат возвращает образы былого величия исламской цивилизации. 

ИГИЛ призывает молодежь, исповедующую Ислам, стать частью чего-то великого и успешного. Конечно, самой по себе медиа-стратегии недостаточно, но она подкрепляет военные победы и расширяет число сторонников. Как полагает авторитетный американский политолог Дж.Най, автор концепции «мягкой силы», в век информации не так важно, кто побеждает — важно, чья история побеждает.

ИГИЛ хорошо усвоил эту истину информационного общества. Жесткость ИГИЛ часто объясняют фанатизмом и средневековым менталитетом, она воспринимается как иррациональная. Однако политический анализ показывает, что за их действиями стоит рациональная стратегия, направленная на привлечение новых сторонников, расширение социальной базы и психологическое воздействие на общества тех стран, которые воспринимаются как враги ИГИЛ. Основной инструмент этой стратегии — социальные сети и интернет. При этом ИГИЛ придает распространяемой информации узнаваемые по всему миру медийные образы жестокости и насилия, тиражируемые Голливудом и разработчиками видеоигр. Используются не только современные каналы коммуникации, но и молодежная поп-культура. «Мягкая сила» — концепция, впервые разработанная и опробованная странами Запада — сегодня активно инструментализируется ИГИЛ. 

По материалам мировых СМИ