Грехи разрушают награду за благодеяния

Грехи разрушают награду за благодеяния

Сберечь праведный поступок труднее, чем совершить его, и иной раз наши грехи уменьшают или даже полностью разрушают награду за благодеяния, которые мы совершили раньше. Коран неоднократно предостерегает нас от ширка и неверия, что разрушают всё хорошее, что совершил человек. Но есть и другие деяния, которые смывают награду, как проливной дождь смывает землю с гладкой скалы. Или испепеляют её, как огонь выжигает сад в засушливую погоду. Иной раз пропустить одну лишь послеполуденную молитву достаточно, чтобы лишиться награды за многие совершённые деяния. Как сказал об этом Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Кто пропустил послеполуденную молитву, у того стали тщетными его деяния» [Бухари 553].

Комментаторы разошлись во мнениях относительно смысла этих слов, и большинство имамов считали, что здесь не идёт речь обо всех благодеяниях, совершённых человеком. Возможно, тщетными и бесполезными становятся те дела, которые отвлекли его от своевременной молитвы. Или же он лишается награды за благодеяния, совершённые с рассвета до заката солнца, потому что в конце дня ангелы, записывающие деяния людей, сменяют друг друга, а потом поднимают свои записи к Аллаху. Но даже если этим словам есть более мягкое объяснение, сама перспектива лишиться результатов своих трудов пугает. Ведь Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не говорил по своей прихоти, а лишь передавал то, что внушалось ему.

Коран предостерегает нас и от другого опаснейшего поступка, испепеляющего благодеяния. Это — попрёк своими благодеяниями. Можно многим помочь человеку, сделать для него много хорошего, а потом обидеть его, попрекнуть сделанным добром, и эти обидные слова уничтожат самую большую милостыню. Всевышний сказал: «О вы, которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными попрёками и обидными словами» (сура 2 «Корова», аят 264). Неужели вы считаете тех, кому вы сделали добро, обязанными вам? Если вы сделали это ради Аллаха, в надежде на Его милость и прощение, то не должны ждать от людей даже благодарности. Тем более что это Аллах оказал вам милость, когда позволил вам помочь Его рабам. И от встречи с ними вы приобрели намного больше, чем они. Они получили от вас то, что поможет им в этой жизни, а вы получили шанс на спасение и милость в жизни вечной!

И как же больно думать, что ты лишился сада в Раю, который ты посадил и за которым ухаживал, надеясь собрать с него большой урожай. Или что ты отвернулся от милости, оказанной тебе Аллахом, и самолично погубил её. А разве не так мы поступаем, когда ослушиваемся Господа и пренебрегаем Его запретами? Разве для того мы встаём на молитву и просим Аллаха не оставлять нас, чтобы потом совершать низкие поступки у Него на глазах? Наши праведные предшественники хорошо осознавали это, и поэтому Катада ибн Диама сказал: «Кто из вас может не погубить свои праведные деяния дурными поступками, пусть сделает это, потому что добро стирает зло, а зло стирает добро, и главное в деянии — то, чем оно заканчивается» [Табари 21/226].