Готовься к новому дню

Готовься к новому дню

Благополучие, когда оно длится долго, делает человека беспечным к напоминаниям и безразличным к чужой беде. И в сердце прорастают зёрна самолюбования и высокомерия, и грешить становится проще, и чувство вины за содеянные не лучшие поступки замещается ощущением собственной значимости. И мало кто способен уберечь своё сердце от нафса, который не видит никого, кроме себя. Но для верующих у Аллаха есть испытания, которые очищают от грехов, избавляют от беспечности и помогают ценить блага, которые мы имеем. Посылая испытания, Всевышний воспитывает нас, раскрывая нам сердца, глаза и уши. И если урок не усваивается быстро, то оно затягивается, чтобы мы уразумели то, что упустили, и покаялись в том, что согрешили, и исправили то, что ещё можно исправить.

Через такие испытания Аллах являет нам величайшую милость, которой были лишены наши предшественники. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Моя умма будет помилована и не будет наказана в будущей жизни, а в этой жизни наказанием для неё будут испытания, землетрясения и смертоубийства» [Абу Давуд 4278]. То есть когда мусульмане забудут о своём предназначении и увлекутся мирскими заботами настолько, что обычные испытания и трудности перестанут приводить их к покаянию, искуплением для них в этом мире станут наводнения, землетрясения и войны. Как сказано об этом в Коране: «Бойтесь испытания, которое поразит не только тех из вас, кто был несправедлив, и знайте, что Аллах суров в наказании» (сура 8 «Военная добыча», аят 25).

Сколько невинных людей страдают в смутные времена! Сколько детей гибнут и теряют своих родителей! Сколько страданий приносят стихийные бедствия! И так трудно сохранять благоразумие, когда не понимаешь смысла всего происходящего. И очень легко призывать к смирению и утешать наградой от Аллаха, когда беда не коснулась тебя самого. А что делать тем, которые нуждаются не только в утешении, но ещё больше в материальной помощи? Хорошо, если рядом оказываются добрые люди, которые помогают подняться. А если рядом никого уже нет, а боль и унижения продолжаются многие годы?

Кто сказал, что на войне жизнь детей и мирных жителей стоит меньше? Кто вообще придумал эти законы? Кто дал человеку право массово истреблять других людей? Все эти концлагеря, ковровые бомбардировки, фосфорные бомбы. На войне, если уж она случилась, должны умирать солдаты, а женщины, старики, дети, монахи, богомольцы — все они находятся под защитой Аллаха, которую люди обязаны уважать. А если генералы больше не уважают законов Божьих, то тем хуже для всех нас. Если мы не понимаем, что дети в Мьянме, Сирии или Центральной Африке имеют не меньше права расти любимыми и счастливыми, чем дети где-нибудь в Финляндии, то тем хуже для всех нас. Потому что мир наш становится всё более небезопасным.

Вера — это всегда деяние добра. Вера учит делать добро людям, в первую очередь нашим родственникам, близким, соседям и нуждающимся, и вера складывается из наших праведных поступков. Забота о сиротах, беженцах и всех тех, кто не может позаботиться о себе, — это одно из лучших проявлений веры. Мы постимся для того, чтобы ослабить нашу тягу к земному, ту самую, которая мешает нам раздавать милостыню и отдавать нашим братьям предпочтение перед собой. И мы молимся для того, чтобы любовь к Аллаху делала нас смелыми на щедрые подвиги. И борьба на пути Аллаха положена для того, чтобы устранить препятствия, мешающие слабым увидеть истину и получить от богатых то, что полагается им по праву.

Передают со слов Абу Хурайры, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто заботится о вдовах и бедняках, подобен тому, кто борется на пути Аллаха, или тому, кто постится днём и молится по ночам» (аль-Бухари 5353, Муслим 2982).

Комментируя этот хадис, имам Ибн Батталь (9/218) пишет: «Кто не может бороться на пути Аллаха, или молиться по ночам, или поститься днём, пусть поступает согласно этому хадису и заботится о вдовах и бедняках, и в день воскрешения он будет собран вместе с муджахидами, притом что он ни шагу не ступил на пути Аллаха, и ни дирхема не жертвовал на это дело, и не встречался лицом к лицу с врагом, или же он будет собран вместе с теми, кто много постился и молился и займёт место среди них, притом что он был сыт днем и спал по ночам».

Размышляя над этим, понимаешь, что испытание, которому подвергается кто-то рядом с нами, в такой же мере является испытанием для нас самих. И такая же беда или другая обошла нас стороной, возможно, лишь для того, чтобы мы позаботились о них и не позволили погаснуть огоньку надежды в их сердцах. Потому что в его свечении нуждаемся все мы. Потому что густая мгла неверия и несправедливости не рассеется сама по себе, пока огоньки веры не зажгутся в сердцах миллионов вокруг.

Бедуины говорят, что даже когда засуха затягивается, земля не теряет надежду на дождь. И мы тоже не должны терять надежду на пробуждение и милость Аллаха. Мы уже проспали свою полночь, а перед рассветом нужно больше молиться и просить прощения. И пусть мгла ещё не рассеялась, это всё равно самые благодатные часы для тех, кто готовится к новому дню. Трудный час, после которого ожидается облегчение, всегда слаще, чем годы благополучия, после которых должно свершиться возмездие.

Эльмир Кулиев

e-minbar