Госсовет Татарстана—2021: не смогли отстоять должность президента и поддержали QR-коды

Госсовету Татарстана в 2021 году пришлось вступиться за должность президента республики, но отстоять этот пост, который был учреждён 30 лет назад, депутатам не удалось. Уже в следующем году им придётся менять Конституцию республики. В этом же году депутаты Татарстана отличились, напринимав различные запретительные законы: как для организаторов митингов, так и для участников выборов. Кроме того, парламентарии одобрили крупную налоговую льготу для мусоросжигательного завода и поддержали введение системы QR-кодов. "Idel.Реалии" подробно рассказывают обо всех решениях и инициативах парламента республики за год.
В середине декабря ассоциация автотранспортных предприятий Татарстана направила президенту республики письмо с просьбой компенсировать выпадающую выручку. Обращение подписали все перевозчики Казани.
На фоне введения ковид-ограничений пассажиропоток сократился более чем на 30%, пропорционально упала выручка, указали авторы письма. Чтобы не допустить банкротства, перевозчики попросили не оставлять их один на один с «проблемами, которые возникли из-за введения QR-кодов».
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан опубликовало проект постановления кабмина РТ о выделении средств бюджету Казани — на возмещение убытков муниципальных автотранспортных предприятий. Согласно описанию этого документа, в соответствии с распоряжением республиканского кабмина от 22.12.2021 №2773-р на указанные цели бюджетом Республики Татарстан предусмотрено 150 миллионов рублей. Львиная доля упомянутых денег, вероятно, уйдет на погашение лизинговых платежей. У муниципальных перевозчиков Казани в лизинге весь парк — около 400 автобусов. Ранее перевозчики отмечали, что лизингодатели уже предупредили их: в случае задержек платежей они готовы забрать автобусы.
Постановление о QR-кодах в общественном транспорте действует в республике с 22 ноября. До ужесточения мер власти заверили, что готовы помочь перевозчикам субсидиями в случае сокращения пассажиропотока и выручки. Однако порядок получения помощи до сих пор неизвестен, методика выплат прорабатывается, а предоставленные перевозчиками данные о снижении пассажиропотока Минтрансу еще нужно перепроверить. В ведомстве также отмечают, что пассажиропоток к концу декабря уже практически восстановился: если в первую неделю введения ограничений он упал на 30%, то сейчас снижение на уровне 5–6%.
«Если до введения кодов мы тонули, с их появлением мы упали на дно. И вот сейчас нас с этого дна хотят чуть-чуть приподнять — в то состояние, когда мы тонули», — так эмоционально оценивает в газете БИЗНЕС Online готовящиеся выплаты первый заместитель директора ООО «Байлык № 3» Руслан Юсупов. По словам собеседника издания, если исходить из той методики, по которой рассчитывают компенсации, предприятие получит около 1,1 миллиона рублей. Этого хватит, чтобы «хвосты подбить». Но только долги, связанные с закупкой запчастей, составляют 2 миллиона рублей. А у тех, где в лизинге более половины парка, задолженность намного больше, указал Юсупов. Он напомнил, что предприятия «задыхались» еще в октябре, но тогда никакой поддержки не последовало. «Что мы сейчас видим? Вчера солярка стала [стоить] 65 рублей! Не 43 рубля, когда мы в октябре просили помощи. Зато сейчас скажут: «Ну, мы же вам дали денег». Действительно, в понедельник биржевая цена на зимнее дизельное топливо в ходе торгов на Санкт-Петербургской бирже опять обновила исторический максимум и впервые превысила 65 тысяч рублей за тонну.
Юсупов ожидает, что субсидии перевозчикам придут прямо перед Новым годом: «Им надо в любом случае распределить бюджетные деньги до конца года. Я думаю, 31 декабря перечислят и отчитаются, что помогли. А у всех долгов выше крыши. Такой подарок на Новый год нам сделают».
Одобрение субсидий транспортным компаниям, отмечают эксперты, может вызвать реакцию других отраслей, пострадавших от введения QR-кодов. Возникший резонанс, по их мнению, является «одним из сигналов для руководства, что такого рода эксперимент себя не оправдал».
В свою очередь республиканские власти не сообщают, намерены ли они отменить систему QR-кодов в транспорте и доказала ли она свою эффективность. Но то, что акция принесла значительные убытки — стало очевидным.