Горе тем, которые пишут Писание собственными руками...

Горе тем, которые пишут Писание собственными руками...

"Горе тем, которые пишут Писание собственными руками, а затем говорят: «Это - от Аллаха», - чтобы купить за это ничтожную цену. Горе им за то, что написали их руки! Горе им за то, что они приобретают!" (2:79)

Как Коран был защищен от искажений

Первый халиф ислама Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) приказал выбрать группу для сбора всех фрагментов Корана, записанных на различных материалах и рассеянных среди мусульман.

Группу возглавил Зейд ибн Сабит. Из-за огромной ответственности, чтобы случайно не перепутать слова Корана, принимались только фрагменты, записанные в присутствии Пророка (мир ему и благословение) при наличии двух свидетелей, которые могли это подтвердить.

Затем текст всех собранных фрагментов сверили с текстом, существовавшим в устном варианте (сподвижники запомнили его наизусть) — это обеспечило отсутствие расхождений между письменной и устной версиями.

Когда эта задача была выполнена, полученный в результате свиток представили Абу Бакру. Он оставил его на хранение в архивах молодого мусульманского государства в Медине. Можно с уверенностью сказать, что экземпляр, имеющийся у Абу Бакра, точно соответствовал словам Пророка (мир ему и благословение), потому что он был составлен по письменным фрагментам и подтвержден множеством мединских хафизов. В случае расхождений, жители Медины указали бы на них. Но нам не известны никакие возражения против затеи Абу Бакра или ее результатов.

При правлении халифа Усмана (644-656) у мусульманской общины возникла новая проблема: произношение. При жизни Пророка (мир ему и благословение) Коран ниспосылался на семи диалектах. Они несколько отличались произношением отдельных букв и слов, но это не влияло на смысл.

Сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил о достоверности всех семи диалектов, что зафиксировано в сборниках хадисов Бухари и Муслима.

Причиной существования Корана на разных диалектах была необходимость его понимания разными племенами Аравийского полуострова. При правлении Усмана началось активное изучение Корана людьми, прибывавшими с окраин мусульманского мира: из Персии, Азербайджана, Армении, Северной Африки. Поэтому встал вопрос о том, как им произносить слова Корана, потому, что они слышали, что сами арабы произносят одни и те же аяты по-разному.

Хотя Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разрешил разное произношение и это не мешало чтению и изучению Корана, оно вызывало путаницу среди новых мусульман-неарабов. Поэтому Усман назначил группу ученых, которая должна была привести Коран в соответствие с диалектом племени Курайш и заняться распространением этого наречия по всей мусульманской империи.

Ученые (опять-таки под руководством Зейда ибн Сабита) собрали страницы Корана в одну книгу — мусхаф (от слова «сахифа» - страница) — на основании первых рукописей, достоверность которых заверили лучшие мединские чтецы Корана. Усман приказал сделать несколько экземпляров мусхафа, и его копии были разосланы в провинции в сопровождении чтецов, чтобы те учили народ Корану.

Теперь, когда Коран был собран, записан и стал регулярно переписываться, уже не было необходимости в многочисленных разрозненных фрагментах, которые хранились у разных мусульман. Усман повелел собрать эти фрагменты и уничтожить, чтобы их нельзя было использовать в будущем и посеять среди народа разнотолки. Этот факт часто используется ориенталистами в попытках доказать наличие неких неточностей или противоречий в тексте, которые Усман якобы хотел устранить. Но это слишком упрощенный взгляд на его решение.

План Усмана с готовностью одобрили все жители Медины, в том числе многие знаменитые сподвижники, например, Али ибн Абу Талиб. Если бы существовала попытка скрыть какие-то несоответствия, жители Медины обязательно возразили бы или даже восстали против Усмана, но ничего подобного не было. Напротив, мусхаф Усмана был единодушно одобрен общиной как истинный и достоверный.

Система иснада

Одной из самых животрепещущих проблем для первых мусульман была защита Корана от искажений. Ведь Коран и хадисы Пророка многократно напоминают мусульманам, что иудеи и христиане не сохранили свои тексты в первоначальном виде, поэтому их нельзя считать достоверным словом Всевышнего. Поэтому мусульмане изобрели систему иснада, чтобы застраховать Коран и Сунну от возможных ошибок и изменений, как нечаянных, так и преднамеренных.

Система иснада позволяет проследить всю цепочку передатчиков высказывания. Например, в собрании хадисов имама Бухари каждому хадису предшествует перечисление имен рассказчиков, таким образом, все приведенные им хадисы восходят к самому Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Эта цепочка называется «санад». Чтобы убедиться в достоверности хадиса, каждый рассказчик в цепочке передатчиков должен быть признан надежным, с хорошей памятью, честным и благочестивым.

Первые мусульмане придавали большое значение этой системе подтверждения достоверности хадисов, а также аятов Корана. Если кто-то утверждал, что ему известен аят, которого нет в каноническом тексте мусхафа Усмана, то ученые изучали всю цепочку передатчиков вплоть до Пророка (мир ему и благословение) и устанавливали, какова вероятность истинности этого аята. Очевидно, что тот, кто выдумывал аяты, не мог подтвердить их связь с Пророком.

Таким образом, система иснада позволила уберечь Коран и хадисы от искажений, потому что не позволяла вносить поправки или дополнения, которые со временем стали бы воспринимать как элемент первоначального текста. Надежность цепочки передатчиков гарантировала и достоверность самого текста аята или хадиса.

Когда Зейд ибн Сабит собирал Коран, он пользовался системой, которая десятилетия спустя была положена в основу системы иснада, исключавшую любые изменения в тексте. Таким образом, текст Корана не изменился со времен Мухаммада (мир ему и благословение) до наших дней.

Вера в писания Аллаха является один из важных столпов мусульманской веры

А поскольку Великий Коран отменяет предыдущие писания и свидетельствует о них, поскольку после пришествия нашего Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и ниспослания ему Корана люди и джинны могут поклоняться Аллаху, только руководствуясь кораническими предписаниями, то вера в это писание должна иметь некоторые особенности. Таким образом, для того чтобы уверовать в Коран по-настоящему, наряду с признанием положений, касающихся всех священных писаний в целом, необходимо верить и в следующие особенности:

1. Коранический призыв и закон носят всеобщий характер и распространяются на всех представителей двух весомых родов — людей и джиннов. Никто из них не имеет права отказаться от веры в Коран или поклоняться Аллаху не так, как предписано в этом писании. Всевышний сказал: «Благословен Тот, Кто ниспослал Своему рабу Различение (Коран), чтобы он предостерег миры» (сура "аль-Фуркан", аят 1). Говоря же языком Своего пророка, мир ему и благословение Аллаха, Всевышний сказал: «Этот Коран дан мне в откровение, чтобы я предостерег посредством него вас и тех, до кого он дойдет» (сура "аль-Анам", аят 19). А говоря устами джиннов, Всевышний сказал: «Воистину, мы слышали удивительный Коран. Он наставляет на прямой путь, и мы уверовали в него» (сура "аль-Джинн", аяты 1-2).

2. Коран отменяет все предыдущие писания, и поэтому после ниспослания Корана ни люди писания, ни все остальные люди не имеют права поклоняться Аллаху, опираясь на иное писание. Нет истинной религии, кроме той, которая провозглашена Кораном, и нет поклонения, кроме того, которое предписано в нем. Дозволено только то, что Коран объявляет дозволенным, и запрещено только то, что он провозглашает запрещенным. Всевышний сказал: «От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято» (сура "Аль Имран", аят 85)«Мы ниспослали тебе Писание истинно, чтобы ты разбирал тяжбы между людьми так, как тебе показал Аллах» (сура "ан-Ниса", аят 105).

Ранее мы уже упоминали о хадисе Джабира ибн Абдуллаха, в котором сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил своим сподвижникам читать книги людей писания: «Клянусь Тем, в Чьей Руке находится моя душа, если бы Муса был жив, ему бы не оставалось ничего, кроме как последовать за мной» (Ахмад, 3/387).

3. Принесенный Кораном шариат является легким и доступным по сравнению с законодательствами предыдущих писаний, которые содержали множество тяжелых и обременительных предписаний. Всевышний сказал: «…которые последуют за Посланником, неграмотным (не умеющим читать и писать) Пророком, запись о котором они найдут в Таурате и Инджиле. Он повелит им совершать одобряемое и запретит им совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещенным скверное, освободит их от бремени и оков, которые были на них» (сура "аль-Араф", аят 157).

4. Коран — это единственное из божественных писаний, текст и значение которого Аллах обязался сохранить от любого рода искажений. Всевышний сказал: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (сура "аль-Хиджр", аят 9)«Ложь не подберется к нему ни спереди, ни сзади. Оно ниспослано от Мудрого, Достохвального» (сура "Фуссылат", аят 42).

Великий и Могучий Господь также обязался истолковать Коран и разъяснить заложенный в нем смысл: «Нам надлежит собрать его и прочесть. Когда же Мы прочтем его, то читай его следом. Нам надлежит разъяснять его» (сура "аль-Кийама", аяты 17-19).

Ибн Касир в толковании последнего аята писал: «После того как ты запомнишь и прочтешь его, Мы внушим и разъясним тебе тот смысл, который Мы заложили в нем».

Для того чтобы сохранить это писание, Аллах подготовил ученых и знатоков, которые исправно выполняли свои обязанности со времен Пророка, мир ему и благословение Аллаха, вплоть до наших дней. Они запоминали наизусть и берегли текст Корана, постигали его истинный смысл и воплощали в жизнь его предписания. Они берегли Коран и верно служили ему, сочинив многотомные труды о толковании Корана, о его написании и способах его чтения, о ясных и иносказательных аятах, о мекканских и мединских откровениях, о вынесении религиозных постановлений на основании коранических аятов, об отменяющих и отмененных аятах, об обстоятельствах ниспослания, о коранических притчах, о неподражаемости Корана, о глоссах, о вариациях словоизменения и многих других областях коранического знания. Таким образом, благодаря усилиям богословов, которые служили писанию Аллаха и изучали коранические науки, Аллах сохранил Коран, и мы можем читать и комментировать его в таком виде, в котором он был ниспослан.

5. Священный Коран, как и все остальные небесные писания, неповторим и неподражаем во многих отношениях. В целом Коран является величайшим из чудес, вечным и убедительным доводом, который Аллах привел в поддержку Своего пророка, мир ему и благословение Аллаха, и тех, кто следует его путем вплоть до наступления Судного дня. В хадисе Абу Хурейры, переданном аль-Бухари и Муслимом, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не было ни одного из пророков, которому не было бы даровано из знамений то, благодаря чему люди начинали верить в него. Что же касается меня, то мне были дарованы откровения, которые ниспослал мне Аллах, и я надеюсь, что в День воскресения у меня окажется больше последователей, чем у любого из них» (аль-Бухари, 4981, Муслим, 152).

Неподражаемость Корана проявляется в его композиции, красноречивости и совершенстве его слога. Они настолько чудесны, что людям и джиннам было предложено сочинить нечто подобное Корану или хотя бы части его. Аллах бросил им такой вызов в три этапа. Вначале им было предложено сочинить нечто подобное Корану целиком, однако они не смогли сделать этого и оказались бессильны перед этим. Всевышний сказал: «Или же они говорят: «Он выдумал его!» О нет! Просто они не веруют. Пусть приведут подобное ему (Корану) повествование, если они говорят правду» (сура "ат-Тур", аяты 33-34).

Подтверждая их неспособность принять такой вызов, Великий и Могучий Господь сказал: «Скажи: «Если бы люди и джинны объединились для того, чтобы сочинить нечто, подобное этому Корану, это не удалось бы им, даже если бы они стали помогать друг другу» (сура "аль-Исра", аят 88).

Затем Аллах предложил им сочинить хотя бы десять сур, подобных кораническим, однако они опять не сумели сделать это. Всевышний сказал: «Или же они говорят: «Он измыслил Коран». Скажи: «Принесите десять вымышленных сур, подобных этим, и призовите, кого сумеете, помимо Аллаха, если вы говорите правду» (сура "Худ", аят 13).

Наконец, Аллах призвал их сочинить хотя бы одну суру, но и на этот раз они оказались бессильны. Всевышний сказал: «Или же они говорят: «Он выдумал его». Скажи: «Сочините хотя бы одну суру, подобную этим, и призовите, кого сможете, кроме Аллаха, если вы говорите правду» (сура "Йунус", аят 38).

Все это самым убедительным образом доказывает неподражаемость Корана, ведь творения не смогли принять брошенный им вызов в его самой легкой форме. Они не сумели сочинить даже одну суру, подобную кораническим, несмотря на то, что самая короткая сура Корана состоит всего из трех аятов.

6. Всевышний Аллах разъяснил в Коране все вопросы религии, мирской жизни и жизни после смерти, в знании которых нуждаются люди. Всевышний сказал: «Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи, как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» (сура "ан-Нахль", аят 89)«Мы ничего не упустили в Писании» (сура "аль-Анам", аят 38). Ибн Масуд сказал: «Аллах ниспослал в этом Коране всевозможные знания и разъяснил в нем для нас все сущее».

7. Всевышний Аллах облегчил понимание и изучение Корана для каждого, кто задумывается над ним и размышляет о нем. Всевышний сказал: «Мы облегчили Коран для поминания. Но есть ли вспоминающие?» (сура "аль-Камар", аят 17)«Это — благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание» (сура "Сад", аят 29).

Муджахид в толковании первого аята сказал: «Это значит, что Аллах облегчил чтение Корана». Ас-Судди сказал: «Мы облегчили произнесение Корана устами». Ибн Аббас же сказал: «Если бы Аллах не облегчил произнесение Корана человеческими устами, то ни одно из творений не смогло бы произнести Слово Аллаха» (Ибн Касир, 8/453). Ат-Табари и другие выдающиеся комментаторы отмечали, что Аллах облегчил не только чтение текста Корана, но и размышление над его смыслом и извлечение из него полезных уроков (Ибн Джарир, 27/96). Такой вывод является правильным, и в этом легко убедиться.

8. Коран содержит в себе суть предыдущих писаний и основы законодательств предыдущих посланников. Всевышний сказал: «Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно свидетельствовало о них» (сура "аль-Маида", аят 48)«Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху, и то, что Мы внушили тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму, Мусе и Исе: «Исповедуйте религию и не расходитесь [во мнениях] относительно нее» (сура "аш-Шура", аят 13).

9. Коран содержит вести о предыдущих посланниках и древних народах и сообщает о них такие подробности, которых не было в предыдущих писаниях. Всевышний сказал: «Мы рассказываем тебе повествования о посланниках для того, чтобы укрепить ими твое сердце» (сура "Худ", аят 120)«Это — некоторые из повествований о селениях, которые Мы рассказываем тебе. Одни из них все еще существуют, а другие уже скошены» (сура "Худ", аят 100)«Вот так Мы рассказываем тебе вести о том, что было в прошлом. Мы уже даровали тебе Напоминание» (сура "Та ха", аят 99).

10. Коран — последнее по времени ниспослания и заключительное писание Аллаха, свидетельствующее об истинности всех остальных писаний. Всевышний сказал: «Он ниспослал тебе Писание с истиной в подтверждение того, что было до него. Он ниспослал Таурат и Инджил, которые прежде были руководством для людей. Он также ниспослал Различение (Коран)» (сура "Аль Имран", аяты 3-4)«Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно свидетельствовало о них» (сура "аль-Маида", аят 48).

Мы упомянули лишь некоторые из особенностей Священного Корана, которые отличают его от всех остальных писаний, и вера человека не будет правильной до тех пор, пока он не уверует в эти особенности и не станет руководствоваться этим на практике. А лучше всего об этом известно Всевышнему Аллаху!

e-minbar

Как писалась Библия

В середине XV века Иоганн Гутенберг выпустил в свет первое печатное издание латинской Библии (этот латинский перевод, известный под названием «Вульгата», создал в IV веке св. Иероним).

Все — абсолютно все! — тексты Священного писания, ходившие в обращении христиан на протяжении почти 14 столетий до этого, были рукописными (впрочем, практика ручного копирования не исчезла с появлением книгопечатания и некоторое время еще существовала параллельно с ней).

Это означает, что каждая копия Библии была переписана вручную с какого-то предшествующего текста, причем в подавляющем числе случаев источником служил не авторский оригинал, а другая копия, снятая в свою очередь с еще более ранней копии.

При ручном копировании неизбежно возникали искажения текста — пропущенные слова или буквы, описки, ошибки. Виной тому была невнимательность переписчика, усталость, плохое освещение, неразборчивый почерк в исходном манускрипте и даже недостаток грамотности. Иногда пометки на полях переписчик принимал за часть текста и переписывал их, добавляя к своему труду. Иногда исходный текст читали вслух, а переписчики записывали его — такая схема работы была удобнее, если нужно было сделать сразу несколько копий. Скажите честно — кто ни разу не ошибся на диктанте?..

В некоторых случаях переписчик мог внести и намеренные изменения — например, посчитав, что какое-то слово в исходном тексте написано с ошибкой и «исправив» ее.

И все эти ошибки и описки, все результаты невнимательности и небрежного отношения к тексту перекочевывали в следующую копию Священного Писания, становясь, фактически, его частью!

Кроме того, нужно помнить о том, кто именно копировал книги. Ведь монахи-переписчики, которых можно было бы с натяжкой назвать «профессионалами», появились сравнительно поздно. Первые несколько столетий христианские тексты копировали случайные люди. Среди них иногда попадались очень грамотные и сведущие в чтении и письме. Но бывали и такие, кто мог лишь механически копировать текст буква за буквой, не понимая даже смысла написанных слов. Ведь большинство ранних христиан происходили из самых бедных (и, как следствие, самых необразованных) слоев населения. А это значит, что уже самые ранние копии текстов Нового Завета должны были изобиловать неточностями и ошибками. Не будем забывать и о том, что эти тексты не сразу приобрели статус священных, и первые переписчики обращались с ними весьма вольно, дополняя и перекраивая повествование в соответствии со своими религиозными представлениями.

Мы не можем упрекать этих людей в том, что они искажали текст — они делали, что могли, и вероятно, прикладывали к работе все старание. Но этого определенно было недостаточно, чтобы в неизменности сохранить исходные авторские тексты.

Разумеется, об этом было прекрасно известно всем, кто имел дело с книгами. В некоторых текстах есть даже предостережения будущим переписчикам — например, автор Апокалипсиса угрожает, что всякий, кто припишет лишнее в текст, будет награжден язвами, а кто убавит от текста, потеряет «участие в книге жизни и в святом граде» (Откр. 22:18-19).

Даже козе понятно, что все эти угрозы были бесполезны. Из года в год, столетие за столетием, ошибки в манускриптах накапливались и накапливались. Их можно было бы исправить, сравнив текст с древнейшими рукописями — но самые древние доступные переписчикам манускрипты, разумеется, тоже были неточными копиями. К тому же в мире, где книга сама по себе была редкостью, получить доступ хотя бы к одному экземпляру текста было уже роскошью — тут уж не до выяснения древности и точности текста!

Хуже того, до начала XVIII века никто и не задумывался о том, насколько серьезными могут быть такие изменения в текстах. В 1707 году вышел труд английского ученого Джона Милла, проанализировавшего около сотни греческих рукописей Нового Завета (как вы помните, именно на греческом был изначально написан Новый Завет). Милл обнаружил в этих манускриптах больше 30 000 (прописью: тридцати тысяч!) расхождений — в среднем по 300 на каждую рукопись! Причем в этот список вошло далеко не все, а только важные искажения и явные ошибки.

Читать полностью...