Гордость — качество джахилийи

Гордость — качество джахилийи

Хвала Аллаху Господу миров!

Люди эпохи невежества (джахилийи) гордились и по праву, и без права.

Говорит автор (да помилует его Всевышний Аллах): «Люди джахилийи относили к величайшим достоинствам проявление гордости (фахр), пусть даже чем-то, чем они на самом деле обладали, и это было запрещено».

Пусть у них на самом деле даже было то, чем они гордились, но гордиться — это качество джахилийи, это не качество людей Ислама, верующих. Люди джахилийи гордились своими действиями или действиями своих предков, и это запретил Ислам.

Это запрещено потому, что гордость своими поступками потом ведёт к тому, что у человека возникают высокомерие, заносчивость, самодовольство и презрение к другим людям, а это запрещено. Мусульманин не имеет права гордиться тем, что он делает, потому что, как бы он ни усердствовал, всё равно он не выполняет то, что возложил на него Аллах (пречист Он и возвышен), как это должно.

Право Аллаха (пречист Он и возвышен) очень велико, и, что бы ты ни делал, ты никогда не сможешь соблюсти это право как положено.

Право родителей и родственников тоже велико. То есть на человеке много обязанностей.

Как же человек может гордиться, что он совершил что-то хорошее, ведь то, что он сделал, — на самом деле совсем ничего?!

Ты не можешь гордиться в отношении творений, что же тогда говорить в отношении деяний, которые ты совершаешь ради Аллаха (пречист Он и возвышен)?!

Если ты гордишься деяниями, которые ты совершаешь ради Аллаха (пречист Он и возвышен), то большая опасность, что ты постепенно начнёшь гордиться самим собой, и ещё закрадётся в твоём сердце чувство, что Аллах обязан тебе. Это всё нарушает деяния человека.

Человек всегда должен считать себя проявляющим упущения как в отношении Аллаха (пречист Он и возвышен), потому что, что бы ты ни сделал, ты никогда не сможешь отблагодарить Его так, как Он заслуживает, так и в отношении окружающих, потому что если ты так будешь делать, то это приведёт к тому, что ты будешь скромный, и, поскольку ты чувствуешь, что делаешь мало, это будет тебя побуждать к тому, что будешь ещё больше стараться совершать благих поступков. А если ты считаешь себя делающим совершенным образом, это приведёт к тому, что ты перестанешь потом совершать благие деяния.

Пророк (ﷺ) был господином сынов Адама и сказал об этом свой общине (умме):

ولا فخرَ  «Но ни в коем случае не говорю это, гордясь».

Пророк (ﷺ) в Судный день будет господином сынов Адама, в его руке будет знамя хвалы.

Он говорит: «И нет ни одного пророка в тот день, начиная от Адама и тех, кто после него, чтобы они не собирались под этим знаменем. Я буду первым, над кем разверзнется земля [когда будет воскрешение], но не горжусь этим». Хадис передал ат-Тирмизи.

Но Пророк (ﷺ) сообщает об этом, желая рассказать о той великой милости, которую оказал ему Всевышний Аллах, чтобы его последователи знали, какой великой милости удостоил их Аллах, сделав их последователями последнего из пророков и посланников (ﷺ), а также выражая свою благодарность Аллаху (пречист Он и возвышен), но ни в коем случае не проявляя гордость.