Где границы между верой и неверием для мусульманина?

Где границы между верой и неверием для мусульманина?

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

«Знайте, что между рабом и тем, чтобы ему оставаться верующим, не впадая в неверие (куфр) (чтобы не стать ему неверующим (кафиром)), лежит только то, что он что-то отрицает из того, что ниспослал Аллах, или добавляет [что-то] к Речи Аллаха, или [что-то] убавляет из Слов Аллаха, или отрицает что-то, что сказал Всевышний Аллах, или что-то из того, что произнёс Посланник Аллаха (ﷺ). Так бойся же Аллаха, да помилует тебя Аллах, и позаботься о себе! И остерегайся излишеств (чрезмерности) в религии, потому что эта чрезмерность не имеет никакого отношения к пути истины».

Каждый раз, когда говорится: «Знай», последует что-то важное, на что нужно обратить внимание. Автор говорит: «Между человеком и тем, что он пока остаётся верующим и не становится кафиром, лежит», и потом он называет те вещи, которые выводят человека из Ислама (навакъиду-ль-Ислям). Их много. Человек может быть правильным мусульманином, правдивым верующим, потом совершит что-то, из-за чего он отступит от религии, т. е. ни у кого нет никакой гарантии. Поэтому человек должен быть настороже — что-то такое сделает, что относится к вещам, которые нарушают Ислам (навакъиду-ль-Ислям), и их много.

Они объединяются в четырёх вещах:

①. Первое — это слова, которые являются словами неверия (калимату-ль-куфр). Если человек произносит какие-то слова, которые являются словами неверия (калимату-ль-куфр), и при этом он не принуждён к произнесению этих слов, такой человек становится неверующим посредством слова. Аллах (пречист Он и возвышен) говорит об этом:

وَلَقَدْ قَالُوا كَلِمَةَ الْكُفْرِ وَكَفَرُوا بَعْدَ إِسْلَامِهِمْ

«И они произнесли слова неверия (куфра) и стали неверующими после своего Ислама». (Коран, сура «Покаяние», 9:74).

Слова неверия могут быть разные, как например: человек обращается с мольбой (ду'а) не к Аллаху (пречист Он и возвышен) или просит спасения (делает истигасу) в каких-то вещах, на которые способен только Аллах (пречист Он и возвышен), обращается не к Аллаху (пречист Он и возвышен) или обращается с мольбой к умершим, чтобы они помогли ему, и т. д., или человек произносит какие-то слова, которые есть издевательство над религией Аллаха или над Кораном и Сунной Пророка (ﷺ). И Аллах (пречист Он и возвышен) говорит об этих словах:

وَلَئِن سَأَلْتَهُمْ لَيَقُولُنَّ إِنَّمَا كُنَّا نَخُوضُ وَنَلْعَبُ قُلْ أَبِاللَّهِ وَآيَاتِهِ وَرَسُولِهِ كُنتُمْ تَسْتَهْزِئُونَ

«Если ты их спросишь, они [эти люди, впавшие в куфр, тебе] ответят: "Мы [просто] погружались в разговор [вот увлекает разговор человека — говорят, говорят, говорят] и забавлялись". Скажи: "Неужели вы издевались над Аллахом, и Его знамениями, и Его Посланником?"» (Коран, сура «Покаяние», 9:65).

②. Второе, посредством чего человек становится неверующим, — это действия (аль-фи'ль), как например: человек приносит какую-то жертву не ради Аллаха (пречист Он и возвышен), или человек посвящает обет (назр) не Аллаху (пречист Он и возвышен), или человек совершает земной поклон (суджуд) не Аллаху (пречист Он и возвышен).

③. Третье — это убеждение (аль-и'тикъад), которое в сердце, как например: человек имеет в сердце убеждение, что вещи, которые относятся к неверию, — это правильно или что то, что исповедуют неверующие, — это правильно.

④. Четвёртое — это сомнения, когда человек сомневается в Коране, то, что сказано в этом аяте, правильно или неправильно, вообще это аят из Корана или не аят из Корана и т. д., или если что-то достоверно передано от Пророка (ﷺ), человек знает, что это достоверно, а потом сомневается в этом.