Фетвы ОБ УКОРАЧИВАНИИ БРЮК

Фетвы ОБ УКОРАЧИВАНИИ БРЮК
Вопрос. Как понимать хадис о том, что надо укорачивать брюки? Если можно, объясните (а то здесь говорят “харам” и все!) Abdulahad.

Ответ. В хадисе, который обычно в этой связи приводят, говорится о том, чтобы человек не волочил подол своей одежды из гордости и высокомерия. Мусульманские ученые, комментируя его, подчеркивали важность намерения, как оговорено в самом хадисе, а не формы (длины, ширины и т.п.).

У арабов в те давние времена длинная одежда символизировала собой величавость, человек в такой одежде ощущал свое превосходство, что было пресечено Пророком (да благословит его Всевышний и приветствует). Из другого же достоверного хадиса мы знаем: надменный, высокомерный человек не зайдет в Рай.

Сегодня же укорачивание брюк для каких-то народов стало традицией, а для кого-то – формой показать свою индивидуальность и особость (зачастую это присуще молодым людям, некоторые из которых задирают брючины штанов непосредственно перед молитвой-намазом, что можно отнести к очевидному нововведению-бид‘а). Есть и те, кто придерживается текста хадиса буквально, не обращая внимания на замечание о высокомерии. Это их право.

Далее приведем хадисы по теме и пояснения ученых:

– “Кто опускает одежду до такой степени, что она волочится по земле (одежда его настолько длинна, что волочится по земле)[1], и проявляет через это высокомерность (надменность, будто он – король, а все остальные – пешки), на того Всевышний не посмотрит в Судный День [не проявит к нему Свою милость]”[2]. Во время произнесения Пророком вышеупомянутых слов Абу Бакр уточнил: “О посланник Всевышнего, порой моя одежда растягивается (начинает некоторым образом свисать и волочиться по земле), избежать этого можно только постоянно подтягивая ее (как мне быть)?” Пророк ответил: “Ты не из тех, кто делает это, проявляя тем самым надменность и высокомерие”[3];

– “Всевышний не взглянет [не проявит Свою милость и прощение] в Судный День на того, кто волочил свою одежду из заносчивости и высокомерия (проявляя надменность и кичливость)”[4].

Ученые говорили: “Носить длинную, волочащуюся по земле одежду является грехом в том случае, если этим человек демонстрирует свое превосходство над окружающими”[5]. То же самое касается и тех, кто в форме вызова или “исключительной набожности” задирает брюки как можно выше. Во всем должна быть золотая середина, где в параллель с религиозными рекомендациями идет понимание их сути (через те же самые хадисы и аяты) и учет народных традиций, культур. Ислам не призывает человека облачаться непременно в традиционную арабскую, индонезийскую или шотландскую одежду. Не столько важен стиль, сколько покрытие ‘аурата, а также умеренность, чистота, эстетичность и отсутствие чувства превосходства над другими по причине дороговизны, экстра модности или вызывающей необычности одеяния.

Хадис же “а что ниже щиколоток, то – в Аду”[6] мусульманские ученые единодушно прокомментировали следующим образом: “Буквальное понимание данного хадиса неуместно, так как ряд достоверных повествований Пророка по данной теме (приведенных нами выше. – Ш.А.) четко и недвусмысленно объясняет суть вопроса, то есть – проявление высокомерия и надменности посредством волочащейся по земле одежды является греховным, ведущим человека к адскому наказанию. Упомянутый хадис растолковывается именно в таком ракурсе[7]. А в общем, одежда должна быть в меру необходимости и потребности, а также в соответствии с местным климатом, традициями практичной, удобной, модной и нужного размера по длине, ширине и т.п. И только Всевышнему ведома истина”[8].

[1]В хадисе употреблен глагол “джерра”, который переводится как “тащить, тянуть, волочить; влечь за собой”.

[2]Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 523, хадис № 8614, “сахих”.

[3]Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]: В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 312, хадис № 5784; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге “Сады благонравных”]: В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 548, хадис № 791.

[4]Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 13. С. 316, хадис № 5788; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 548, хадис № 792.

[5]См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 548-550, хадисы № 791, 792 и 795, а также пояснения к ним; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]: В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 7. Ч. 14. С. 60-63, хадисы № 2085 (42-46), а также пояснения к ним.

[6]Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и ан-Насаи. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 13. С. 315, хадис № 5787.

[7]См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 13. С. 316, 318.

[8]См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 13. С. 462.