Фетва для простых мусульман, относительно бидадчиков

Фетва для простых мусульман, относительно бидадчиков

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

Сказал Имам аль-Аджурри аль-Ханбали, рахимахуЛЛах:

بغي لكل من تمسك بما رسمناه في كتابنا هذا وهو كتاب الشريعة أن يهجر جميع أهل الأهواء من الخوارج والقدرية والمرجئة والجهمية ، وكل من ينسب إلى المعتزلة ، وجميع الروافض ، وجميع النواصب ، وكل من نسبه أئمة المسلمين أنه مبتدع بدعة ضلالة ، وصح عنه ذلك ، فلا ينبغي أن يكلم ولا يسلم عليه ، ولا يجالس ولا يصلى خلفه ، ولا يزوج ولا يتزوج إليه من عرفه ، ولا يشاركه ولا يعامله ولا يناظره ولا يجادله ، بل يذله بالهوان له ، وإذا لقيته في طريق أخذت في غيرها إن أمكنك . فإن قال : فلم لا أناظره وأجادله وأرد عليه قوله ؟ . قيل له : لا يؤمن عليك أن تناظره وتسمع منه كلاما يفسد عليك قلبك ويخدعك بباطله الذي زين له الشيطان فتهلك أنت ؛ إلا أن يضطرك الأمر إلى مناظرته وإثبات الحجة عليه بحضرة سلطان أو ما أشبهه لإثبات الحجة عليه ، فأما لغير ذلك فلا . وهذا الذي ذكرته لك فقول من تقدم من أئمة المسلمين ، وموافق لسنة رسول الله صلى الله عليه وسلم

«Обязательно для каждого, кто крепко схватился за то, что мы описали в этой нашей книге, и это книга «аш-Шариа» — покидать всех приверженцев своих страстей, таких как хавариджи, къадариты, мурджииты, джахмиты, и всех, кто относится к му`тазилитам, и всех рафидитов, и всех насибитов, и всех, о ком сказали ученые мусульман, что он нововведенец в нововведении заблуждения, и достоверно от него это.

И не следует говорить с таким, и давать ему салям, и сидеть с ним, и молиться за ним, и выдавать замуж за него, и не участвовать с ним в чем-то, и не сотрудничать с ним, и не дискутировать с ним, и не спорить с ним, однако унижать его презрением к нему. И если ты встретил его на дороге, то сверни с нее в другую сторону, если можешь.

А если кто-то скажет: «Почему бы мне не поспорить с ним и не подискутировать с ним и опровергнуть при нем его слова?» — то будет сказано: Не обезопашен ты в процессе спора с ним от того, что ты услышишь слова, которые испортят твое сердце, и обманут тебя его ложью, которую украсил ему шайтан, и ты погибнешь, кроме как если у тебя будет нужда в дискуссии с ним и установления над ним довода в присутствии султана или в ситуации, подобной этому (например в кругу алимов или знающих людей) для установления довода над ним.

Что же касается остальных ситуаций, то это запрещено. И то, что я упомянул вам, это слово всех предшествующих ученых мусульман, соответствующее Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует». (См. Аш-Шариа, 5/255).

Сказал Шейхуль-Ислям ибн Теймийа, рахимахуЛЛах: «Поистине, сердце умирает при полном невежестве и заболевает, когда попадает в него что-то из невежества. Сердце оно умирает и заболевает, оживает и выздоравливает. Жизнь, смерть, болезнь и исцеление сердца — оно важнее жизни, смерти, болезни и исцеления тела..». (Амрадуль-кулюб, 5).

Передал аль-Фадль от Имама Ахмада, то что он сказал: «Если увидишь в ком-нибудь лицемерие, то не общайся с ним».

Сказал аль-Фадль: «И я спросил: А как же поступать с приверженцами страстей?»

Ахмад ответил: «То что касается джахмитов и рафидитов, то не общайся с ними».

У него спросили: «А с мурджиитами?»

Ахмад ответил: «Их заблуждение менее значительно, кроме того кто пререкается из их числа, с таким не общайся».

روى الفضل عن الإمام أحمد أنه قال: إذا عرفت من أحد نفاقا فلا تكلمه. قال الفضل : قلت: كيف يصنع بأهل الأهواء؟ قال: أما الجهمية و الرافضة فلا. قيل له : فالمرجئة؟ قال: هؤلاء أسهل إلا المخاصم منهم فلا تكلمه. (См. аль-Адабу аш-Шар1ийя 1-229.).

Калям – это зло!

Пришло в биографии имама Ахмада в «Тарих аль-Ислам»:

أنبا المروذي: سمعت أبا عبد الله يقول: من تعاطى الكلام لا يفلح، من تعاطى الكلام لم يخل من أن يتجهم. وسمعت أبا عبد الله يقول: لست أتكلم إلا ما كان من كتاب أو سنة، أو عن الصحابة والتابعين. وأما غير ذلك فالكلام فيه غير محمود. وقال حنبل: سمعت أبا عبد الله يقول: من أحب الكلام لم يفلح، لا يؤول أمرهم إلى خير. وسمعته يقول: عليكم بالسنة والحديث وإياكم والخوض والجدال والمراء، فإنه لا يفلح من أحب الكلام. وقال لي: لا تجالسهم، ولا تكلم أحدا منهم. ثم قال: أدركنا الناس وما يعرفون هذا، ويجانبون أهل الكلام. وسمعته يقول: ما رأيت أحدا طلب الكلام واشتهاه فأفلح لأنه يخرجه إلى أمر عظيم. لقد تكلموا يومئذ بكلام، وآحتجوا) بشيء ما يقوى قلبي ولا ينطلق لساني أن أحكيه. قال الخلال: أخبرني محمد بن أبي هارون، ثنا أبو الحارث: سمعت أبا عبد الله يقول: قال أيوب: إذا تمرق أحدكم لم يعد. وقال الخلال: أنا أحمد بن أصرم المزني قال: حضرت أحمد بن حنبل قال له العباس الهمداني: إني ربما رددت عليهم. قال أحمد: لا ينبغي الجدال. ودخل أحمد المسجد وصلى، فلما انفتل قال: أنت عباس قال: نعم. قال: اتق الله، ولا ينبغي أن تنصب نفسك، وتشتهر بالكلام ولا بوضع الكتب. لو كان هذا خيرا لتقدمنا فيه الصحابة. لم أر شيئا من هذه في الكتب، وهذه كلها بدعةقال: مقبول منك يا أبا عبد الله، استغفر الله وأتوب إليه، إني لست أطلبهم، ولا أدق أبوابهم لكن أسمعهم يتكلمون بالكلام، وليس أحد يرد عليهم فأغتم، ولا أصبر حتى أرد عليهم. قال: إن جاءك مسترشد فأرشده. قالها مرارا. قال الخلال: أنا محمد بن هارون، ومحمد بن جعفر، أن أبا الحارث حدثهم قال: سألت أبا عبد الله قلت: إن ههنا من يناظر الجهمية يبين خطأهم، ويدقق عليهم المسائل، فما ترى قال: لست أرى الكلام في شيء من هذه الأهواء، ولا أرى لأحد أن يناظرهم. أليس قال معاوية بن قرة: الخصومات تحبط الأعمال. والكلام رديء لا يدعو إلى خير. تجنبوا أهل الجدال والكلام، وعليك بالسنن، وما كان عليه أهل العلم قبلكم، فإنهم كانوا يكرهون الكلام والخوض مع أهل البدع. وإنما السلامة في ترك هذا. لم نؤمر بالجدال والخصومات. وقال: إذا رأيتم من يحب الكلام فآحذروه. قال ابن أبي داود: ثنا موسى بن عمران الإصبهاني: سمعت أحمد بن حنبل يقول: لا تجالس أصحاب الكلام، وإن ذبوا عن السنة. وقال الميموني: سمعت أحمد بن حنبل يقول: ما زال الكلام عند أهل الخير مذموما.

«Сказал аль-Халляль: «Рассказал нам аль-Марузи: «Я слышал, как имам Ахмад сказал: «Кто занимается калямом, не преуспеет. Кто будет заниматься калямом, обязательно впадёт в джахмизм».

И я слышал, как имам Ахмад сказал: «Я не говорю ни о чем, кроме того что есть в Коране, или Сунне, или пришло от сподвижников и табиинов. Что же касается другого, то слова (калям) об этом порицаемы».

Сказал Ханбаль Ибн Исхак: «Я слышал, как имам Ахмад сказал: «Кто полюбит калям – не преуспеет, их дело не ведет к благому». Сказал Ханбаль: «И я слышал, как он сказал: «Занимайтесь Сунной и хадисом! И остерегайтесь погружения и споров и препирательств, ведь не преуспеет тот, кто любит калям!» Сказал Ханбаль: «И сказал мне Ахмад: «Не сиди с ними, и не говори ни с одним из них!» И затем сказал: «Мы застали людей на том, что они не знали всего этого, и сторонились приверженцев каляма»

И я слышал, как он сказал: «Я не видел никого, кто стал бы изучать калям, и ему понравился бы он – и он бы преуспел. Потому что калям выводит их к ужасным вещам. Однажды приверженцы каляма стали говорить, и стали аргументировать тем, что не выдержит ни мое сердце, ни мой язык, даже передавать!»

И сказал аль-Халляль: «Рассказал мне Мухаммад Ибн Аби Харун, от Абу аль-Хариса, что он сказал: «Я слышал, как имам Ахмад говорит: «Сказал Аюб ас-Сахтияни: «Когда один из приверженцев каляма вылетает из религии, он уже не возвращается». И сказал Халляль: «Рассказал мне Ахмад Ибн Асрам аль-Музани: «Я пришёл к Ахмаду в одно из собраний, и сказал ему там аль-Аббас аль-Хамдани: «Я может быть опровергну их (калямом)». Сказал Ахмад: «Не следует спорить». И Ахмад зашёл в мечеть и прочитал намаз, и когда вышел, сказал: «Ты Аббас?» Тот сказал: «Да». Ахмад сказал: «Побойся Аллаха! Не следует тебе выдвигать себя и прославляться калямом и сочинением книг. Если бы в этом было благо то сподвижники бы опередили нас в этом. А я не видел ничего такого в книгах, всё это – нововведение!» Аббас сказал: «Принимаю от тебя, о Абу Абдуллах! Прошу у Аллаха прощение и каюсь Аллаху. Я не ищу их, и не стучу в их двери, однако когда слышу как они говорят с помощью каляма, и никто не опровергает их – то использую этот случай». И сказал ему Ахмад: «Если к тебе придёт ищущий истину, то наставь его», повторил это нескольк раз.

Сказал аль-Халляль: «Рассказали мне Мухаммад Ибн Аби Харун и Мухаммад Ибн Джа’фар, что Абу аль-Харис рассказал им: «Я спросил имама Ахмада: «Тут есть те, кто ведут диспуты с джахмитами, и разьясняет их ошибку, и тонко разьясняет ошибочность их установок, что ты думаешь на этот счёт?». Ахмад сказал: «Я не считаю дозволенным заниматься калямом в чем-то из этих нововведений, и не считаю ни для кого дозволенным вести с ними диспуты. Разве Муавия Ибн Курра не сказал: «Споры уничтожают деяния?». И калям – гнилая вещь, которая не призывает к благому. Сторонитесь людей споров и каляма, держитесь за Сунны, и за то, на чем были ученые до вас, они считали порицаемым калям и погружение в споры с приверженцами нововведений. Безопасность заключается лишь в оставлении этого, и нам не было приказано спорить и пререкаться. И когда вы видите тех, кто любит калям – остерегайтесь его!»

Сказал Абу Бакр Ибн Аби Дауд: «Рассказал нам Муса Ибн Имран аль-Асбахани, что он слышал Ахмада Ибн Ханбаля, как тот сказал: «Не сидите с приверженцами каляма, даже если они будут защищать Сунну!»

И сказал аль-Маймуни: «Я слышал, как имам Ахмад сказал: «Калям всегда был порицаемым у людей блага!» «Тарих аль-Ислам», биография Ахмада. И сказал имам Ахмад в послании: «Основы Сунны»:

أُصُولُ السُّنَّةِ عِنْدَنَا التَّمَسُّكُ بِمَا كَانَ عَلَيْهِ أَصْحَابُ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَالِاقْتِدَاءُ بِهِمْ ، وَتَرْكُ الْبِدَعِ ، وَكُلُّ بِدْعَةٍ فَهِيَ ضَلَالَةٌ ، وَتَرْكُ الْخُصُومَاتِ ، وَالْجُلُوسِ مَعَ أَصْحَابِ الْأَهْوَاءِ ، وَتَرْكُ الْمِرَاءِ وَالْجِدَالِ وَالْخُصُومَاتِ فِي الدِّينِ .. لَا تُخَاصِمْ أَحَدًا وَلَا تُنَاظِرْهُ ، وَلَا تَتَعَلَّمْ الْجِدَالَ فَإِنَّ الْكَلَامَ فِي الْقَدَرِ وَالرُّؤْيَةِ وَالْقُرْآنِ وَغَيْرِهَا مِنْ السُّنَنِ مَكْرُوهٌ مَنْهِيٌّ عَنْهُ لَا يَكُونُ صَاحِبُهُ إنْ أَصَابَ بِكَلَامِهِ السُّنَّةَ مِنْ أَهْلِ السُّنَّةِ حَتَّى يَدَعَ الْجِدَالَ ويؤمن بالآثار

Основы Сунны у нас — это: приверженность тому, на чем были сподвижники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и следование за ними; оставление нововведений, так как каждое нововведение является заблуждением, а также оставление споров, и оставление общения с приверженцами нововведений, и оставление споров и препирательств относительно религии. И не следует никому вести препирательства и диспуты, и не должен человек обучаться вести диспуты. И поистине, калям в вопросах предопределения, видения Аллаха , Корана и других вопросах Сунны, порицаем и запретен. А тот, кто этим занимается, то даже если его слова являются правильными и соответствуют Сунне, не является из ахлю ас-Сунна до тех пор, пока он не оставит спор, не предастся и не уверует в асары» (Источник: «Усуль ас-Сунна», 1-3).

Покаяние от калама и прочей ашаритской чуши известного муфассира Мухаммад бин ‘Умар ар-Рази. В своей книге «Аксам аль-лаззат» он писал[См.: Ибн аль-Каййим М. Ас-сава‘ик аль-мурсала. С. 7; Ар-Рази. И‘тикадат фирак аль-муслимин. С. 23.]:

«Пределом разума является тупик,
Предел людских стараний — заблужденье.
Наши души чуждаются наших тел,
А наши приобретения — зло и страданье.
Всю жизнь мы провели в исканиях,
Не приобретя ничего, кроме чужих слов.
Сколько людей и народов мы повидали,
Все они прожили недолго и исчезли.
Сколько гор, чьи вершины покорены людьми,
Их больше нет, а горы остались горами».

Также Ар-Рази сказал: «Я размышлял над направлениями калама и философскими учениями и убедился, что они не способны принести исцеление и утолить жажду». Он вновь обратился к кораническому учению и привел пример того, как Священный Коран разъясняет божественные атрибуты: «Я понял, что самым верным путем является путь Корана. Я верю в то, что «Милостивый вознесся на Трон» (Та ха, 5); «К Нему восходит прекрасное слово» (Фатир, 10). И я понимаю, что не относится к атрибутам Аллаха: «Нет никого подобного Ему» (Аш-Шура, 11); «Они не способны объять Его своим знанием» (Та ха, 110). Кто испытает на себе то, что испытал я, поймет то, что стало ясно мне». [См.: Аль-фатва аль-хамавийя аль-кубра. С. 7.].

Имам аш-Шахрастани: Он признал, что долгое изучение философии и калама не принесло ему ничего, кроме замешательства и сожаления. [Аш-Шахрастани М. Нихайа аль-икдам фи ‘илм аль-калам. С. 3.]:

«За свою жизнь я побывал во всех школах,
Изучив эти учения с начала до конца.
Я видел лишь тех, кто растерянно клал подбородок
На руки или скрежетал зубами от сожаления».

Имам Аль-Джувейни: Он один из выдающихся знатоков калама, предостерег людей от занятия этой наукой: «Друзья наши, не занимайтесь каламом! Если бы я знал, что калам приведет меня к этому, то не стал бы заниматься им». Перед смертью он раскаивался и сожалел: «Я вошел в безбрежный океан, покинув мусульман и оставив исламские науки. Я занимался тем, что они запрещали мне, и горе Ибн аль-Джувейни, если Аллах не помилует меня. Я умираю с убеждениями моей матери (или он сказал: “с убеждениями старых женщин”)». [См.: Аль-фатва аль-хамавийя аль-кубра. С. 7.].

Абу Мухаммад аль-Джувайни (отец Имама аль-Харамейна Абу Ма’али аль-Джувейни) разъясняет мазхаб Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его сахабов и их последователей:

وكنت أخـــاف من إطـــلاق القول بإثبات العلو والاستواء، والنزول مخـافة الحصر والتشبيه، ومع ذلك فإذا طـــالعت النصـــوص الواردة في كتاب الله وسنة رسوله صلى الله عليه وسلم أجـــدها نصوصاً تشير إلى حقائق هذه المعاني، وأجـد الرسول صلى الله عليه وسلم قد صرح بها مخبراً عن ربه، واصفاً لها بها، وأعلم بالاضطــــرار أنـــه صلى الله عليه وسلم كان يحضر في مجلسه الشريف، العالم، والجاهل، والذكي والبليد، والأعرابي، والجافي، ثم لا أجد شيئاً يعقب تلك النصوص التي كان يصف ربه بها، لا نصاً ولا ظاهراً مما يصرفها عن حقائقها، ويؤولها كما تأولها مشايخي الفقهاء المتكلمين مثل تأويلهم الاستيلاء بالاستواء، ونزول الأمر للنزول، وغير ذلك، ولم أجد عنه صلى الله عليه وسلم أنه كان يحذر الناس من الإيمان بما يظهر من كلامه في صفته لديه من الفوقية، واليدين، وغيرهما، ولم ينقل عنه مقالة تدل على أن لهذه الصفـات معاني أُخر باطنة غير ما يظهر من مدلولها، مثل فوقية المرتبة(1)، ويد النعمة، والقدرة وغير ذلك، وأجد الله- عز وجل- يقول: {الرحمن على العرش استوى}. {خلق السماوات والأرض في ستة أيام ثم استوى على العرش، يعلم}. {ءأمنتم من في السماء أن يخسف بكم الأرض فإذا هي تمور، أم أمنتم من في السماء يرسل عليكم حاصباً}. {قل نزله روح القدس من ربك}. {وقال فرعون يا هامان ابن لي صريحاً لعلي أبلغ الأسباب، أسباب السماوات فأطلع إلى إله موسى وإني لأظنه كذباً}. وهذا يدل على أن موسى أخبره بأن ربه تعالى فوق السماء. ولهذا قال: وإني لأظنه كاذباً، وقوله تعالى: {ذي المعارج، تعرج الملائكة والروح إليه في يوم كان مقداره خمسين ألف سنة} الآية. ثم أجد الرسول صلى الله عليه وسلم لما أراد الله تعالى أن يخصه بقربه عرج به من سماء إلى سماء حتى كان قاب قوسين أو أدنى، ثم قوله صلى الله عليه وسلم في الحديث الصحيح للجارية: ((أين الله؟)) فقالت: في السمــــــــاء .. فلم ينكر عليها بحضرة أصحابه كيلا يتوهموا أن الأمر على خلاف ما هو عليه؛ بل أقرَّها وقال: ((اعتقها فإنها مؤمنة))

“Я боялся сказать слово утверждающее «аль-‘Улув» (Возвышенность), «аль-Истиуа» (Вознесение), или «ан-Нузуль» (Нисхождение), боясь ограничения, или уподобления. Но вместе с этим я посмотрел на пришедшие тексты из Книги Аллаха и Сунны Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и я нашел их указывающими на истинность этих смыслов.

И я увидел, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, открыто говорил этими смыслами, рассказывая о своем Господе, описывая Его этими смыслами. И я точно знаю, что на его, да благословит его Аллах и приветствует, собраниях присутствовали знатный, знающий, невежда, умный и глупый, бедуин и черствый. И потом я не нахожу чего-либо, что следует за этими текстами, которыми он описывает Своего Господа, не открытым текстом, ни внешним смыслом, что могло бы свести эти тексты от внешнего их смысла и сделать Та’уиль, как делали Та’уиль мои шейхи, факихи-мутакаллимы. На подобии их «аль-истиля» (Овладение) на сифат «аль-Истиуа» (Вознесение), или нисхождение повелений на сыфат «ан-Нузуль» (Нисхождение на ближнее небо) и так далее.

И я не видел, чтоб он, да благословит его Аллах и приветствует, предостерегал людей от веры в то, что становится понятным из его речи, о сыфатах «аль-Фаукийя», «аль-Йадан» (Две Руки) и других. От него не передано ни одного слова, которое бы указывало, что у этих сифатов есть другой, внутренний смысл, не тот что становится ясным из того, что указывает на них, а мол как например возвышение степени, рука милости, или могущества и так далее. Я увидел, что Аллах, Велик Он и Могуществен, говорит: «Всемилостивый, вознесся на Арш»,«Он сотворил небеса и землю за шесть дней, а потом вознесся над Аршем», «Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто на небе, не заставит землю поглотить вас? Ведь тогда она заколеблется. Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто на небе, не нашлет на вас ураган с камнями?», «Скажи: ниспослал его Дух Святой от твоего Господа», «Фараон сказал: О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы. Воистину, я считаю его лжецом». Этот аят указывает на то, что Муса поведал Фараону, что его Всевышний Господь над небесами, поэтому он сказал: «…я считаю его лжецом». И слова Всевышнего: «Ангелы и Дух (Джибриль) восходят к Нему в течение дня, равного пятидесяти тысячам лет». Затем я увидел, что когда Всевышний Аллах пожелал выделить Посланника, да благословит его Аллах приветствует, приближением к Себе, Он возносил его от неба к небу, до тех пор, пока он не приблизился на расстояние двух луков, или ближе. Также слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в достоверном хадисе, обращенные к невольнице: «Где Аллах?», она ответила: «Над небесами»… Он не стал отвергать эти ее слова в присутствии его сподвижников, чтоб они не посчитали, что дело обстоит как-то иначе. Однако он подтвердил ее слова и сказал: «Отпусти ее, она верующая»”. (См. “Рисаляту фи исбати-ль-Истиуа уа-ль-Фаукийя”).

Абу Хамид аль-Газали: Он один из тех, кто всю жизнь провел в поисках, переходя из одного течения в другое, в конце своей жизни пришел в полное замешательство и смятение от каламических вопросов. Он написал труд «Илджам аль-‘авам ‘ан ‘илм аль-калам» («Предостережение простого люда от каламической науки») и назвал занятие этой наукой запрещенным, за исключением особых случаев. Он сказал: «Истина заключается в том, что изучение калама запрещено всем, кроме двух категорий людей».

В конце жизни аль-Газали перестал изучать калам с его различными направлениями и приступил к изучению хадисов Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Он умер со сборником хадисов аль-Бухари на груди.

Сказал имам Ахмад: لَا تُجَالِسْ صَاحِبَ كَلَامٍ , وَإِنْ ذَبَّ عَنِ السُّنَّةِ , فَإِنَّهُ لَا يَئُولُ أَمْرُهُ إِلَى خَيْرٍ

«Не сиди с приверженцем каляма, даже если он защищает Сунну! Истинно, его дело не приводит к добру!» «Аш-Шарх уаль Ибана», 2/540.