Фард - обязательно предостерегать от призывающих к заблуждению

Фард - обязательно предостерегать от призывающих к заблуждению

Хвала Аллаху Господу миров!

Искателю знаний (тъалибу ль-'ильм), призывающему, мусульманину запрещено молчать. Если кто-то специально выходит за рамки прямого пути и зовёт людей к этому заблуждению, обязательно нужно раскрывать людям положение этого человека. Нельзя говорить: «У каждого своё мнение, нужно уважение к мнению оппонента». Уважение к мнению бывает тогда, когда и ты и он на Сунне, когда и у тебя и у него есть довод, когда есть какое-то сомнение в правильном понимании этого довода. Если человек зовёт к явному заблуждению и ведёт людей в пропасть, какое уважение к нему? Здесь не вопрос мнения, здесь вопрос следования (иттиба'). 

Аллах (пречист Он и возвышен) прочертил нам чёткий путь и сказал: «И это есть Мой прямой путь. Следуйте по нему». (Коран, сура «Скот», 6:153).

По ясному пути следуйте, а не за мнениями

Поэтому, если какой-то человек приходит к нам и хочет, чтобы мы хоть в чём-то отошли от этого пути, мы, во-первых, должны отвергнуть его слова, во-вторых, мы должны разъяснять людям и предостерегать их. Нельзя молчать. Потому что, если мы с вами будем молчать, особенно если будет молчать тот, кого люди знают как соблюдающего религию, тъалибу ль-'ильм, люди обманутся этим заблуждением, особенно если этот человек обладает красноречием, или хорошо пишет, или имеет определённый уровень культуры, образования. Поэтому вопрос очень важен и очень опасен.

Какое положение (хукм) мы извлекаем из слов автора? Обязательность (ваджиб) опровержения слов тех, кто противоречат истине, это мы говорим в противовес тем, которые сегодня говорят: «Хватит уже этих опровержений (рудудов), зачем предостерегать ту или иную группу или партию? Оставьте людей, у каждого своё мнение, давайте относиться уважительно к мнению друг друга, пусть будет свобода высказывания, свобода мнения». Нет, такая вещь погубит общину (умму). Разве предшественники так вели себя, разве умалчивали в отношении таких людей? Нет. Наоборот, выставляли напоказ, опровергали, подвергали позору это мнение. Потому что они знали, насколько опасно для уммы, если мы будем закрывать глаза и молчать. Обязательно нужно разъяснять людям то, что ниспослал Аллах (пречист Он и возвышен).

Если мы не будем разъяснять, кем мы станем? Ведь разъяснение людям этих ошибок — это разъяснение людям того, что ниспослал Аллах (пречист Он и возвышен). Если мы будем молчать, в какую группу мы попадём? 

В суре «аль-Бакъара» Аллах (пречист Он и возвышен) говорит: «Те, кто скрывают то, что ниспослали Мы из ясных знамений (указаний) и прямого пути, после того, как Мы разъясняли это людям в Писании, — это те, кого проклял Аллах и проклинают проклинающие». (Коран, сура «Корова», 2:159).

Проклинает Аллах и проклинают проклинающие не только самого еретика, не только того, кто вводит эти новшества и отводит людей от прямого пути. Это проклятие, эта угроза затрагивает ещё и тех, которые умалчивают, скрывают и не разъясняют людям.

Поэтому обязательно нужно разъяснять людям истину. Поэтому столько у учёных Ислама книг, которые называются научные опровержения (ар-рудуду ль-'ильмийя), опровержения взглядов разных групп! Для чего всё это делали учёные ('уляма), для чего все эти опровержения? Чтобы защитить прямой путь (ас-сиратъу ль-мустакъим), чтобы предостеречь от этих заблуждений, чтобы не дать распространиться всем этим взглядам.

И про эту мысль, идею уважения к мнению, свободы слова в религии, которую сегодня пытаются навязать, мы скажем: «Нет». Тот, кто распространяет эту идею уважения мнений, а по сути уважения заблуждений, — такой человек скрывающий истину и тот, кто вводит людей в заблуждение.