Евкуров о сути салафитского ислама и конфликте с муфтием

Евкуров о сути салафитского ислама и конфликте с муфтием

Ингушетии объяснили, как будет развиваться противостояние муфтия и главы

На днях глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров дал подробное разъяснение своей позиции по завязавшемуся противостоянию с муфтием республики Исой Хамхоевым. Его комментарии вызвали большой интерес, поскольку журналисты и общественность Ингушетии и соседних республик продолжают пристально наблюдать за развитием данного противостояния.

Ингушский клинч

Напомним, что в конце 2015 года Юнус-Бек Евкуров выразил недовольство работой Духовного управления мусульман Ингушетии и выступил за отставку его руководителя Исы Хамхоева. Глава республики потребовал проведения выборов нового муфтия.

Одной из причин недовольства Евкурова является роль муфтията в массовой потасовке, произошедшей летом 2015 года в Насыр-Кортской мечети Назрани, в ходе которой муфтий со своими сторонниками пытался отстранить имама этой мечети Хамзата Чумакова.

Глава Ингушетии критически оценил и позицию муфтията в том конфликте и в целом его деятельность. По его словам, занимающий должность муфтия и в целом муфтият, должны выстраивать отношения с представителями всех религиозных направлений и не делить мусульманскую общину республики на своих и чужих.

Со своей стороны муфтий уходить в отставку отказался. А на странице Духовного управления мусульман республики в Facebook сообщается, что имамы населенных пунктов не согласны с решением Евкурова об отставке муфтия.

Так, на этой странице сообщается, что муфтий республик Иса Хамхоев заявил, что у Духовного управления мусульман Ингушетии "есть устав, принятый в соответствии с шариатом и не противоречащий законам конституции, где выборы и отставку муфтия должны проводить имамы населенных пунктов республики".

Таким образом, ситуация с противостоянием главы и муфтия республики вошла в клинч, выхода из которого пока эксперты не видят. Так, исламовед Ахмет Ярлыкапов в комментарии нашему порталу заявил, что правового решения у этого конфликта нет.

Оттого, каждый шаг в развитие или разрешение конфликта, как со стороны главы Ингушетии, так и со стороны муфтията республики вызывает у наблюдателей повышенный интерес.

Дело зашло далеко

Еще до появления дополнительных пояснений со стороны Евкурова, интернет ресурс 06portal.ruпосвятил данной теме отдельный материал, касающийся того, как начало меняться к ходу противостояния имамов республики, поддержавших вначале муфтия Ису Хамхоева.

«Когда разгорался конфликт между Юнус-Беком Евкуровым и муфтием Исой Хамхоевым, имамы, поддержавшие муфтия, не подозревали, что все зайдет так далеко», - заявил председатель Координационного Совета молодежных организаций Ингушетии Багаудин Хаутиев.

«Многие из них поддержали муфтия от безысходности, некоторые молчаливо согласились ввиду коллективной солидарности. Но, Евкуров, затевая игру, знал, что вполне возможен вариант, когда муфтий откажется уходить в отставку и настроит всех против него», - считает Хаутиев.

Прежде, чем открыто перейти в конфликт с Хамхоевым, глава республики решил забрать рупор муфтията – радио «Ангушт». Вторым делом – забрали функцию организации хаджа.

Третьим этапом пошли учителя предмета «Основы религии» в школах, большинство из которых направляются или же согласовываются с муфтиятом, зачастую имамы одновременно являются и учителями в школах.

Пятым этапом, на данный момент идет «сканирование» финансово-хозяйственной деятельности муфтията и всех имамов республики, проверяются доходы, социальные выплаты, полученные земельные участки, пенсии на родителей, полученные инвалидности, надбавки – одним словом, пропускают через скан всех имамов и их близких родственников.

У многих имеется бизнес, левые пенсии, инвалидности, десятки земельных участков, гранты, так что есть куда подкопаться Евкурову. Даже если начнется давление на законный бизнес, мы знаем, как быстро многие изменят свое мнение и взаимоотношения.

Шестым этапом, скоро полностью будет прекращена выплата заработной платы имамам. За муфтиятом останется только одно название, и то ненадолго, уверен глава Совета молодежных организаций.

Таким образом, Багаудин Хаутиев разложил четкий набор шагов, последовательная реализация которых со стороны республиканских властей позволит руководству Ингушетии склонить муфтия подать в отставку.

От первого лица

Далее, на этой неделе глава Ингушетии встретился с членами Клуба главных редакторов, в который входят руководители ведущих республиканских СМИ. Участников встречи интересовали вопросы выборов, политическая и экономическая ситуация.

Вполне естественно, журналистов интересовала и ситуация, сложившаяся вокруг муфтията. Особенно, учитывая, что к конфликту оказался привлеченным и муфтият соседней Чечни, поскольку после начала конфликта с Юнус-Беком Евкровым, муфтий Ингушетии сразу же запросил поддержки у чеченской стороны.

Давая свои разъяснения сути сложившейся конфликтной ситуации между властями и Духовным управлением, глава Ингушетии в ходе беседы также подчеркнул, что духовные служители должны уступать друг другу.

«Представители различных религиозных направлений должны воздерживаться от взаимных эмоциональных высказываний, нельзя вбивать клин между различными тарикатами», - подчеркнул Евкуров.

Был задан Евкурову и вопрос о создании в ходе сложившегося противостояния с муфтием Управления по делам религии при главе Ингушетии. На что Евкуров ответил, что эта структура создана для взаимодействия с другими регионами страны по вопросам религии.

«Управление будет, в том числе, осуществлять контроль за работой медресе, проводить аттестацию преподавателей предмета «Основ религии» в школах, изучением содержания исламской литературы, реализуемой в республике», - отметил он.

И, наконец, в минувший четверг глава республики дал развернутое интервью республиканского телеканалу "Ингушетия" по теме разногласий с муфтиятом. Данное интервью представляет большой интерес для анализа.

Поскольку в нем Юнус-Бек Евкуров подробно разъясняет свою позицию не только по сложившемуся конфликту с муфтиев Исой Хамхоевым, но и раскрывает свое понимание сути продолжающегося в республике противостояния между суфийской и салафитской общинами.

А также раскрывает свое видение тонких вопросов преодоления разногласий в среде верующих, духовного просвещения мусульманской молодежи и границ вмешательства государственных властей в религиозную сферу.

Ахмед Евлоев

onkavkaz

Закрытие мечети в Хасавюрте. Кнут и пряник для салафитов Кавказа

В данный момент в Хасавюрте идет стихийная многотысячная демонстрация протеста в связи с закрытием Восточной мечети. Мечеть классифицируется как салафитская, что означает, что в нынешних реалиях Дагестана для нее места нет.

Напомним, что ранее уже была сперва захвачена дагестанской ветвью кремлевского тариката, а потом закрыта мечеть на Котрова в Махачкале. Мечеть на Венгерских бойцов фактически находится в осаде, причем, под давлением находятся не только ее прихожане, но и, очевидно, руководство. Продолжаются убийства неконтролируемых ДУМД и государством имамов.

На этом фоне обращает на себя внимание некоторый как будто бы контраст с послаблениями в отношении салафитской общины, отмеченными в Ингушетии. В частности, на ингушском телевидении впервые дали слово имамам салафитов Цечоеву Исе и Албогачиеву Исе, а глава республики Юнус-Бек Евкуров фактически встал на сторону салафитской общины в конфликте с протарикатски настроенным муфтием ДУМ Ингушетии Исой Хамхоевым.

На фоне откровенных репрессий в Дагестане такая "благодать" была с воодушевлением встречена салафитами как Дагестана, так и Ингушетии. Однако мы бы не советовали всерьез воспринимать такое "потепление" со стороны ингушской власти, а советовали бы воспринимать ее как часть политики под названием "кнут и пряник", "разделяй и властвуй", а также "выпуск пара"

Для политики нейтрализации исламского пробуждения на Кавказе нецелесообразно провоцировать на протест салафитов во всех республиках одновременно. Поэтому, пока идет решение салафитского вопроса в Дагестане тактически выигрышно дать послабления салафитам Ингушетии, чтобы у них не возникло желания выступить одновременно со своими единомышленниками из Дагестана.

При этом, если в Дагестане власть использует ручных традиционалистов для травли салафитов, то в Ингушетии наблюдаются попытки приручить салафитов, заставив их бороться не с властью, а с отвергнутыми ей тарикатистами.

Поэтому не приходится сомневаться, что подобные манипуляции будут успешно осуществляться до тех пор, пока идейные мусульмане не научатся разрешать противоречия между собой сами, не прибегая к заступничеству явных исламофобов и секуляристов, а защищая свои интересы на происламской социально-политической платформе.

golosislama