Это всего лишь считанные дни...

Это всего лишь считанные дни...

В аятах, говорящих об обязанности поста в месяц рамадан, Аллах говорит, что речь идёт о считанных днях.

Как будто это обращение к тем, кто игнорирует этот месяц и их напрягает сама атмосфера рамадана с его постящимися людьми — успокойтесь, не умрите от злости, это скоро закончится. Это всего лишь считанные дни.

Как будто это обращение к тем, кому пост даётся с трудом — проявите терпение, пост не продлится долго. Это всего лишь считанные дни.

Как будто это обращение к тем, кто проявлял слабость и беспечность в делах и поклонениях в этот месяц — соберитесь, рамадан закончится не успев начаться. Это всего лишь считанные дни.

Как будто это обращение к тем, кто усердствует в рамадан и старается делать больше добрых дел, чем обычно — берите от этого месяца как можно больше. Это всего лишь считанные дни.

Как будто это обращение ко всем людям вообще, чтобы они задумались о себе и встали на прямой путь, потому что этот месяц — квинтэссенция всего доброго и путь к этому добру наиболее облегчен. Но это всего лишь считанные дни…

Икрима абу Марьям [islamcivil.ru]

ПЕРЕНЕСЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ СОБЛЮДЕНИИ ПОСТА

Вниманию читателя предлагается перевод ответа на вопрос с сайта шейха Аль-Мунаджида.

Является ли воздаяние за соблюдение поста одинаковым у Аллаха, или же оно зависит от трудностей, которые претерпевает постящийся? Бывает, что кто-то соблюдает пост в холодных странах и не испытывает при этом жажду, тогда как другой постится в жаркой стране. Я имею в виду только пост, не касаясь других благих деяний, которыми он может сопровождаться.

Вся хвала принадлежит Аллаху Господу миров!

Если поклонение становится сопряженным с какой-либо трудностью, настолько, что, не перенося этой трудности, его невозможно будет исполнить, то по мере увеличения этой трудности будет увеличиваться и награда.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) сказал ‘Аише (да будет доволен ею Аллах!): «Воистину, ты приобретаешь награду соразмерно твоим расходам и претерпеваемым тобою трудностям». Этот хадис приводит аль-Хаким, а аль-Альбани назвал его достоверным в «Сахих ат-таргыб ва-т-тархиб» (1116). К тому же суть этого хадиса подтверждается тем, что передаётся в достоверных сборниках аль-Бухари и Муслима.

Ан-Навави в своём комментарии к «Сахиху» Муслима пишет: "Его – мир ему и благословение Аллаха! – слова: «соразмерно претерпеваемым тобою трудностям (или же он сказал: «… твоим расходам»)» — являются ясным указанием на то, что вознаграждение и его надбавка за поклонение увеличиваются с увеличением степени сложности и объёма расходов. Здесь идёт речь о таком перенесении трудностей, которое не возбраняет шариат. То же самое касается и расходов".

Вместе с тем, принцип о соразмерности награды испытываемым трудностям распространяется не на все случаи. Есть такие поступки, награда за которые бывает больше, когда они исполняются более лёгким способом.

Аз-Заркаши в «аль-Мансур фи-ль-кава’ид» (2 / 415 – 419) пишет: "Насколько деяние больше и сложнее, настолько оно и лучше. В хадисе от ‘Аишы – да будет доволен ею Аллах! – сообщается: «Твоя награда соразмерна испытываемым тобою трудностям».

В некоторых случаях наименьшее деяние бывает лучше наибольшего. Из них можно выделить следующие:

— Сокращение молитвы лучше для путника, нежели её полноценное совершение.

— Коллективно совершить молитву один раз лучше, чем совершить её двадцать пять раз единолично.

— Укорачивание двух рак’атов утренней молитвы лучше, чем их удлинение.

— Пожертвовать мясом принесённого в жертву животного, отъев прежде от него кусок, лучше, чем отдать всё мясо целиком.

— Чтение в намазе короткой суры лучше, чем чтение части суры, пусть оно и длительное, поскольку из практики Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – известно, что чаще всего он поступал именно так" (цитата с сокращением и изменением).

А Аллах же знает лучше!

Арсен Шабанов [islamcivil.ru]

ПРАВЕДНЫЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ (САЛАФУ САЛИХ) В РАМАДАНЕ

Имам Аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах)

Имам Аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) являлся предводителем ученых-факихов, самостоятельно выносящих правовые решения, – муджтахидом. Он также был предводителем в проявлении веры, богобоязненности и поклонении. От Рабии передаётся: «Имам Аш-Шафии разделял ночь на три части: в первой части он писал, во второй – молился, а третьей части спал».

Имам Аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) читал ночью Коран только в намазе. Аль-Музани говорит: «Я всегда видел имама Аш-Шафии читающим ночью Коран только в намазе».

Имама Аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) описывают, как обладателя мудрости, чудес (караматов), щедрости и многих других похвальных качеств.

Имам Аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) завершал чтение Корана в Рамадан шестьдесят раз. Причём это было лишь чтение вне намазов.

Абдулла ибн Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом)

Абдулла ибн Умар в Рамадан не отпускал пост кроме как с сиротами и бедняками. Он мог даже не разговляться, если узнавал, что его семья прогнала в вечер разговения кого-нибудь из них.

Сам он был обеспеченным, богатым, честным торговцем. Также он получал приличное жалованье из исламской государственной казны. Расходовал он его отнюдь не только на себя – часть жалования он отправлял нищим, беднякам и нуждающимся.

Аюб ибн Ваиль Расиби рассказывает: «…Абдулле принесли четыре тысячи дирхамов денег и выходное платье. На следующий день я видел его на рынке покупающим в долг фураж для своей лошади». Аюб ибн Ваиль Расиби пошел к семье Абдуллы ибн Умара и спросил в чем дело. Ему сказали: «Ночью он был с гостями и проводил их. Затем он вышел с новым выходным платьем. Но вернулся уже без него. Когда мы его спросили, где оно, он сказал что подарил его бедняку».

Катада Судуси (да смилуется над ним Аллах)

Катада ибн Дама Судуси имел прозвище Абу Хаттаб. Он был родом из Басры (Ирак). Был табиином, заслуживающим доверия. Родился в 60 году по хиджре.

Он всегда завершал чтение Корана за неделю. В Рамадане он завершал его за три дня. В последние десять дней Рамадана – за одну ночь. Умер в городе Васит (Ирак) в возрасте 60 лет. Да смилуется над ним Аллах.

Имам Аз-Зухри (да смилуется над ним Аллах)

Полное имя – Мухаммад ибн Абдулла ибн Шихаб Аз-Зухри (58-124 гг. по хиджре). Принадлежал к роду Зухра ибн Киляба из племени Курайш. Он был первым, кто начал составлять письменные сборники хадисов. Являлся одним из великих имамов в знании Корана и фикха. Был табиином из Медины. Знал наизусть 1200 хадисов, которые записал в сборник «Муснад».

Абу Занада говорит: «Мы долгое время были вместе, и Аз-Зухри всегда держал при себе письменные принадлежности и Коран, чтобы записывать все, что услышит».

Когда Аз-Зухри переселился в Шам (Сирия, Иордания, Палестина) халиф Умар ибн Абдул Азиз написал своим подчиненным: «Держитесь имама Аз-Зухри, вы не найдете лучше знающего Сунну, чем он».

Когда наступал Рамадан, имам Аз-Зухри оставлял изучение хадисов и присутствие на собраниях ученых, всецело посвящая себя чтению Корана.

Суфьян Ас-Саври (да смилуется над ним Аллах)

Суфьян ибн Саид Ас-Саври (97-161 гг. по хиджре) был повелитель правоверных в хадисе. Был господином в знаниях и богобоязненности своего времени. Родился и вырос в Куфе (Ирак).

Аббасидский халиф Мансур предложил имаму Ас-Саври занять пост судьи, на что тот ответил отказом. Он покинул Куфу в 144 году по хиджре и стал жить в Мекке и Медине. Умер в Басре.

Когда наступал Рамадан, Суфьян Ас-Саври оставлял многие виды добровольного поклонения, чтобы полностью занять себя Кораном.

Перевод: Асад аль-Кудали [islamcivil.ru]