Это и есть настоящий иман!?

Это и есть настоящий иман!?

Чтобы понять правильно этот вопрос, необходимо делать разницу между постоянным сомнением и временным наущением шайтана, когда человеку в голову без его желания лезут плохие мысли о религии или Аллахе или же появляются сомнения и т.п.

А что касается сомнения в религии как такового, то конечно это неверие вне сомнения и это не является мнением хариджитов! Ислам человека не будет действительным, если у него сомнение в его истинности или в чем-либо из столпов веры. И отсутствие сомнения, является одним из условий действительности свидетельства "ля иляха илля-Ллах". Всевышний Аллах сказал: «Верующими являются те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника, а потом не испытывали сомнений» (аль-Худжурат 49: 15).

А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Какой бы раб Аллаха не встретил Аллаха с этими двумя свидетельствами, не сомневаясь в их истинности, он обязательно войдет в Рай!» Муслим 27.

Что касается того, какие виды сомнения являются большим неверием, то в качестве примера можно привести слова шейха Абу Батына, сказавшего: “Коран указывает на то, что сомнение в основах религии является неверием. Сомнение (шакк) – это колебаться между двумя вещами, как тот, кто не утверждает правдивость посланника (мир ему и благословение Аллаха), но и не обвиняет его во лжи. Или же не утверждает о Судном дне, как и не отрицает его, и тому подобное. Так же например как тот, кто не считает молитву обязательной, но и не отрицает ее обязанность, или не считает прелюбодеяние запрещенным, но в тот же момент и не говорит о его дозволенности. Все это является неверием по единогласному мнению!” См. “Хукму такфир аль-му’айан” 17.

А что касается временного сомнения, которое подкидывает верующим шайтан, и которое мусульманин сразу же пытается отбросить и просит у Аллаха защиты и прощения, то это не является неверием, и подобное бывало у сподвижников и саляфов после них. Абу Хурайра рассказывал: "Однажды люди из числа сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) пришли к нему и сказали: "Поистине, иногда мы находим в себе такое, что велико для нас произносить это!" На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это есть настоящий иман!»" Муслим 132, Ахмад 3/421.

Т.е. то, что для сподвижников даже произнесение вслух этих наущений являлось таким тяжелым поступком, является истинным иманом, поскольку тот, кто даже боится произнести такое, тем более не является убежденным в этом!

Также в этом хадисе указание на то, что не следует рассказывать или вообще говорить о наущениях вслух, если только человек не спрашивает у знающих для того, чтобы избавится от сомнений в том или ином вопросе, получив знание, и закрыв тем самым для шайтана проход через эту дверь.

Абу Зумайль рассказывал: “Однажды я спросил у Ибн ‘Аббаса: “Я чувствую что-то в сердце своем”. Он спросил: “Что именно?” Я сказал: “Клянусь Аллахом, я не могу говорить об этом”. Он спросил: “Это что-то из сомнений?”, при этом он улыбнулся и добавил: “Никто не избавлен от этого, ведь Аллах Всевышний в Коране сказал (пророку): «Если ты сомневаешься в том, что Мы ниспослали тебе, то спроси тех, которые читают Писание раньше тебя. Воистину, к тебе явилась истина от твоего Господа. Не будь же в числе сомневающихся» (Юнус 10: 94). И Ибн ‘Аббас добавил: “Если ты обнаружишь в своей душе что-либо из этого (сомнений), то скажи: «Он (Аллах) – Первый и Последний, Высочайший и Ближайший, и Он знает о всякой вещи»” (аль-Хадид 57: 3). Абу Дауд 5110. Имам ан-Науауи назвал иснад хорошим. См. “аль-Азкар” 144.

Кстати, аят: «Не будь же в числе сомневающихся» не указывает на то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) испытывал в чем-либо сомнения из религии, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) был самым убежденным из рабов Аллаха. Это подобно другим словам Всевышнего: «Скажи: “Если бы у Милостивого был сын, то я первым стал бы поклоняться (ему)”» (аз-Зухруф 43: 81).

Разве из этого следует, что у Аллаха есть сын?! Конечно же нет, ибо это пример для обучения. Точно также и слова Аллаха: «Не будь же в числе сомневающихся» не указывают на то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сомневался, поскольку запрет на что-либо не указывает на наличие этого в себе. Это подобно словам Аллаха: «Да не отвратят они (неверные) тебя от аятов Аллаха после того, как они были ниспосланы тебе. Призывай к своему Господу и не будь из числа многобожников» (аль-Касас 28: 87). Ведь данный запрет не указывает на то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) был из числа многобожников! См. “Усуль фи ат-тафсир” 33.

Таким образом, необходимо делать различие между сомнением и временным наущением шайтана! Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Наущение (уас-уас) – это то, что проникает в сердце без желания человека. И если раб Аллаха испытывает ненависть к этим наущениям и отвергает их, то его ненависть к ним является истинным проявлением имана!” См. “ад-Дыя аш-шарикъ” 374.

Что же касается защиты от сомнений и наущений, то от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кого постигнут наущения, пусть скажет: “Уверовал я в Аллаха и посланника Его”, - и поистине, это избавит его от них». Ахмад 6/258. Шейх аль-Альбани назвал хадис досто-верным. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 116.

Надо отличать наущения от сомнений

Большинство из тех, кто считает, что он сомневается, на самом деле просто подверглись наущениям шайтана.
И разница между сомнениями и наущениями в вопросах убеждений в том, что сомнения заходят к вам как по маслу без сопротивления и неприязни, без страха за эти мысли, без ужаса с вашей стороны от их посещения , то есть легко и свободно без переживаний и угрызений совести, тогда как наущения лезут вызывая у вас страх и ненависть, ужас и отвращение.

Наущения бывают как в убеждениях, так и в обрядах поклонения, или во взаимоотношениях, как то в действительности никаха или развода, или в дозволенности зарезанного животного и так далее...

Кого-то шайтан наущает в отношении омовения, что где-то недомыл, других в намазе, что что-то не так прочел или что забыл какой-то рукн сделать, кого-то наущает в вопросах наджасы, что им всё вокруг кажется в наджасе, все перестирывают, полы моют по 10 раз в день и могут промежность после справления нужды вычищают так, что вот-вот кожу сдерут. Кого-то в действительности его никаха наущает и так далее. А кого-то наущает в существовании Аллаха. Все это - болезнь и человек подвергшийся этому болен и его эти сомнения (на самом деле наущения) ничего не значат, ему нельзя опираясь на них что-то переделывать в обрядах поклонения, что то прерывать и вообще что-либо делать поддавшись этим сомнениям (на самом деле наущениям). Человек болен, а у больного свои положения, отличные от положений здоровых людей.

Если же человек начинает сомневаться в вопросах вероубеждения, то понять его это мысли или же наущения поможет распознать то - ненавистны эти мысли ему или нет. Если он раскрыл грудь свою для них и они спокойно входят в его сердце и спокойно там пребывают долгое время не встречая сопротивления, вражды, неприязни страха за них, тогда он раскрыл свою грудь для неверия и удовлетворился им. Если же сопротивляется, ему ненавистно, противно от этого, он боится этих мыслей, боится наказания, значит это уас-уасы, наущения и идет борьба, его внутренний джихад против наущений шайтана.

В хадисе от Абу Хурайры говорится:"Однажды люди из числа сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) пришли к нему и сказали: "Поистине, иногда мы находим в своих душах такое, что ужасаемся даже произнести это!" На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вас постигает это?» Они сказали: «Да». Тогда он ответил: «Это и есть настоящий иман!»" (Муслим 132, Ахмад 3/421).

Хафиз ан-Науауи в пояснениях к этому хадису говорит: «Смысл этого в том, что одно то, что они считали ужасным озвучивать то, что посещало их сердца – что именно это и является истинной верой. И если кто-то будет считать это ужасным, и будет сильно пугаться и бояться подобных мыслей, будет бояться даже произносить это, не говоря уже о том, чтобы брать это себе в убеждения, то это и указывает, что у него полноценный иман и что он непричастен к грязи сомнений».

И сказал аль-Хаттаби: «Смысл слов "Это и есть настоящий иман!" - это то, что они посчитали ужасным говорить о том, что находят в своих сердцах и посчитали это мерзким, и это не означает что сами по себе наущения являются настоящей верой, однако они от шайтана и его козней».

А что хочет шайтан от всех, кому он наущает? Хочет довести до отчаяния чтобы у человека опустились руки и он от всего отказался. Хочет чтобы они желая избавиться от сомнений нарушили свое теперешнее состояние, то есть чтобы сомневающийся в своем омовении специально поломал его, чтобы перестать уже сомневаться и пошел заново брать омовение, чтобы сомневающийся в намазе прервал намаз и начал его заново...