Эти знания – религия, так смотрите же на того, от кого вы берёте свою религию

Хвала Аллаху Господу миров!
О том, что не дозволено принимать религиозные знания от неизвестного своим познанием религии и кого попало, даже если тот является праведным. Как и нельзя читать любые книжки о религии
Достоверно передаётся от таких великих саляфов, как Мухаммад ибн Сирин, Зейд ибн Аслям, Абу Зур’а, Ибн ‘Аун, аль-Ауза’и и др., что они говорили: “Эти знания – религия, так смотрите же на того, от кого вы берёте свою религию!” Муслим (1/23), ад-Дарими (1/124), Ибн Хиббан (1/27), аль-Хатыб (2/92).
Имам Малик говорил: “Не принимается знание от четверых:
1. От глупца, чья глупость явная, даже если из людей он самый часто передающий (знания).
2. От приверженца страстей, призывающего к своей страсти.
3. От того, кто лжёт в отношении рассказов людей, даже если его не обвиняли во лжи касательно пророческих хадисов.
4. И от шейха, являющегося достойным, праведным и усердно-поклоняющимся, если он не усвоил то, что передаёт”.
Ибн ‘Абдуль-Барр в “аль-Интикъа” (16), аз-Захаби в “ас-Сияр” (8/67).
Имам-муджахид –Мухаммад ибн ‘Али аль-Караджи аль-Къассаб (280-360 г.х.) в своём тафсире сказал: “Непозволительно простолюдину принимать фатуа от каждого, кто торопится вынести фатуа, как и нельзя принимать фатуа от того, кто известен своей праведностью, но не является известным в изучении знания, в котором тот нуждается. И с позволения Аллаха такой человек (обладатель истинного знания) будет существовать каждый век”. См. “Нукат аль-Къуран” (1/416).
А что же сказать о простолюдинах в наше время, которые черпают знания от различных невежд, чьих имён они даже не знают?! Просиживают сутками в соцсетях и читают/слушают слова тех, об уровне религиозных знаний которых они не знают абсолютно ничего, не зная даже об элементарной их религиозной праведности. Более того, а может быть итак, что некоторые черпают знание не просто от неизвестного, а напротив, от известных своими заблуждениями, нечестиями, искажением религии и лицемерием людей.
Учёные в книгах по основам фикъха часто запрещали простолюдинам слепо следовать и доверять неизвестным людям в вопросах фикъха, говоря, что в действительности они могут оказаться невеждами, лжецами и нечестивцами. См. “аль-Бахр аль-мухит” (4/588), “Рауда ан-назыр” (3/122), “аль-Мустасфа” (2/390).
И если это касается даже фикха, то что можно сказать о тех, кто просиживается в соцсетях и черпает от неизвестных невежд самое основное знание, а это вопросы вероубеждения религии?!
Говоря о многочисленных исламских книгах наших дней, шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Книжек очень много, как и много неизвестных людей, которые неизвестны приобретением знания и связью с фикъхом. И если в этих книгах будет противоречие истине, то это обернётся вредом для простолюдинов. По этой причине я не советую приобретать эти книги, разве что их авторы являются известными, если они из числа учёных, которым доверяют в религии и знании, чтобы не впасть в заблуждение. Ведь некоторые саляфы говорили: «Эти знания – религия, так смотрите же на того, от кого берёте свою религию». Этот вопрос не является простым! Я считаю, что человек, в частности у которого нет достаточного знания, не должен приобретать эти книги, напротив, ему следует обращаться к трудам обладателей знания, которым доверяют в их знании и надёжности”. См. “Уисая уа тауджихат ли-тулляб аль-‘ильм” (382).
Спросили шейха Фаляха аль-Мандакара: «Каково постановление относительно слушания записей неизвестных людей и приобретения от них знания?»
Шейх Фалях ответил: “В наше время множество смут, очень много нововведений, и приверженцы нововведений очень часто выдают себя за сторонников Сунны, выявляя Сунну и саляфию. По этой причине необходимо проявлять осторожность.
Если ‘Абдуллах ибн ‘Аббас рассказывал в их время: «Когда человек говорил: “Я слышал, как Посланник Аллаха сказал…”, то мы устремлялись к нему», они приближались к нему и слушали его. Но когда случилась смута (распространилось нововведение), то они (саляфы) стали спрашивать о передатчиках, как говорил Ибн Сирин: «Назовите нам ваших передатчиков», чтобы они знали, от кого передача, а затем уже после упоминания их имён, они могли знать, слушать и принимать ли им это, или же отвергать и не слушать.
И если таковым было дело в их время, то в наше время это необходимо делать тем более. Необходимо, чтобы человек знал, кого слушать, кого читать, от кого принимать и в чьём кружке сидеть. Это очень важно!
А что касается того, чтобы человек был «ночным дровосеком», слушал всех подряд и неизвестных людей, то нет. Для такого есть опасение искушения.
Поистине, из числа признаков того, что у человека есть поддержка от Аллаха и что Он желает Своему рабу блага, исправления и прямого руководства – это то, что Он направляет его к кружку, общению и приобретению знания от приверженцев Сунны.
Является необходимым проявлять серьёзность, усердие и осторожность в этом деле, чтобы заслужить поддержку от Аллаха и Его руководство”.
См. “Фатауа аль-‘акыда уаль-манхадж”.