Есть ли достоинство у ночи середины Ша‘бана?

Есть ли достоинство у ночи середины Ша‘бана?

Нет какого-то специального поклонения в ночь середины Ша‘бана, которое отличало бы ее от других ночей.

В вопросе обрядов поклонения нет отличий этой ночи от других. Это нужно запомнить!

Есть ли вообще у этой ночи середины Ша‘бана какое-то превосходство, какое-то достоинство или нет?

Ученые Ислама высказывают разные мнения. Но мы с вами опираемся на хадис, который передан от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) несколькими сподвижниками.

Говорит Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Смотрит Аллах на творения свои в ночь середины Ша‘бана и прощает всем им, кроме человека, который совершает многобожие (ширк), и человека, у которого есть вражда с кем-то, который находится в ссоре с кем-то из своих братьев». Хадис приводит Ибн Маджа (1390).

Этот хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) указывает нам на то, что действительно у ночи середины Ша‘бана есть особенность, достоинство, которое заключается в том, что Всевышний Аллах осыпает Своими милостями творения, прощая их. Но есть условие!

Этот дар дается всем жителям земли, кроме двух категорий людей:

многобожники (мушрики), которые совершают многобожие (ширк), т. е. придают Аллаху сотоварищей;

ненавистники (мушахин), т. е. те, у кого есть «шахна» − ненависть к кому-то из верующих или вражда с кем-то из братьев, зависть, злоба.

Всевышний Аллах упоминает того, кто поссорился со своим братом и ненавидит своего брата, в одной связке с многобожником! Какое скверное соединение, какое скверное положение — быть в обществе многобожников!

Аллах (пречист Он и возвышен) говорит, что не прощает этим двум:

Первый — это многобожник, который совершает многобожие. Что это значит? Это значит, что он придает Всевышнему сотоварищей, приобщает к Нему кого-то в поклонении. Он поклоняется кому-то, кроме Аллаха, совершает какой-то вид многобожия. Многобожие (ширк) в любом его проявлении — это самый страшный грех, который Аллах (пречист Он и возвышен) никогда не прощает, если только человек не покается, если только не успеет до того момента, когда его душа подойдет к горлу, и станет настоящим единобожником (муваххидом).

Второй — это тот, у которого в сердце злоба, зависть, ненависть, неприязнь, вражда к кому-то из верующих людей. СубханаЛлах, вот это наказание для всех, кто в ссоре со своими братьями, не решает никак с ними тяжбы. Это наказание преследует человека не только в середине Ша‘бана, но и каждую неделю, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит, что в понедельник и в четверг открываются врата Рая, и Аллах прощает всем, кроме тех, которые находятся друг с другом во вражде.

Таким образом, единственное поклонение в эту ночь, о котором мы можем сказать, что оно действительно есть, заключается в том, чтобы очистить свое сердце и свои органы от многобожия, чтобы ты своим поклонением и религией был устремлен только к Аллаху, Господу миров (пречист Он и возвышен).

Но это поклонение не только в эту ночь, оно всегда, в каждую ночь, в каждую минуту нашей жизни!

Не думай, что от многобожия так легко очиститься. Добиться искреннего поклонения Создателю, когда ты всё делаешь только ради Него, это очень и очень непросто. Пусть поможет нам Аллах (перчит Он и возвышен).

К этой ночи, к середине Ша‘бана, мы должны подготовиться таким образом:

очистить наши сердца прежде всего от многобожия;

очистить наши сердца, наши помыслы от вражды, ненависти к кому-то из верующих, от неприязни к нашим братьям.

Таково достоинство ночи середины Ша‘бана:

этой ночью даруется прощение всем тем, кто не совершает многобожие: чем больше Таухид человека, тем больше он получает прощения;

оно даруется тем, кто избавился от вражды, от ссор, от тяжб и от ненависти.

О достоинстве месяца Шаабан в целом сказано многое, но конкретно о ночи середины этого месяца стоит повести речь особо. Дело в том, что известно три достоверных хадиса о достоинстве ночи середины Шаабана, при этом ни в одном из них не говорится о каком-то особом поклонении в эту ночь.

Первый хадис. Он приводится в сборнике Ибн Маджа (№1390), кроме того в сборнике достоверных хадисов «Ас-Сильсиля ас-сахиха» (№1144, 3/135) подтверждается, что хадис является достоверным. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах, велик Он и славен, взирает на Свои творения в среднюю ночь Шаабана и прощает всем, кроме многобожника (мушрик) и ненавистника (мушахин)».

Второй хадис. Он приводится в сборнике аль-Байхаки, а его достоверность подтверждена в книге «Сахих ат-таргиб ва ат-тархиб» (№2771), причём упомянуто, что хадис относится к категории «сахих ли-гайрихи», т.е. является достоверным по причине наличия нескольких подтверждающих друг друга версий, передающихся разными цепочками. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах взирает на Свои творения в среднюю ночь Шаабана и прощает верующим, даёт отсрочку (йумаххилю) неверующим и оставляет тех, кто к другим питает ненависть (хикд), пока они не оставят её».

Третий хадис. Он приводится в сборнике Ибн Абу Асыма «Ас-Сунна» и оценен как «сахих ли-гайрихи», т.е. является достоверным по причине наличия нескольких подкрепляющих версий в книге «Зыляль аль-джанна» (№509). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нисходит наш Господь, велик Он и славен, к ближайшему небу в среднюю ночь Шаабана и прощает всех обитателей Земли, за исключением многобожника (мушрик) и ненавистника (мушахин)».

Что можно извлечь из этих хадисов. Пять выводов

Первый – то, что Всевышний Аллах нисходит в эту ночь на ближайшее небо. Нет сомнения, что Аллах, как сказано в достоверном хадисе, каждую ночь, в течение последней её трети, спускается на ближайшее небо. Но в среднюю ночь Шаабана Всевышний Аллах нисходит в течение всей ночи, а не только последней её части. Ночь же, как известно, начинается с закатом солнца.

Второй – ни в одном из хадисов не упоминается каких-либо особых видов поклонения, которые рекомендуется совершать в эту ночь. Другими словами, выделять ночь с 14-ое на 15-ое Шаабана для совершения определенного поклонения – это новшество, чего не было в эпоху первых мусульман (сподвижников и табиинов). Однако если человек будет поклоняться в эту ночь так же, как обычно поклоняется в остальное время (например, если он совершает дополнительные намазы каждую ночь), то и в эту ночь он может совершать их, и это не будет новшеством. Таким образом, в эту ночь нужно совершить те же самые намазы, которые мы совершаем еженощно. Но при этом нужно обратить внимание на свою мольбу о прощении (дуа, истигфар), которую произносим в течение намазов и после них, и просить Аллаха искренне и от всего сердца.

Третий – из хадисов становится известно, сколь широко прощение Аллаха. Об этом можно судить и по именам Аллаха, среди которых Аль-Гафур (Прощающий), Аль-Гаффар (Всепрощающий), ат-Тавваб (Принимающий покаяния), Аль-Афувв (Снисходительный) и множество других имён, указывающих на широту прощения Аллаха. В Коране же сказано: «Если кто-либо совершит злой поступок или нечестие, а потом попросит у Аллаха прощения, то обнаружит он, что Аллах — Прощающий, Милосердный» (4:110).

Четвертый – Всевышний не прощает многобожие. В Коране об этом сказано: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. А кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тот впал в глубокое заблуждение» (4:116). Более подробно о том, что такое многобожие, можно узнать из статьи на нашем сайте «Многобожие», а также «Опасность многобожия».

Пятый – ненавистник не получит прощения. Ненавистник – это человек, хранящий в себе ненависть, питающий злобу к другому человеку. Как много блага упустил такой человек! Обратим внимание на похожие по теме хадисы. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В понедельник и четверг открываются двери Рая и прощается каждому человеку, который не придает сотоварищей Аллаху, не считая двоих, между которыми есть злоба. И Аллах скажет: «Подождите, пока эти двое не помирятся, подождите, пока эти двое не помирятся».

Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «К вам пришла болезнь народов, бывших до вас. Это зависть и ненависть, они подобны лезвию. Я не говорю, что они сбривают волосы, но они сбривают религию! Клянусь Тем, в руках Которого моя душа: вы не войдете в Рай, пока не уверуете, и не уверуете по-настоящему, пока не полюбите друг друга» (сборник Ат-Тирмизи, №2434).

Пусть Всевышний поможет нам получить Его прощение и не оказаться в числе многобожников и ненавистников.

Недостоверные хадисы о срединной ночи Шаабана

Для полноты темы нужно упомянуть и о нескольких недостоверных хадисах, в которых говорится о той же ночи.

Среди них следующие хадисы:

Первый:
«Ко мне пришёл Джибриль, мир ему, и сказал: «Это срединная ночь месяца Шаабан. Аллах освобождает людей от Огня по количеству волосков, растущих на овцах племени Кальб. Но Он не посмотрит на многобожника, на ненавистника, на того, кто порывает родственные связи, на человека, оставляющего свои одежды свисающими ниже щиколоток, на того, кто ослушается родителей, и на того, кто имеет привычку пить вино»». Это слабый хадис (даиф), он приводится в «Даиф аль-джами» под №654. Правильным же из него является лишь упоминание о многобожнике и ненавистнике, тогда как упоминание об остальных грешниках противоречит достоверным хадисам, упоминавшимся ранее. Кальб – так называется многочисленное арабское племя, располагавшее очень большим числом овец.

Второй: «Пять ночей, когда мольба не останется без ответа: первая ночь Раджаба, ночь в середине Шаабана, ночь на пятницу, ночь перед праздником Разговения и ночь перед праздником Жертвоприношения». Это не просто слабый, а вымышленный хадис (маудуг). аль-Мунави пишет о нём: «Это сообщение приводит Ибн Асакир в своей книге «Тарих Димашк» и среди его передатчиков есть Бандар ибн Умар ар-Руйани. Хадисоведы сказали о нём: «Это лжец, не слушайте от него хадисы»» (Файд аль-Кадир). По причине своей слабости этот хадис был включен в сборник недостоверных хадисов «Ас-сильсиля ад-даифа» под №1452.

Третий: «Когда наступит ночь середины Шаабана, то выстаивайте [в намазе] ночь и проводите в посте день». Этот хадис является крайне слабым или даже вымышленным, он приводится в сборнике Ибн Маджи под №1388. В цепочке передатчиков есть Ибн Абу Сабра, которого хадисоведы единогласно признали лгуном, а имам Ахмад даже сказал о нём: «Он придумывает хадисы». Многие хадисоведы сочли это сообщение недостоверным, оно включено в сборник «Ас-сильсиля ад-даифа» под №2132.

Помимо упомянутых, есть еще несколько недостоверных хадисов о серединной ночи Шаабана. Но сколько бы их ни было, слабые хадисы не годятся для того, чтобы служить доводом в религиозных вопросах и их нельзя приводить в качестве обоснования правильности того или иного действия. Ссылаться и использовать в качестве довода можно лишь сильные, достоверные хадисы, и в теме о середине Шаабана есть лишь три таких хадиса.

Этого вполне достаточно, чтобы соблюсти Сунну должным образом и не отойти от неё в заблуждение!