Если ты озабочен лишь окончанием намаза и отдыхом от него, то не спрашивай потом почему у тебя нет смиренности в намазе...

Если ты озабочен лишь окончанием намаза и отдыхом от него, то не спрашивай потом почему у тебя нет смиренности в намазе...

Смирение /хушу‘/ намазе

Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение нашему пророку, его семье, и верным сподвижникам, а затем:

От молящегося требуется смирение в молитве и полная сосредоточенность на ней, потому что Всевышний Аллах сказал:

قَدْ أَفْلَحَ الْمُؤْمِنُونَ * الَّذِينَ هُمْ فِي صَلَاتِهِمْ خَاشِعُونَ

„Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих молитв“. Сура Верующие 23:1,2.

Полная сосредоточенность на молитве и смирение в ней одни из важнейших сторон молитвы и ее дух, а посему следует заботиться о смирении и спокойствии в молитве: в земном поклоне, в поясном поклоне, в сидение между двумя земными поклонами и после поясного поклона; когда молящийся выпрямляется, он проявляет смирение и находится в спокойствии, не торопится.

Если смирение отсутствует совсем, и молитва совершается беспокойно, так, словно „клевание курицы“, то молитва становится недействительной.

Если же в молитве присутствует спокойствие, но молящегося охватывают некоторые тревожные мысли, забывчивость, то это не делает молитву неверной. Но человек получит награду только за ту ее часть, где он пребывал в полном разуме, и он получит награду за ту ее часть, где был в смиренее и полностью сосредоточен на ней, а награду за ту ее часть, где он отвлекся, он потеряет. 

Раб Аллаха должен быть полностью сосредоточен на молитве, был спокоен и в смиренее в ней пред Аллахом, Великим и Всемогущим, чтобы получить полную награду, но молитва полностью становится недействительной только в том случае, если он не совершал ее спокойно. 

Например, если человек совершил поясной поклон без спокойствия, поторопился, и его суставы не пришли в полное спокойствие. Молящийся обязан быть спокойным, чтобы каждый сустав вернулся в свое положение, чтобы он мог спокойно произнести: „Хвала Великому моему Господу“ в поясном поклоне, и „Хвала Всевышнему моему Господу“ в земном, чтобы мог сказать: „Господь наш, хвала Тебе“ и другие поминания Аллаха после поясного поклона, чтобы между двумя земными поклонами он мог сказать: „Господь, прости меня“. Это обязательно.

Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) увидел мужчину, который не был спокоен в совершении молитвы, но молился, словно клюя землю, то он велел ему совершить молитву вновь: „Соверши молитву, воистину, ты не совершил ее“. Спокойствие /тумаънина/ одна из важных составляющих смирения /хушу‘/. Эта обязательная смиренность в поясном поклоне, в земном поклоне, между земными поклонами, во время выпрямления из поясного поклона – всё это называется спокойствием /тумаънина/, а также называется смирением /хушу‘/. 

В молитве обязательно необходимо, чтобы каждый сустав вернулся на свое место. Когда человек совершает поясной поклон, то он делает это спокойно, пока все кости и суставы не вернутся на свои места, и когда он поднимается, он также делает это спокойно, и так же стоит после поясного поклона. Когда он совершает земной поклон, то успокаивается, не торопится и ждет, пока каждый сустав не вернется на свое место».

Шейх ‘Абд аль-‘Азиз ибн Баз (да помилует его Аллах)

Поистине, Аллах возвеличил положение намаза в Кур'ане 

Также возвеличил молящихся и почтил их, и во многих местах Кур'ана выделил его среди других поклонений.

Намаз, это последнее, о чем завещал Посланник Аллаха свою Умму перед его уходом из этой жизни. И это первое, о чём будет спрошен раб в Судный день.

Поистине, намаз - это связь между рабом и его Господом, и это - одно из самых достойных дел, столп религии, свет в этом и в том мире, и помощь в трудностях. Передаётся, что «когда Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что-то печалило, он молился». И пусть этим воспользуется каждый мусульманин, желающий успеть совершить больше благих деяний.

Ибн Зубайр, когда стоял в намазе, был в смиренее как шест, и когда выполнял земной поклон снаряд катапульты разорвал часть его одежды, а он даже не поднял головы.

Мусаллима ибн Бишар, когда молился в мечети, часть этой мечети обрушилась и люди встали (в панике), а он в намазе даже не почувствовал этого.

До нас дошло, что некоторые из них были подобны брошенной одежде (во время суджуда), у некоторых после намаза был изменен цвет лица, когда он стоял перед Аллахом, Свят Он и Могуч, некоторые в намазе даже не замечали, кто стоит от них справа и слева. У некоторых желтели лица, когда совершали омовение перед намазом. У одного спросили: «Мы видим, когда ты совершаешь омовение перед намазом, изменяется твое состояние». Он отвечал: «Потому что знаю, перед кем сейчас буду стоять».

Смирение перед Аллахом – одно из благодеяний сердца, которого, по Воле Аллаха, можно достичь разными путями. Один из путей обретения смирения – частое воспоминание о смерти. В одном из изречений Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Часто вспоминайте разрушительницу наслаждений», т.е смерть».

Воспоминание о смерти приводит к смирению, особенно при совершении Намаза. Когда молящийся думает: «Может быть это последний Намаз в моей жизни. Возможно, что после совершения Намаза я не останусь в живых», тогда у него в сердце появится боязнь и смирение перед Аллахом.

Под словом смирение обычно понимается особое внимание, которое верующий уделяет всему тому, что произносит и совершает во время молитвы, а также полное и глубокое осознание того, перед Кем находится верующий во время намаза. Это состояние смирения, покорности, скромности и страха сердца пред Всевышним Аллахом. Это внутреннее состояние проявляется в теле, создавая неподвижность чувств и спокойствие в движениях, с полной умственной и эмоциональной концентрацией на намазе без отвлечения ума.

Намаз имеет тело и душу. Тело намаза – различные движения, такие как: стояние, поясные и земные поклоны, а также чтение Корана. Душа намаза – присутствие сердца и смирения. Всевышний Аллах в отношении верующих, совершающих намаз с полным присутствием и смирением говорит: «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов» (Сура аль-Муминун, аят 1-2).

Когда спросили Хатама аль – Асамма о его молитве, и он сказал: «Когда приходит время молитвы, я совершаю полное омовение и прихожу туда, где хочу молиться. Потом я сижу, пока не успокоятся мои конечности, затем встаю на молитву. Я представлю Каабу между бровями, Сират – между ногами, Рай – справа, Ад – слева, ангела смерти – позади себя и считаю ее своей последней молитвой. Потом выбираю между мольбой и страхом, свидетельствую, размеренно читаю, смиренно совершаю поясной поклон, послушно делаю земной поклон, сажусь на левое бедро, расслабляю левую ногу и опираю правую на большой палец, все это делаю искренне и не знаю, будет ли молитва принята».

Мы уделяем намазу довольно много времени (совершаем омовение, готовимся к намазу, выжидаем время, находим место). И если в течение длительного времени человек таким образом совершает намаз, но не наполняет его должным содержанием, не испытывает в намазе хушу’а, смиренности, то все эти поклонения могут оказаться тщетными и не принятыми Всевышним Аллахом. Что может быть страшнее этого? Для многих людей делать намаз очень тяжело, легко делать намаз только для смиренных.

Об этом Всевышний в Коране говорит:

وَاسْتَعِينُوا بِالصَّبْرِ وَالصَّلَاةِ ۚ وَإِنَّهَا لَكَبِيرَةٌ إِلَّا عَلَى الْخَاشِعِينَ

«Возьмите себе в помощь терпение и молитву, намаз. Воистину намаз тягостен только для не являющихся смиренными. Намаз для смиренных в удовольствие, а для не смиренных – в тягость».
(сура «Аль-Бакара», аят 45).

Али ибн Абу Талиб, когда приходило время намаза, он начинал дрожать и изменялся цвет его лица. У него спрашивали: «Что с тобой?» Он отвечал: «Клянусь Аллахом, пришло время обязанностей, которые Аллах предложил небесам и земле и они отказались вынести такую ношу». Сагид Атануджи когда молился, слезы не переставали стекать с его щек на бороду.

Также до нас дошло о некоторых «табиинах» (т.е, кто родился после смерти пророка и следовавших истинного пути), что когда они молились их цвет лица менялся и они говорили: «Знаете ли вы перед кем сейчас стою и с кем разговариваю?» И у кого же из вас есть такой страх перед Аллахом?

У Амир ибн Абд аль-Кайса спросили: «Ты сам с собой разговариваешь в намазе?» Он ответил: «Что может быть лучше намаза для меня и думать о другом не по мне». Они сказали: «А мы разговариваем с собой в намазе». Он спросил: «О рае и гуриях или что-то в этом роде?» Они сказали: «Нет, мы думаем о наших семьях и имуществах». Он сказал: «Если бы мое тело истыкали копьем, это было бы милее для меня, чем думать о мирских делах в намазе».

Имам ибн Кайим, да помилует его Аллах, сказал в своей книге «Степени идущих»: Если человек совершает свой намаз осознанно и со смирением, то он уже, получает награду в этом мире. Это усиление имана, повышение его освещает его сердце, делает его душу просторной, дает ему почувствовать сладость поклонения Всевышнему Аллаху, вселяет в его душу радость, наслаждение от того, что его сердце полностью было устремлено Аллаху, Свят Он и Велик.

Поспешные движения, при которых тело недостаточно выпрямляется, сгибается в поясном поклоне или в земном, сводит намаз на нет. Выполняйте свой намаз медленно и спокойно, уделяя каждой части должное внимание. Не переходите быстро к следующему шагу. Вместо этого, сохраняйте свое тело устойчивым и спокойным, позволяя каждому суставу и кости вернуться на свое обычное место, прежде чем переходить к следующему действию.

Берегись от того, чтобы намаз не был как привычка, как обыденное. Всегда помни о том, что это приказ Аллаха, Свят Он и Велик. Что это вменил тебе, Твой Творец, Который тебя создал, для того, чтобы ты помнил о Нем, чтобы это уберегала тебя от мерзостей и предосудительного. И хвала Аллаху, что Он вменил делать намаз, пять раз в день, что приходя время намаза, вспоминаешь о своем Господе, поклоняясь Ему. Если не было бы вменено в обязанность намаз, пять раз в день, то человек, вообще забыл бы о своем Господе. Благодари Аллаха за все блага, делай намаз, вспоминая о своем Господе, и трудись, старайся вспоминать о Нем не только в намазе, но всегда, везде, где бы ты ни был, при любых обстоятельствах. Да поможет Аллах, нет силы и мощи кроме как у Него.

Смирение в намазе: что это такое и как его достичь?

Ибн 'Амир застал Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) заканчивающим, еще произносящим свою речь. Какие слова он от него застал, успел услышать? По поводу человека, который совершит вуду наилучшим образом, а потом совершит два ракяата намаза, устремившись и сердцем, и лицом.

Это указывает на очень важный вопрос – вопрос аль-хушу, вопрос смиренного, благоговейного совершения намаза, со смирением, от сердца.

Мы должны знать с вами, что аль-хушу – это смирение, это рух, это дух намаза. И вот это – последнее, что уйдет из этой уммы. Вы знаете, что последнее, что будет уходить – это намаз, потому что признаки Ислама, одеяние Ислама, качество Ислама будут уходить постепенно. И хушу, смирение в намазе. «Нет силы, нет мощи иначе, как с Аллахом (Пречист Он и возвышен)».

Сегодня входишь в мечеть, и очень трудно найти людей, которые, действительно, совершают намаз с хушу, совершают намаз со смирением, с благоговением.

Рассказывал нам наш шейх, что он видел человека, который в намазе, находясь в Масжид аль-Харам, достал из кармана стопку денег и начал пересчитывать. При этом он в намазе. Другой – вытащил часы, посмотрел время, начал исправлять свои часы.

Вопрос хушу, смирения в намазе – на самом деле, мы должны уделять с вами ему очень большое внимание.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) просил у Аллаха (Пречист Он и возвышен) смирения (хушу), он просил у Аллаха (Пречист Он и возвышен) сердце смиренное, сердце благоговеющее. И он просил защиты у Аллаха (Пречист Он и возвышен) от сердца, которое не имеет в себе смирения.

Как ты можешь добиться смирения в намазе? Как ты можешь добиться этого благоговейного совершения намаза от сердца?

Запомни, что из самых главных причин, из самых главных средств – это дуа. Это обращение к Аллаху (Пречист Он и возвышен) с просьбой, чтобы Аллах даровал тебе это смирение, чтобы тебя Он защитил от сердца, которое не содержит в себе хушу. Через дуа ты можешь добиться очень многого, с позволения Аллаха (Пречист Он и возвышен).

Каждый раз, когда ты замечаешь в себе какую-то беспечность (гафля), какое-то отдаление, беги к Аллаху (Пречист Он и возвышен), проси Аллаха (Пречист Он и возвышен), горячо проси Его даровать тебе хушу, защитить тебя от сердца, которое не содержит хушу.

И потом, нужно помнить, что эта вещь – хушу, смирение в намазе, совершение намаза истинное, от сердца, благоговейное – оно не приходит вот так сразу к человеку, за один день. То есть это не как что-то подобное откровению: человек, вот так вот, вдруг – сегодня еще не было у него смирения, а завтра вдруг у него уже хушу в намазе появилось. Нет, это приходит постепенно, это приходит не за один день, не за два. Это долгий путь, это усердие. Чтобы получить хушу, для этого нужно много стараться и для этого нужно много работать.

И запомните, что еще из важных причин получения хушу – это выполнение тех вещей, которые относятся с суннам, к желательным вещам. То есть, например, приходишь на намаз рано. Не когда уже имам, не когда уже икама, тем более, не когда уже имам на втором ракяате или третьем ракяате. Приходи на намаз рано. Вуду брать заблаговременно, заранее, пораньше. Чтобы это было вуду как положено: с зикрами вуду, вуду от сердца.

Идти в мечеть размеренно, поминая Аллаха (Пречист Он и возвышен). Приходить в мечеть, ждать намаз. Сидеть между азаном и икамой. Совершать намаз, который между азаном и икамой, просить Аллаха (Пречист Он и возвышен), потому что дуа между азаном и икамой принимается Аллахом (Пречист Он и возвышен) особо. Ждать намаз. Ожидание намаза – это все из причин.

Выполнение всех этих желательных вещей, о которых мы говорим, – это все из причин обретения хушу. Не думай, что ты обретешь хушу, если обыкновением твоим будет вот так: бегом-бегом, прибежать ко времени икамы уже, сделать фард и обратно убежать. Тем более, если еще и опоздать.

Так ты хушу не получишь. Обязательно нужно усердствовать, обязательно нужно прилагать усилия, чтобы обрести хушу.

То есть обязательно должен возвеличить намаз, ты должен осознать значимость его, оценить его, чтобы получить хушу, и тогда Аллах (Пречист Он и возвышен) наделит тебя этим великим ризком, этой великой вещью. Аллах даст тебе это великое открытие.

Аллах (Пречист Он и возвышен) наделит тебя такой прекрасной вещью, такой сладкой вещью, как общение, тайное обращение к твоему Господу, благоговение и смирение перед Аллахом (Пречист Он и возвышен). И поверь, это великая милость, это великий дар от Аллаха.

В хадисе сказано: «Наилучшим образом совершит вуду, потом встанет, совершит два ракяата, обратившись к этому намазу сердцем и лицом, и тогда станет обязательным для него Рай. Только вдумайтесь в смысл этих слов.

islam.click