Если не можешь сказать истину, то не рукоплещи лжи...

Если не можешь сказать истину, то не рукоплещи лжи...

Самое дорогое и великое, что гарантирует мусульманину полный успех в этом мире и обретение им счастья в День суда — оберегание своего языка от всего негативного. На первый взгляд, слово может показаться безопасным, но на самом деле это не так...

На что только не идут недалекие люди для того, чтобы опорочить честное имя человека. Тот, кто хоть раз сталкивался с клеветой, знает какое это отвратительное явление публичной жизни человека.

Быстро заживают раны от ножа, а порез от слова — рана навсегда

Чаще всего клевету распространяют, чтобы навредить человеку и нанести ущерб его деловой репутации. Наиболее искусные клеветники, прежде чем распространять ложные сведения, тщательно собирают информацию об объекте, чтобы впоследствии в мозаику фактов вплести ложь, дискредитирующую выбранный объект нападок.

Существует два вида клеветы

Клевета, распространяемая теми, кто сплетничают из-за дурного характера или просто ради удовольствия. Клевета этого рода пуста и ничтожна, чем меньше на неё обращается внимания, тем быстрее она уничтожает самого сплетника.

И клевета, распространяемая умышленно и профессионально. Этот вид клеветы как ядовитый клинок, наносящий кровоточащие раны. Клеветник для борьбы с конкретным человеком, группой лиц или компанией умышленно создаёт порочащие сведения, направленные на уничтожение репутации объекта, на дискредитацию доброго имени или имиджа конкретного лица или компании. Клевета данного вида наиболее опасна и бороться с ней надо обязательно.

Абу Муса аль-Ашарий (да будет доволен им Аллах) спросил: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение)! Какой из мусульман лучше?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Тот, от чьего языка и рук благополучны мусульмане».

Также Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Не сообщить ли мне вам о наихудших рабах Аллаха?» Сподвижники ответили: «Да, о Посланник Аллаха». Тогда он сказал: «Это люди, распространяющие сплетни, сеющие раздор между любящими друг друга и обвиняющие невиновных».

Яхъя бин Муаз ар-Рази (да будет свята его душа) сказал: «Пусть от тебя долей для мусульманина будет три особенности: если ты не можешь принести ему пользу, то хотя бы не навреди; если ты не можешь обрадовать его, то хотя бы не огорчай, и если ты не можешь похвалить его, то хотя бы не порицай».

Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Кто верит в Аллаха и в Последний день, пусть скажет доброе или молчит».

Не говорите о том, что вас не касается, если скажете слово — оно станет тут же вашим хозяином, а пока не скажете — вы его хозяин. Так будьте его хозяином и не будьте рабом набора букв, который вас ведёт к позору и унижению в этом бренном мире и проигрышу в мире ином.

Всевышний Аллах в (104 суре Аль-Хумаза, 1 аят) говорит следующее: 

وَيْلٌ لِّكُلِّ هُمَزَةٍ لُّمَزَةٍ

«Горе [наказание Ада ожидает] всякого клеветника [любящего уколоть другого, злословить, подстрекать людей к вражде], [всякого] насмешника [предпочитающего хулу [резкое осуждение; слова, порочащие кого-либо], злословие и выискивание недостатков других людей]».

وَلَوْلَا إِذْ سَمِعْتُمُوهُ قُلْتُم مَّا يَكُونُ لَنَا أَن نَّتَكَلَّمَ بِهَذَا سُبْحَانَكَ هَذَا بُهْتَانٌ عَظِيمٌ

«А почему бы вам, когда вы слышите это (сплетни, клевету), не сказать: «Не годится [не дозволено] нам говорить об этом. Ты (о, Аллах) — Преславен [безупречен]! Это — великая клевета» (24 сура Ан-Нур, 16 аят).

Ислам является религией любви, мира и сострадания. Ложь, клевета, злословие в корне чужды исламу. Они считаются одними из самых разрушительных грехов, поскольку они сеют раздор среди людей, вследствие чего даже самые близкие люди — соседи, родственники, друзья — могут стать смертельными врагами.

Ислам требует, чтобы отношения среди людей были построены на искренности и уважении. Мы должны уважать репутацию и частную жизнь других людей.

То, что мы говорим, будет обращено против нас

Аллах запретил верующим злословие и клевету: 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اجْتَنِبُوا كَثِيرًا مِّنَ الظَّنِّ إِنَّ بَعْضَ الظَّنِّ إِثْمٌ وَلَا تَجَسَّسُوا وَلَا يَغْتَب بَّعْضُكُم بَعْضًا أَيُحِبُّ أَحَدُكُمْ أَن يَأْكُلَ لَحْمَ أَخِيهِ مَيْتًا فَكَرِهْتُمُوهُ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ تَوَّابٌ رَّحِيمٌ

«О, вы, которые уверовали! Избегайте многих подозрений (о других верующих), поистине, некоторые подозрения есть грех. Поистине, некоторые домыслы (а именно плохие мысли о хороших верующих) — грех; и не следите друг за другом [не ищите в других недостатков], и пусть одни из вас не сплетничают о других. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего брата, когда он умер? Вы же почувствовали отвращение от этого (поэтому не делайте этого). И остерегайтесь (наказания) Аллаха, — ведь Аллах (для тех, кто совершает покаяние) — принимающий покаяние, милосердный! (49 сура Аль-Худжурат, 12 аят).

В комментариях у Ибн Касира к этому аяту приводятся следующие хадисы: Анас ибн Малик передает, что Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Когда меня вознесли на небо, я прошел мимо людей с медными когтями, которыми они царапали себе лица и грудь, и спросил: ‘‘Кто они, Джибриль?’’ Он сказал: ‘‘Это — поедавшие мясо людей и бесчестившие их’’» [«Сахих» Ахмад 3 / 224, Абу Дауд 4878].

Ибн Абу Хатим передал от Са’ида аль-Худри, который поведал: «Мы сказали: «Посланник Аллаха, расскажи нам, что ты видел в ночь вознесения на небо». И он (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Я проходил мимо многих творений из творений Аллаха, мужчин и женщин, и видел, как представленные к ним люди наклонялись к боку одного из них и отрезали от него кусок плоти, а затем клали в рот другого, говоря: ‘‘Ешь, как ты ел’’. Я спросил: ‘‘Кто они, Джибриль?’’ Он сказал: ‘‘Это хулители, насмешники и клеветники’’. И сказал: «Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Ему отвратительно есть его мясо’’».

В другом хадисе сказано: «Того, кто оставит мусульманина без помощи там, где право его неприкосновенности не соблюдается, а достоинство унижается, Аллах обязательно оставит без помощи там, где он пожелает получить Его помощь. Тому же, кто окажет мусульманину помощь там, где достоинство его унижается, а право неприкосновенности не соблюдается, Аллах обязательно окажет помощь там, где он в этом нуждается» [Абу Дауд 4883, Ахмад 3 / 441].

إِذْ تَلَقَّوْنَهُ بِأَلْسِنَتِكُمْ وَتَقُولُونَ بِأَفْوَاهِكُم مَّا لَيْسَ لَكُم بِهِ عِلْمٌ وَتَحْسَبُونَهُ هَيِّنًا وَهُوَ عِندَ اللَّهِ عَظِيمٌ

«Вот, вы встречаете это [эту ложь] своими языками и говорите своими устами то, о чём у вас нет знания, и считаете, что это незначительно (по греховности), а это пред Аллахом велико» (24 сура Ан-Нур, 15 аят).

Многие считают, что сплетни, злословие и клевета — это пустяк, однако Всевышний Аллах напоминает им о необходимости быть осторожными, поскольку это тяжелый грех перед Ним. Шайтан (сатана) хочет, чтобы мы — люди использовали свой язык для разжигания конфликтов и ненависти друг ко другу: 

وَقُل لِّعِبَادِي يَقُولُوا الَّتِي هِيَ أَحْسَنُ إِنَّ الشَّيْطَانَ يَنزَغُ بَيْنَهُمْ إِنَّ الشَّيْطَانَ كَانَ لِلْإِنسَانِ عَدُوًّا مُّبِينًا

«И скажи рабам Моим (верующим), чтобы они говорили (в своих речах) то, что лучше. (А если они этого не сделают, то знайте, что) поистине, сатана вносит между ними [людьми] раздор. Поистине, сатана для человека — явный враг!» (17 сура Аль-Исра, 53 аят).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) однажды спросил сподвижников: «Вы знаете, что такое гыбат?» Они ответили: «Аллах и Его Посланник знают лучше». Он сказал: «Это если ты говоришь о своем брате нечто, что ему неприятно» Кто-то спросил: «А если то, что я говорю, правда?» Тогда Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Если это правда, то это злословие, если же это неправда, то ты оклеветал его» (Муслим).

Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратившись к Муазу ибн Джабалу, да будет доволен им Аллах, сказал: «Придерживай его» (указывая при этом на язык). Муаз, да будет доволен им Аллах, спросил: «О Посланник Аллаха, разве то, что мы говорим, будет обращено против нас?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Пусть твоя мать лишится тебя, Муаз! Что другое повергает людей лицом (или, как он выразился носом) в геенну, как не плоды их языка?»

Также однажды посланник Аллаха спросил у своих сподвижников: «Знаете ли вы, кто такой банкрот?»

Сподвижники ответили: «Банкротом принято считать того, у кого нет денег или имущества».

Посланник Аллаха сказал: «Поистине, банкротом в моей общине является тот, кто придет на великий суд с вознаграждением за намазы, пост или закят, а потом выяснится, что при жизни он кого-то обругал, кого-то безосновательно обвинил в прелюбодеянии, бесправно завладел чужим имуществом, бесправно пролил чью-то кровь, кого-то побил. И за это его савабы будут розданы тем, кого он обидел, и если его савабов не хватит на всех этих людей, то их грехи будут возложены на него, а после этого он будет брошен в Ад».

Мы должны охранять наш язык от грехов и использовать наши конечности в делах послушания Аллаху. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Кто защитит свой язык от злословия и дурных слов, а свои интимные органы от прелюбодеяния, я гарантирую ему вход в Рай» (Бухари и Муслим).

Что будет в Судный день с тем, кто клеветал и злословил?

Злословие и клевета так широко распространены в наше время, что они стали поводом для встреч людей и способом для выражения их гнева, подозрений и ревности. Те, кто занимается злословием, забывают о том, что этим они вредят только себе. В День Воскресения и сплетник, и обиженный им будут стоять перед Аллахом, Справедливым судьей, и Аллах даст обиженному человеку возможность забрать себе часть благодеяний человека, который обидел его несправедливым злословием (а если его добрых дел не будет достаточно, то обиженный получит возможность отдать обидчику свои грехи).

Ислам учит нас также, что если в нашем присутствии люди высмеивают или злословят о другом верующем, мы должны защитить честь своего брата. Если мы пренебрежем этим, то мы лишим себя помощи и милости Аллаха: Если в присутствии человека будут клеветать на брата-мусульманина, и он способен защитить его и сделает это, то Аллах защитит его в этом мире и в следующем. Но если он не защитит его, то Аллах уничтожит его в этом мире и следующем (Багави).

В каких случаях можно донести на человека и есть такие случаи вообще?

Есть некоторые ситуации, когда мы можем рассказать что-то неприятное о человеке (если это правда), и это не будет грехом. Нам позволено сообщить властям, когда кто-то делает несправедливость по отношению к нам или другим людям, позволено для нас сообщить об этом кому-то, кто может удержать преступника от совершения греха. Также допустимо для нас сказать о человеке правду тому, кто обращается к нам за советом — можно ли иметь с ним дела по бизнесу или заключить брак.

В этом случае не позволено для нас скрывать то, что мы знаем о человеке, даже дурное.

Согласно современным научным исследованиям, человек, склонный к сквернословию, обрекает себя не только на вечные, но и на земные страдания. Слово «страдания» в данном контексте может звучать пафосно по причине того, что человек не осознает негативного влияния собственных слов. Потому как это влияние происходит на молекулярном уровне. И только со временем человек может ощутить итог такого воздействия в виде болезни, психического расстройства, токсичных отношений с окружающими и т. д.

В результате исследований российских ученых института квантовой генетики Академии наук России были выявлены неблагоприятные последствия сквернословия. Выяснилось, что электромагнитные колебания, в форме которых были представлены слова, оказывают прямое воздействие на свойства и структуру молекул ДНК.

Если речь насыщена нецензурной лексикой, отрицательными по смыслу словообразованиями, от избытка негатива в молекулах ДНК «запускается» так называемая «отрицательная программа». или «программа самоликвидации». То есть начинаются процессы, действие которых направлено на саморазрушение. Постепенное искажение программы со здоровой на дисфункциональную приводит к тому, что структура ДНК видоизменяется. Бранное слово оказывает мутагенный эффект, мощность радиационного излучения которого равна тысяче рентген.

Слова с позитивными значениями имеют соответствующий эффект. Вспомним, например, случай, произошедший со сподвижниками, да будет доволен ими Аллах. В хадисе Абу Саида аль-Худри сообщается, что как-то группа из сподвижников Пророка вышла в путь. Когда они дошли до местности, где нашли поселение, попросили у них пристанища, однако получили отказ. Затем стало известно, что одного из старейшин укусила змея, и никто не мог ему помочь. Они обратились за помощью к сподвижникам: «Нашего старейшину укусила змея, ни одно из наших средств ему не помогло, нет ли у вас чего-нибудь?» Сахабы ответили: «Да, у нас есть заклинание, однако вы отказали нам в гостеприимстве, и мы не собираемся помогать, пока вы не передумаете». Договорившись на стаде скота, они прочитали больному суру Аль-Фатиха. После чего тот мгновенно исцелился. 

Более того, изменения, произошедшие на уровне ДНК, передаются потомкам. То есть, если я буду сквернословить, мои потомки также привержены к этому?

Именно, из поколения в поколение, в «генетическом наследстве» человека усиливается влияние саморазрушительных процессов, основа которых закладывается речью предыдущих поколений.

Было также выяснено, что для ДНК не имеет значения, кто является говорящим. На ее структуру влияет не только то, что человек говорит, но и то, что он слышит. Если человек слышит брань, проклятья, сквернословие из уст другого человека, будь то даже в беседе, по радио или по телевизору, это оказывает такое же негативное влияние, как если бы он сам произносил эти слова. 

К случаю вспомним также хадис, переданный от Ибн Умара: «Злословящий и слушающий — соучастники в грехе» (привел ат-Табарани). 

Таким образом, мы приходим к следующим выводам:

1. Что на структуру ДНК влияют как произносимые, так и услышанные слова;

2. Что содержание человеческой речи непосредственно влияет на человеческий геном (совокупность всей генетической информации организма).

В целом же возможность как позитивного, так и негативного воздействия слов была известна человечеству с незапамятных времен. В то время, когда не было развитой медицины, люди находили исцеление в молитвах и добрых словах. А бранные слова и проклятия воспринимались на уровне заклинаний. Но если тогда еще это были лишь догадки ума, то сегодня это — научно подтверждаемые факты. Что, конечно, должно усиливать нашу бдительность как в том, что мы говорим, так и в том, что мы слушаем и читаем.