Если Аллах накажет всех рабов, то не будет несправедлив

Если Аллах накажет всех рабов, то не будет несправедлив

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

«Если Аллах подвергнет наказанию всех жителей небес и земли, и благочестивых из них, и грешных из них, то Он, наказывая их (подвергая их наказанию), не будет к ним несправедлив».

Пречист Аллах (Субхана Ллаh)! Это подтверждение предшествующих слов. Деяния человека, смотрите, сколько бы он ни совершал деяний и какие бы это ни были прекрасные деяния, всё равно не являются адекватной ценой за те милости, которые даёт Аллах (Пречист Он и Возвышен), даже за часть милостей. Ты не сможешь окупить своими деяниями даже часть тех милостей, которые даёт тебе Аллах.

Поэтому, если Аллах накажет тебя, это будет справедливо, Аллах не совершит какое-то беззаконие, несправедливость (зульм). Из-за чего? Из-за того, что благодарность человека Аллаху, что бы он ни делал, всё равно будет недостаточной, всё равно в этой благодарности будет упущения.

И то, что говорит здесь автор, — это на самом деле слова из хадиса Пророка ﷺ, где сказано:

لو أن اللهَ عذَّب أهلَ سماواتِه ، وأهلَ أرضِه ، لعذَّبَهم وهو غيرُ ظالمٍ لهم ، ولو رَحِمَهم كانت رحمتُه خيرًا لهم من أعمالِهم

«Если бы Аллах наказал [всех] жителей Его небес и жителей Его земли, то, наказав их, Он бы не был к ним несправедлив, а если бы помиловал их, то Его милость была бы для них лучше, чем их деяния».

Абу Давуд (4699) и Ибн Маджах (77), аль-Албани назвал его достоверным.

Субхана Ллаh! То есть чтобы мы не рассчитывали, не уповали на свои деяния, а уповали только на милость Аллаха, совершая при этом деяния, надеясь, что Аллах по Своей милости примет. Поэтому и говорит Пророк ﷺ: «Если накажет всех, то не будет несправедлив; если помилует, то милость лучше, чем деяния». То есть если бы Аллах всех наказал, то не был бы несправедлив.

Если это грешники, понятно: грешники получили бы воздаяние за свой грех. Если это праведные, благочестивые, то тут мы что скажем? У него есть праведные деяния? Да, есть. Но его деяния не годятся для того, чтобы заслужить, заплатить этим цену за вхождение в Рай, потому что, как мы сказали, они не окупают даже часть милостей, которые даёт Аллах. Положи одну милость, что ты видишь мир, что ты видишь, что вокруг тебя. Теперь положи свои деяния. Что они будут в чаше по сравнению с одной этой милостью Аллаха? Воду, которую ты пьёшь, не мучаешься от жажды... Если перечислять милости Аллаха, не сочтёшь. Поэтому, что бы ни делали люди, всё равно их деяния не подобают тому, чему достоин Аллах. Поэтому если Он их всех накажет, то не будет несправедлив, это не будет зульм.