Эксперты об инциденте у Исторической мечети: кто виноват и что делать?

Эксперты об инциденте у Исторической мечети: кто виноват и что делать?

Эксперты, опрошенные ИА IslamNews, разошлись в оценках причин пятничных событий возле Исторической мечети в Москве.

Известный политолог Руслан Курбанов считает, что имела место “спонтанная реакция на произошедшую на глазах верующих несправедливость”. “Конечно, не стоило давать волю эмоциям и всей группе верующих вести себя так, чтобы их потом начали обвинять в агрессии, в том, что они омоновцев прижимали. Мы постоянно должны думать о том, что сейчас любая вспышка эмоций или гнева со стороны мусульман, любые наши действия будут интерпретированы как враждебное действие в отношении и Российской Федерации, и всего мирового порядка – что это чуть ли не зреющая мусульманская революция, арабская весна, перекинувшаяся на российские улицы и так далее. Общество сейчас находится во взведенном состоянии, уровень исламофобии, кавказофобии, мигрантофобии высокий, об этом не стоит забывать. Каждое наше действие должно быть спокойным, выверенным, с оценкой возможных последствий. Даже если человек видит несправедливость, он должен просчитывать последствия своей реакции”, заявил он IN.

По словам Курбанова, хорошо, если бы в таких ситуациях всегда находился “какой-то более трезвый старший человек, который мог бы усмирить эмоции, четко высказать претензии и требования к представителям правопорядка, заявить на юридическом правовом языке о правах этой группы верующих, сослаться на закон и потребовать, чтобы отпустили несправедливо задержанного, а если эти требования не выполняются, обещать последствия, наказание, громкий скандал в СМИ”.

То, что такие люди возле Исторической мечети нашлись, по словам эксперта, весьма обнадеживает.

Председатель Ассоциации культурно-просветительских общественных объединений “Собрание” Мухамед Саляхетдинов, со своей стороны, уверен: изначально к этому инциденту привела катастрофическая нехватка мечетей и мест молелен мусульман в Москве, в связи с чем “люди вынуждены совершать намаз на проезжей части рядом с мечетями, причём это делается еженедельно, в центре города”.

“К сожалению, несмотря на неудобства для горожан, мусульман Москвы и гостей столицы, городские власти продолжают заявлять о том, что мечетей в столице достаточно. По их логике, намазы на проезжей части и неудобство для москвичей можно перетерпеть. А после этого возникают подобные эксцессы – и количество прихожан только растет. На фоне объективных демографический процессов позиция чиновников создает и усиливает напряженность в обществе. Одно из проявлений этой напряженности мы и наблюдали в пятницу. Если так будет продолжаться и далее, ситуация будет только обостряться. Организовали же городские власти дополнительные помещения для праздничных намазов, и это в какой-то степени облегчило ситуацию. Но этого мало. Необходимо не упорствовать в тезисах о том, что мусульманам не нужны мечети (что лишь усиливает напряжение), а создавать дополнительные площадки. Тогда не нужен будет ОМОН и другие силовые подкрепления”, считает аналитик.

Кроме того, по словам собеседника агентства, сам по себе факт присутствия на подобных мероприятиях ОМОНа негативно отражается на чувствах верующих, пришедших пообщаться с Богом. “Это не просто полиция, это ОМОН, который ассоциируется с силовой операцией. И когда одухотворенные люди идут помолиться, а их окружает ОМОН, ассоциирующийся с разгоном массовых акций, это вызывает крайне негативные ассоциации”, – считает Мухамед Саляхетдинов.

Мнение о недостаточном количестве мечетей разделяет политолог Абдулла Ринат Мухаметов, по словам которого, “то, что мы имеем сегодня с мечетями в Москве, – это издевательство не только над верующими, но и над сотрудниками органов, которые вынуждены работать в тяжелейших условиях”. “Не удивительно, что некоторые срываются. Люди с обеих сторон доведены до состояния близкого к отчаянию. Кстати, по своему опыту скажу: пока еще в целом и полиция, и мусульмане по пятницам на Большой Татарской проявляют просто чудеса выдержки. Я не раз удивлялся корректности. Давно могло бы быть гораздо хуже. Надо отдать должное всем – и молящимся, и сотрудникам”, пишет он.

Известный журналист Максим Шевченко, в свою очередь, полагает, что “вина за пятничные события лежит на администрации Исторической мечети, которая халатно относится к организации молитвенных мест”.

“Может, мечетей и недостаточно, но в данном случае, к содержанию данного конфликта это не имеет никакого отношения. Вопрос совершенно не в количествах. Вопрос в способности людей к самоорганизации и в том, настроены ли люди на нормальную цивилизованную жизнь. Ну, допустим, сейчас собирается 15 тысяч человек на Курбан около мечети, а так соберется 4 тысячи. Вы думаете, это мало? Но точно так же, как не занимаются пятнадцатью тысячами, так не будут заниматься и четырьмя. Точно так же эти духовные лидеры будут лидерствовать в духовной сфере, а шишки, побои и репрессии будут обрушиваться на простых верующих. В данном случае, главным образом виноват муфтият. Уже надоело, что массовые мероприятия мусульман проводятся без какого-либо организационного начала со стороны духовных управлений. Просто собираются тысячи людей и живут своей жизнью, а за все должны отвечать полиция и городские власти. А это совсем не так. В Лондоне на мусульманском мероприятии на 150 тысяч человек мы даже не понимали, где находится полиция – она играла какую-то вспомогательную функцию, сами мусульмане великолепно все организовывали. Там все носило характер праздника, а у нас все кончается толкотней возле автобусов с ОМОНом”, – заявил Шевченко IN.

Машины на Большой Татарской, по его словам, паркуются где попало, “даже на газонах стоят”. “Это немыслимо, ни в одной цивилизованной стране такого нет. Попробовали бы они так в Эмиратах припарковаться. Там за криво припаркованную машину выпишут штраф примерно 250 евро. Мусульмане – это, прежде всего, образец порядка и дисциплины, благочестия. Отсутствие логистики и готовности со стороны ДУМов к самоорганизации верующих при проведении массовых мероприятий рано или поздно должны были привести к каким-то критическим ситуациям. В данном случае это сигнал в преддверии Курбана – абсолютно ничего не готово, никакие выводы не сделаны. Скоро Курбан, будут приносить в жертву животных. Опять польются потоком исламофобские мерзости, опять людей будут стравливать друг с другом. А всего-то навсего муфтияты должны обратиться в мечетях к добровольцам и предложить записаться в добровольные помощники во время проведения Курбана, дальше согласовать по спискам этих людей с полицией, с городскими властями, разработать маршруты движения от метро к мечетям или местам скопления верующих. Дальше организовать специальные места для парковки машин, туалетов, мест омовения, жертвоприношения, торговли мясом, и все будет нормально. Муфтии – это, прежде всего, не духовные лидеры, а администраторы, согласно шариату. И муфтии должны нести ответственность за организацию жизни мусульман, в том числе, за организацию мероприятий, за содержание мечетей и земли вокруг мечетей, а не за всякие идейные соображения. А уж духовными лидерами их сами люди выберут, если захотят”, сказал собеседник агентства.

В целом ситуацию возле Исторической мечети в прошлую пятницу Максим Шевченко охарактеризовал как прискорбный инцидент. “Если человек наехал на другого человека и скрылся с места происшествия, то он совершил правонарушение, хоть по УК, хоть по шариату. Человек должен быть задержан, должен быть составлен протокол и человек должен предстать перед законом. Но задержание человека во время молитвы было некорректно, без учета оперативной обстановки, носило несколько провокативный характер со стороны сотрудников полиции. Умышленно или не умышленно – вопрос отдельного разбирательства. Они должны были вызвать наряд ДПС, ОМОН вообще не имеет права задерживать подозреваемого в совершении такого рода правонарушений, это не входит в задачи ОМОНа, который должен заниматься охраной общественного порядка во время массовых мероприятий. Они не должны были тащить подозреваемого в автобус и уж точно не должны были его бить, как об этом свидетельствует сам потерпевший и ряд других людей”, считает эксперт.

“Ситуация сложилась драматическая, когда разгоряченная толпа (а на видео слышны и оскорбления в адрес сотрудников полиции, и призывы силовых действий, и разогрев “исламского настроя” толпы) могла просто броситься и смять этих сотрудников полиции. И только благодаря верующим и храбрым мужчинам, вставшим между полицией и этой толпой, не случилось беды, до которой был один шаг”, подытожил Максим Шевченко.

islamnews

Глава СМР: "Мы имеем все конституционные, законные и человеческие права строить для себя мечети"

Тем не менее, "при непонятной нам позиции отдельных чиновников, работе провокаторов-исламофобов и потакании радикально настроенным слоям населения, происходит противопоставление граждан нашей страны и навязывание неуместной конкуренции конфессиям".Российские мусульмане – коренные граждане своей страны, сыны и дочери своего Отечества. Мы не пришельцы, не пасынки и не переселенцы. Наши отцы и деды на протяжении тысячелетия проливали кровь за независимость нашего Отечества и его процветание. Мы имеем все конституционные, законные и человеческие права строить для себя и своих детей мечети, свободно в них молиться. Об этом в ходе прошедшего в столице съезда Духовного управления мусульман Европейской части России (теперь ДУМ РФ) заявил глава организации, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин.

"В большинстве случаев мы не просим у государства и администраций субъектов федерации особых привилегий, особых мест под застройку или финансовой помощи. Мы просим о выделении земли для строительства наших храмов, зачастую, будучи даже готовы идти на компромиссы, учитывая пожелания общества и традиции многонационального многоконфессионального общества", - отметил он в выступлении.

Равиль Гайнутдин напомнил, что, по данным средств массовой информации, в праздничной молитве в день Ураза-байрам в июле текущего года в Москве собралось около 250 тысяч верующих. "Это сопоставимо с числом молящихся православных верующих на Пасху, при том, что мечетей в городе четыре, а православных храмов и часовен насчитывается около 900, реализуется программа по строительству новых 380 храмов шаговой доступности", - сказал глава СМР.

"События на Украине вновь показали россиянам, что в час беды мы одна единая гражданская нация. Однако почему в течение столетий умирать в одних окопах со своими соотечественниками других вероисповеданий – это долг мусульманина, а построить в Первопрестольной храм ему нельзя? Почему желание молиться в нормальных условиях в мечетях в столице наталкиваются на попытки поделить граждан на коренных и не коренных, на сегрегацию?" - спрашивает лидер российских мусульман.

Гайнутдин подчеркнул, что именно президент Владимир Путин дал политическое добро на строительство комплекса крупнейшей в Европе Соборной мечети в Москве на проспекте Мира.

"В качестве прекрасного примера государственно-конфессионального взаимопонимания и межконфессиональной дружбы и поддержки могу привести Дзержинск Нижегородской области – один из крупнейших центров российской промышленности. В строительстве Соборной мечети в городе активное участие принимала городская администрация. Уникальный прецедент в масштабах всей России – купола мусульманской мечети позолочены на средства, пожертвованные митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием", - рассказал он.

Между тем, проблемы со строительством мечетей возникают и в других городах страны. Так, например, по ошибке чиновников под угрозой сноса находится почти достроенная мечеть в Калининграде.

"Уверен, что сегодняшние власти не встанут на путь большевиков-безбожников и не будут взрывать храмы", - добавил муфтий.

На момент выступления Равиля Гайнутдина еще не произошла потасовка между прихожанами мечети в Москве и ОМОНом, однако события прошедшей пятницы как нельзя лучше показывают всю актуальность данной проблемы - нехватки мечетей в самом центре РФ.

ansar.ru