Единство - это милость, а раскол - это наказание - фитна

Единство - это милость, а раскол - это наказание - фитна

Хвала Аллаху Господу миров!

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Держитесь единой общины и остерегайтесь разногласий».

Также передал АбдуЛлах ибн Ахмад (сын Ахмада ибн Ханбаля), что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Единство — это милость, а раскол — это наказание».

Раскол в мыслях, в словах, в делах — это наказание от Всевышнего Аллаха. Если люди начинают ослушиваться Аллаха, начинают идти не по установленному пути, тогда постигает их разрозненность. Если люди держатся единой общины, держатся пути предшественников, тогда они защищены от наказания.

Заблудшие, которые не идут по пути предшественников, приводят в качестве довода на дозволенность создание исламских партий аят: «Пусть среди вас будет группа, которая будет призывать к одобряемому и удерживать от порицаемого. Именно они счастливые». (3:104).

Но они не смотрят на аят, который до, и аят, который после данного аята. Всевышний Аллах говорит: «Держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь». (3:103).

А также: «Не будьте как те, которые раскололись и разошлись после того, как к ним пришли ясные знамения. И для них великое наказание» (3.105).

Поэтому мы обязательно должны следовать за джама’а ахлю Сунна, следовать и придерживаться их мнений и их слов! Не нарушать те правила, которые установлены ими на основе Корана, Сунны и понимания предшественников! Не выходить за рамки того, что установили учёные! Потому что они знают основы ахлю Сунна уаль-джама’а, построенные на основе шари’атских доводов. Знание их твердое и правильное.

Посмотрите на действия АбдуЛлаха ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) во время хаджа под руководством Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах). Усман сделав иджтихад решил, что вместо двух рака’атов в Мине необходимо молиться четыре рака’ата. Увидев это, ибн Мас’уд сказал: «Сунна избранного (Пророка ﷺ) в том, чтобы совершать намаз в Мине в два рака’ата и никак иначе». Когда ему сказали: «О, АбдуЛлах! Ты говоришь, что сунна — два рака’ата, а сам совершаешь позади Усмана четыре рака’ата. Почему?» Он ответил: «О такой-то! Разногласие — зло! Разногласие — зло! Разногласие — зло!».

✴️Сподвижники прекрасно знали и понимали это великое правило. Если же человек оставляет это правило, тогда он не застрахован от смуты (фитны).

Достоверен ли хадис «Разногласия внутри моей общины — милость»?

Как отмечали многие знатоки хадисов, изречение «Разногласия внутри моей общины — милость» не встречается ни в одном из авторитетных сводов хадисов. Так, шейх ал-Албани в «Силсила ал-ахадис ас-сахиха» (1/141) сказал: «Его происхождение неизвестно. Знатоки хадисов старались найти его иснад, но безуспешно».

Ал-Мунави в «Файд ал-Кадир» (1/212) пишет: «Ас-Субки сказал: “Этот хадис неизвестен знатокам хадисов, и я не встречал его ни с достоверным, ни со слабым, ни с выдуманным иснадом”. [Ас-Суйути сказал:] “Возможно, он был упомянут в некоторых книгах знатоков хадисов, которые не дошли до нас”. [Ал-Байхаки] в “Мадхале” и ад-Дайлами в “Муснад ал-Фирдаус” привели со слов Ибн ‘Аббаса, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Разногласия между моими сподвижниками — милость”. Как мы уже говорили, разногласия между сподвижниками одного порядка с разногласиями внутри общины. Однако хафиз ал-‘Ираки назвал иснад этого хадиса слабым. Его сын Абу Зур‘а сообщил, что Адам ибн Абу Иййас передал его в “Китаб ал-‘илм ва-л-хилм” в следующей форме: “Разногласия между моими сподвижниками — милость для моих последователей”. Но это отосланное (мурсал) слабое сообщение. Похожий хадис приводится и в “Табакате” Ибн Са‘да со слов ал-Касима ибн Мухаммада».

Если иснад предания неизвестен, никто не имеет права называть его хадисом Посланника, мир ему и благословение Аллаха. В противном случае он совершает тяжкий грех, возводя навет на Аллаха и Его религию. Ахмад, ал-Бухари, Муслим и ат-Тирмизи передали со слов ал-Мугиры ибн Шу‘бы, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Солгать от моего имени не всё равно, что солгать от имени другого. Кто солжёт от моего имени преднамеренно, тот займет свое место в Огне». Этот же хадис передан со слов многих других сподвижников в разных сводах.

Степень достоверности или слабости хадиса определяется не выразительностью изречения и не красотой его смысла, а надёжностью иснада. Улемы во все времена придавали большое значение иснаду, ведь именно наука о передатчиках хадисов стоит на страже чистоты сунны и ислама в целом. Ат-Тирмизи в «Сунане» передал слова ‘Абдаллаха ибн ал-Мубарака: «Для меня иснад — часть религии, ведь если бы не иснад, то каждый желающий говорил бы то, что желает, но когда спрашиваешь: “Кто рассказал тебе это?” — он останавливается».

Что же касается смысла слов: «Разногласия внутри моей общины — милость», то он нуждается в дополнительном разъяснении. В Священном Коране много аятов, призывающих мусульман к единению и предостерегающих от разногласий. Так, Всевышний сказал: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь» (Ал ‘Имран, 103); «Ты не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи свою религию и разделились на группы» (ал-Ан‘ам, 159) и др.

В широком смысле разногласия не являются милостью, и это подтверждается ясным кораническим аятом: «Однако они не перестают разногласить, кроме тех, к кому был милостив твой Господь» (Худ, 118-119). В «Файд ал-Кадир» (1/209) сообщается, что имам ас-Субки сказал: «Разногласия в основных вопросах [религии] — это, несомненно, заблуждение и причина всех пороков».

Некоторые говорили: «Если разногласия — это милость, то единение — это наказание». Опровергая такой вывод, имам ан-Навави сказал: «Если что-то является милостью, то это не значит, что противоположное есть наказание, и сказать такое может только невежественный или нежелающий знать [истину]. Всевышний Аллах сказал: «По милости Своей Он сотворил для вас ночь и день, чтобы вы отдыхали во время неё» (ал-Касас, 73). Он назвал ночь милостью, и это не значит, что день является наказанием. Это очевидно, и в этом нельзя усомниться».

Ал-Хаттаби предположил, что разногласия в общине были милостью только во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, потому что сподвижники, расходясь во мнениях, спрашивали его, и он разъяснял им истину. Он же сказал: «Разногласия в религии делятся на три группы. К первой относятся разногласия по поводу существования и единства Творца, и отрицание Его — это неверие. Ко второй относятся разногласия относительно Его качеств и воли, и отрицание их — это ересь. Третья группа — это разногласия по второстепенным вопросам, допускающим разные толкования. Это Всевышний Аллах сделал милостью и честью для улемов, и об этом говорится в хадисе». Об этом тоже сообщил ан-Навави.

Разногласия по второстепенным вопросам возникали даже при жизни Посланника, мир ему и благословение Аллаха. Так, в «Сахихе» Муслима приводится рассказ ‘Абдаллаха ибн ‘Умара о том, что после завершения сражения против союзников Посланник, мир ему и благословение Аллаха, громко воззвал: «Пусть никто из вас не совершает полуденный намаз, пока не дойдёт до бану курайза». Случилось так, что одни испугались пропустить намаз и совершили его до поселений бану курайза, а другие сказали: «Мы совершим намаз только там, где нам приказал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, даже если его время выйдет». И Посланник, мир ему и благословение Аллаха, не стал бранить ни тех, ни других. В версии ал-Бухари сообщается, что это был послеполуденный намаз. Ат-Табарани и ал-Байхаки в «Далаил ан-нубувва» передали более полное изложение этой истории, и там тоже говорится о послеполуденном намазе.

Ал-Мунави (1/210) передал слова имама аз-Захаби: «Между имамами были большие разногласия по второстепенным вопросам и некоторым основным вопросам. Некоторые из них допускали ошибки и оступались, высказывали единичные неправильные суждения. Нам приказано следовать тем из них, кто был ближе к истине, и мы уверены, что у них была одна цель — следование Корану и сунне, и если они отступали от них, то только на основании суждений по аналогии или толкований. Если ты увидишь, что какой-нибудь правовед поступил наперекор хадису, отказался от него или интерпретировал его смысл, то не спеши обвинять его в ошибке, ведь когда ‘Али спросили: “Думаешь ли ты, что Талха и аз-Зубайр были не правы?” — он сказал: “Послушай, ты кое-чего не понял. Истину не определяют по людям. Узнай истину, и ты узнаешь тех, кто прав”. Имамы не переставали расходиться во мнениях по второстепенным и некоторым основным вопросам, но все они единодушно возвеличивали Великого Творца и признавали, что нет никого подобного Ему, что узаконенное Его Посланником, мир ему и благословение Аллаха, есть истина и что у них одно Писание, один Пророк и одна кибла. Они полемизировали только для того, чтобы выяснить истину, передать знание тем, кто уступает им в знании, и предостеречь тех, кто беспечен и слаб».

Подобные разногласия среди мусульман неизбежны, ведь объять религиозные знания целиком не удавалось никому, кроме Посланника, мир ему и благословение Аллаха, единственного, кто был защищён от ошибок в передаче небесного послания. Ни ни четыре имама, ни выдающиеся сподвижники, ни праведные халифы — никто не мог знать сунны Посланника, мир ему и благословение Аллаха, со всеми подробностями и разбираться во всех тонкостях шариата. Поэтому, когда имаму Малику было предложено обучать сунне и праву на основании одного свода хадисов, собранного им, он отказался поступить так. Передают, что халиф Харун ар-Рашид предложил Малику переехать в Ирак и обучить людей следованию «Муватте», как в своё время ‘Усман обучил их следованию одному списку Корана. В ответ он сказал: «Людей нельзя заставлять следовать одной “Муватте”, потому что сподвижники, да будет доволен ими Всевышний Аллах, после смерти Пророка, мир ему и благословение Аллаха, разъехались по странам и рассказывали хадисы, и у жителей каждой страны есть знания» [1].

Но даже в тех случаях, когда улемы опираются на одинаковые шариатские тексты, между ними возможны разногласия, ведь возможности человеческого познания ограниченны и к тому же различаются, из-за чего каждый усваивает шариатские тексты по мере своих способностей. В трудах исследователей указано много причин, в силу которых возникают расхождения во мнениях по второстепенным вопросам. Такого рода разногласия между учёными, но не между неграмотными людьми, не порицаются, и их можно считать милостью. Они обеспечивают гибкость и приспособляемость шариата к изменяющимся социально-экономическим условиям, оберегают умму от окостенелости мышления и позволяют пользоваться облегчениями в трудных условиях. Кроме того, благодаря им мусульмане во все времена будут испытывать нужду в улемах, наследниках пророков, продолжающих их святое дело и заслуживающих великую награду и милость Господа. А лучше всего об этом известно Аллаху! [2]

*****

[1] См.: ал-Мунави. Файд ал-Кадир. Т. 1. С. 209-210. ‘Али ал-Кари сказал: «Малик рассказывал, что Харун ар-Рашид сказал ему: “Абу ‘Абдаллах, тебе следует переехать к нам, чтобы наши дети услышали ‘Муватту’ от тебя”. Он имел в виду ал-Амина и ал-Ма’муна. Малик ответил: “Пусть Аллах сделает эмира верующих могущественным! Поистине, эти знания вышли от вас, и если вы будете поддерживать их, они будут сильными, но если вы унизите их, то они станут слабыми”. В одной из версий сообщается, что он сказал: “Перестань, эмир правоверных, и не унижай то, что возвысил Аллах. К знаниям должны идти, а не они должны приходить”. Он ответил: “Ты прав”. Согласно другой версии, он сказал: “Ты прав, шейх, это мой промах, покрой его. А вы ходите в мечеть, чтобы слушать вместе с людьми”. Потом ар-Рашид спросил: “У тебя есть дом?” Он ответил: “Нет”. Он дал ему три тысячи динаров и сказал: “Купи на них себе дом”. Малик взял их и не раздал, а когда ар-Рашид хотел встать, он сказал Малику: “Тебе следует поехать со мной, ибо я принял решение обучить людей следованию ‘Муватте’, как в своё время ‘Усман обучил их следованию [одному списку] Корана”. В ответ тот сказал: “Людей нельзя заставлять следовать одной ‘Муватте’, потому что сподвижники Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, после его [смерти] разъехались по странам и рассказывали хадисы, и у жителей каждой страны есть знания, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: ‘Разногласия моих последователей — милость’. А что касается поездки с тобой, то это невозможно, так как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: ‘Медина лучше для них, если бы они только знали’. Вот ваши динары нетронутые, и если хотите, возьмите их, а если хотите, оставьте”. Он имел в виду: “Ты хочешь, чтобы я оставил Медину ради того, что ты сделал для меня, но я не предпочту мирские блага городу Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха”». См.: Миркат ал-мафатих. Т. 1. С. 66.

[2] См.: ан-Навави. Шарх сахих Муслим. Т. 6. С. 103-104; ал-Мунави. Файд ал-Кадир. Т. 1. С. 210-212; ал-Албани. Силсила ал-ахадис ас-сахиха. Т. 1. С. 141.

Эльмир Кулиев

e-minbar