Дуа и разные дела между ракаатами Таравиха

Дуа и разные дела между ракаатами Таравиха

Люди будут искажать уже сам шариат, привнося в него то, что, по их мнению, является правильным, желательным и одобряемым

Безусловно, да. Именно так и появилось язычество, когда люди одного из народов решили выделить могилы некоторых праведников из их числа, чтобы сохранить о них память, собираться там и поклоняться возле них, но со временем, когда прошли поколения и первоначальные причины были забыты, люди начали уже поклоняться этим могилам и изображениям этих праведников.

И именно по этой причине Всевышний Аллах отправлял к людям одного за другим пророков и посланников с писаниями, чтобы те возвращали на правильный путь сбившихся.

И именно по этой причине пророки, мир им всем, предостерегали людей от новшеств в религии. Посланник Аллаха Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Если кто-нибудь внесёт в это наше дело нечто новое и не имеющее к нему отношения, это будет отвергнуто». В другой версии этого хадиса сказано: «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!»

Исходя из этого учёные вывели правило, что основой в делах религии и поклонении является запрет. То есть обязательным условием легитимности того или иного поступка, обряда или ритуала является указание на его совершение. Именно поэтому мусульмане совершают намаз в определённой форме и последовательности, не становясь на мостик или шпагат; именно поэтому определённым образом соблюдается пост, выплачивается закят, совершается хадж и т. д. Другими словами, если кто-либо говорит о том, что какое-то действие, относящееся к поклонению, обрядам и религии, является обязательным, желательным, нежелательным или запретным, то он должен привести ясные доказательства на этот счёт из Корана и Сунны.

Однако эти люди, в лучшем случае, начинают ссылаться на то, что о желательности или необходимости того или иного поступка говорил какой-то учёный. Это удивительно слышать с учётом того, что, согласно шафиитскому мазхабу, сами по себе самостоятельные слова даже сподвижников не являются доводом, не говоря уже о словах поздних учёных. Но в основном они предпочитают обосновывать свою позицию словами «в этом же нет ничего плохого».

Например, когда их просят обосновать дозволенность мавлида, собраний у дома умершего, чтения определённых азкаров между таравихами и т. д., они спрашивают: «А что в этом плохого?» Разве есть в исламе запрет на то, чтобы собираться и рассказывать людям о жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха)? А читать Коран? А что плохого в том, чтобы после этого накормить собравшихся? А что плохого в том, чтобы от имени умершего накормить тех, кто приходит выразить соболезнование?

А в чём, собственно, проблема, если люди между таравихами читают азкары? Кого-то смущает то, что азкары читаются вслух и хором? Так это делается для того, чтобы научить джамаат азкарам. Разве это плохо?

Конечно же, сами эти дела в отдельности не являются запретными и чем-то порицаемыми, пока не превращаются в обряд со своими правилами, регламентами, привязками ко времени или месту. Именно поэтому Пророк, мир ему и благословение Аллаха, когда узнал о том, что некий человек дал обет в этот день стоять на солнце и не садиться, не укрываться в тени, не разговаривать и поститься, велел ему говорить, укрываться в тени, садиться, но продолжить свой пост, хотя в исламе можно стоять, сохранять молчание, находиться под солнцем.

Однако, когда всё это совершается как что-то хорошее, желательное, приближающее к Аллаху без соответствующего на то указания шариатских текстов, это становится нововведением и запретным. По этой причине Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил ему делать всё это и оставил только узаконенный шариатом, как средство приближения к Аллаху, пост.

Действительно, нет ничего плохого и запретного в том, чтобы люди собрались для того, чтобы вспомнить о пророке Мухаммаде, мир ему и благословение Аллаха, рассказать о его жизнеописании, если при этом будут угощать едой или питьём. Также нет ничего плохого, если между таравихами люди будут читать азкары или просить у Аллаха помощи и прощения грехов. Но мы не видим, чтобы в чтении этих азкаров менялись их размеры, формулировка или последовательность.

Сохраняется даже интонация и ритм их произношения. То, что повторяется три раза, не будет произнесено два или четыре раза. И даже соглашаясь с тем, что нет запрета говорить «амин-раббаль-алямин» (дословно – да будет так, о Господь миров – прим. автора) после суры «Фатиха», так как намаз – это чтение Корана и мольбы, мы никогда не услышим, чтобы после этой суры говорилось «амин-йа-сами’-йа-муджиб» (да будет так, о Слышащий, Отвечающий на мольбы – прим. автора), что было бы более логичным во время взывания к Аллаху, а если кто-то из молящихся произнесёт это во время коллективной молитвы, то на него посыпятся упреки и возмущения от остальных.

Это невозможно услышать, потому что некоторые люди, сами того не желая, подсознательно возвели все эти вещи в ранг обряда, потому что «в этом же нет ничего плохого».

Откуда это всё взято? На чём основывается?

Ответ на эти вопросы возвращает нас всё к тому же правилу: «Основой в религии является запрет». Если бы не это правило, в религии наступил бы хаос и беспорядок. В таком случае на каком основании можно было бы упрекнуть человека, который стал бы читать азкары между таравихами, совершая прыжки? Разве ислам запрещает прыгать? И почему представители одного тариката упрекают других за то, что те во время мавлидов бегают? Разве есть запрет на бег? Есть люди, которые во время молитв сильно раскачиваются, машут головами и совершают непонятные телодвижения.

А почему они достойны порицания? И даже тот самый человек, который дал обет стоять на солнце и не садиться, не укрываться в тени, не разговаривать и поститься, – если бы что-то подобное произошло в наше время, то нашлось бы немало защитников его поступка, которые также стали бы говорить: «А что в этом плохого? Разве ислам запрещает стоять, молчать и находиться под солнцем?»

Плохое в нём то, что подобная практика убивает в человеке самостоятельность и тягу к постижению нового, когда он, вместо того чтобы самостоятельно и вдумчиво прочитать жизнеописание пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, ограничивается и удовлетворяется прослушанными в суете обрывками песнопений на мавлидах, совершаемых в определённое время по определённому поводу; когда он из года в год, от юности до старости, слушает азкары, читаемые имамом после намазов, не запоминает их, потому что нет в этом необходимости, так как читать их будет имам, хотя, как утверждается, это делается именно для того, чтобы научить молящихся азкарам.

Плохое в нём то, что подобная логика убивает религию, превращая её в анархию, по поводу чего пришло предостережение от Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Лучшие слова – это Книга Всевышнего Аллаха, а лучший путь – это путь Мухаммада. Худшие же деяния – это новоизобретённые, а каждое такое деяние – это нововведение, а каждое нововведение – это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне!» (Муслим, ан-Насаи).

Плохое в нём то, что попытка привести религию в порядок обвиняется в нелюбви к ней и неуважению к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, тем самым выворачивая наизнанку суть вещей.

О Аллах, покажи нам истину истиной, чтобы мы последовали за ней, покажи нам порицаемое порицаемым и помоги нам отдалиться от него, защити нас от неясностей, дабы не последовать за своими страстями без руководства от Тебя, и сделай наши страсти и желания покорными Твоей воле.

***

Во время выстаивания ночных желательных молитв в месяц Рамадан после каждых четырех ракатов имам садится и читает суру «Очищение веры» (Ихляс), и остальные молящиеся так же читают ее вместе с ним в один голос, и так три раза. Каково положение этого дела?

Ответ шейха Ибн База: Это нововведение. Это из числа нововведений, нет у этого основы, просим у Аллаха благополучия. Сл. «Фатауа нурун аля ддарб»

***

Во время таравиха у нас происходит следующее: после саляма по завершению первых двух ракатов имам читает молитву за пророка, мир ему и благословение Аллаха, и так же за праведных халифов. И затем поступает так после каждых двух ракатов. Каково положение этого дела?

Ответ шейха Ибн База: Необходимо оставить это, потому что нет у этого основы. Это из числа нововведений. Сл. «Фатауа нурун аля ддарб»

***

Каково положение молитвы за пророка и дуа за праведных халифов, совершаемых громким голосом между намазами в таравихе?

Ответ шейха Ибн База: Нет в пречистом Шариате основы для этого, насколько мы знаем. Однако это из числа изобретенных нововведений. Обязательным является оставить это дело. И не исправятся последние поколения этой общины кроме как тем, чем исправились первые, а это – следование Корану, Сунне и тому, на чем были праведные предки этой общины, и остережение того, что противоречит этому. «Маджмуа фатауа уа макалят», т. 11.

***

О произнесении определенных слов поминания Аллаха после каждых двух или четырех рак’атов тарауиха

Это то, что совершают во многих мечетях, произнося определенные слова поминания Аллаха (зикр) или же призывая благословения на пророка (мир ему и благословение Аллаха) после каждых двух или четырех рак’атов тарауиха. На законность и приемлемость этого нет никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне, ни в поступках кого-либо из саляфов. Более того, имамы называли это нововведением. Ибн аль-Хадж аль-Малики говорил: "Имам обязан отстраняться от внесенных нововведений, в виде поминания Аллаха после каждых двух рак’атов тарауиха, как повышение голосов при их произнесении или же произнесение этих поминаний в один голос. Все это – порицаемое нововведение! Также и слова муаззина после двух рак’атов: «Молитва, да помилует вас Аллах» (ас-саля ярхамукуму-Ллах), являются нововведением! Нововведения в религии запрещены, а лучшее руководство – это руководство Мухаммада!" См. "аль-Мадхаль" 2/293.

Обратите внимание на то, что этот ученый жил около семисот лет назад, и уже тогда имели место эти нововведения!

Однако данные нововведения мусульманам необходимо искоренять мудро, учитывая вопрос пользы и вреда в тех или иных мечетях бывшего СНГ, чтобы после строгого увещевания или спора, данное наставление не привело к тому, чтобы мечеть вообще закрыли!

Об увещевании или уроках между молитвами тарауих

Что же касается произнесения проповеди или уроков в промежутках между рак’атами тарауиха, то спросили об это шейха Ибн ‘Усаймина: «Каково постановление относительно увещевания между намазами во время тарауиха или в середине тарауиха, если это делается постоянно?

Шейх ответил: "Что касается увещеваний, то нет! Это не является методом саляфов. Однако если в увещевании есть нужда, то это можно сделать после тарауиха, если есть желание. Если же это делать каждую ночь во время тарауиха, то это станет нововведением". См. "Ликъа Баб аль-мафтух" 118.

Спросили шейха аль-Альбани: «Дозволено ли для имама во время молитвы тарауих в промежутках произносить увещевание?»

Шейх ответил: "Такой поступок может быть и дозволен, и не дозволен. Если речь идет о разъяснении каких-либо вещей, или же предостережении и запрещении порицаемого, то тогда это необходимо! Однако если речь идет о совершении этого в качестве традиции, то это является противоречием Сунне". См. "Сильсилятуль-худа уа-ннур" № 656.

bibliotekaislama

Поминание Аллаха «Субхана-ль-Малики-ль-Куддус» говорится после молитвы витр, а не между ракаатами молитвы таравих

Верно ли по Шариату после четырех или восьми ракаатов молитвы таравих произносить зикр: Субхана-ль-Малики-ль-Куддус? Разве не нужно их произносить после молитвы витр? Можно ли произносить это поминание Аллаха в мечети, если мы желаем совершить завершить молитву молитвой витр дома? Следует ли просить Аллаха о прощении (истигфар) после каждый двух ракаатов молитвы таравих?

Достоверно передается от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он говорил: Слава Властелину, Пресвятому /Субхана-ль-Малики-ль-Куддуси/ после молитвы витр. Молящемуся желательно следовать этой сунне и в молитве, совершаемой дома, и в молитве, совершаемой в мечети, как в молитве в одиночку, так и в коллективной молитве. Аллахом не установлено этот зикр между ракаатами ночной дополнительной молитвы или ракаатами молитвы таравих, так как не передается ни от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ни от сподвижников, да будет доволен ими Аллах, что они произносили этот зикр между ракаатами молитвы таравих. Мусульманин должен ограничиваться Сунной и в совершении действий, и в оставлении их, и отдаляться от любого добавления и уменьшения.

Передается от ‘Абд ар-Рахмана ибн Абза, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал в молитве витр Славь имя Господа твоего Всевышнего…, Скажи: „О неверующие…" и Скажи: „Он – Аллах, Единый…", а после приветствия трижды произносил Слава Властелину, Пресвятому, причем, произнося последний раз, он повышал голос[1].

Хадисоведы озаглавливали соответствующие главы с этого хадиса, и это указывает на желательность произнесения этого зикра после молитвы витр. Ибн Аби Шейба привел этот хадис под таким заголовком: О том, о чем молит и что произносит человек в конце своей молитвы витр, Абу Дауд, да помилует его Аллах, сказал: Глава о мольбе после молитвы витр, ан-Насаи, да помилует его Аллах, сказал: Глава о прославлении Аллаха после окончания молитвы витр, Ибн Хиббан в своем сборнике ас-Сахих (Т. 6. С. 202) озаглавил так: Упоминание о том, чем желательно человеку прославлять Аллаха, Всемогущего и Всевышнего, по окончании молитвы витр.

Имам ан-Науауи, да помилует его Аллах, сказал: Желательно после молитвы витр трижды говорить: „Слава Властелину, Пресвятому"[2].

Ибн Кудама, да помилует его Аллах, сказал: Желательно после витра трижды говорить: „Слава Властелину, Пресвятому" и удлинять третье произнесение[3].

Подобное говорится и в фетвах Постоянного Комитета, во втором сборнике: Когда человек произносит приветствие после молитвы витр, он трижды говорит: „Слава Властелину, Пресвятому"[4].

Таким образом, мы не нашли ни у одного ученого слов о том, что слова Слава Властелину, Пресвятому желательно произносить после чего-либо, кроме молитвы витр.

На нашем сайте уже разъяснялся запрет произносить коллективный зикр между ракаатами молитвы таравих, как обычно это делают в некоторых мечетях: произносят слова с мольбой Аллаха о прощении или прославляют Его. Собрание для коллективного поминания Аллаха без доказательств верности этого действия приближают раба Аллаха к дверям нововведения и отдаляют его от Сунны.

Резюмируя все вышесказанное, скажем, что нет доводов Шариата тому, чтобы произносить Слава Властелину, Пресвятому в ракаатах таравих, но подтверждено Сунной это поминание после молитвы витр. Шариатом не узаконена коллективная мольба о прощении /истигфар/ между ракаатами таравих, но если человек станет лично (в одиночку) молить Аллаха о прощении или прославлять Его, то это дозволено.

А Аллаху ведомо лучше.

[1] Абу Дауд ат-Таялиси. Аль-Муснад. Т. 1. С. 441; Ибн аль-Джа‘д. Аль-Муснад. Т. 1. С. 86; Ибн Аби Шейба. Аль-Мусаннаф. Т. 2. С. 93; Ахмад. Аль-Муснад. Т. 24. С. 72 и др. множественными путями передачи хадиса; Ибн аль-Муляккын, аль-Альбани, шейх Мукбиль аль-Уади‘и, исследователи аль-Муснада имама Ахмада из-ва ар-Рисаля и другие считали этот хадис достоверным.

[2] Ан-Науауи. Аль-Маджму‘ шарху-ль-мухаззаб. Т. 4. С. 16; см. также аль-Хайтами. Тухфату-ль-мухтадж. Т. 2. С. 227.

[3] Ибн Кудама. Аль-Мугни. Т. 2. С. 122.

[4] Фетвы Постоянного Комитета (сборник второй). Т. 6. С. 60.

islamqa.info