Довольство Аллахом и Его предопределением

Довольство Аллахом и Его предопределением

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «А если постигнет тебя что-нибудь [из бедствий], то не говори: “Если бы я сделал (так), было бы то-то и то-то!”, — а говори: قَدرُ اللّهِ ، وَمَا شَاءَ فَعل  “(Это) предопределено Аллахом, и Он сделал, что пожелал” /кадару Ллахи ва ма шаа фа'аля/, — ибо, поистине, (эти слова) “если” открывают шайтану (путь к) делам его». (См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 6650).

Ибн Кайим говорил, что нельзя говорить о прошлом словами "если бы...", так как это открывает двери шайтану. Каким образом? - человек начинает сожалеть, проявлять негодование предопределению Аллаха, и думать, если бы он смог остановить предопределение, могло бы получится иначе. И все эти вещи ослабевают его довольство. Причиной не является использование выражения "Если бы...", причина заключается в том, что в самом сердце есть недовольство и сожаление о случившимся. Сожаление о том, что человек не может вернуть прошлое и сделать все по-другому. (Китаб ат-Таухид, глава 57).

Также Посланник Аллаха ﷺ сказал: "И знай, что если все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, и если соберутся они вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, ибо перья уже подняты, а страницы высохли". (ат-Тирмизи, 2516; Ахмад, 1/293).

Шейх Ибн Баз сказал: «Верующий терпит то, что его постигает, и знает что это происходит по предопределению Аллаха, и в этом есть Его большая мудрость. Также он знает, что грехи содержат великое зло и опасные последствия, и поэтому спешит к покаянию в грехах». (См. «аль-Маджму’» 5/174).

Имам Ибн аль-Каййим сказал: “Если человек доволен предопределением (Аллаха) после его осуществления, то это признак того, что ему суждено счастье”. (См. "Зад аль-ма'ад").

«Кого ни спроси, увидишь раздражение от предопределения и упрек в его адрес. Все говорят, что должно было случиться так-то, а случилось так-то. Каждый человек в большей или меньшей степени жалуется на судьбу. Проверь себя, избавлен ли ты от подобного ропота? Если ты освободишься от этого, то спасешься от великого бедствия. И я не вижу для тебя другого способа спасения». (См. «Китаб Ат-Таухид» Мухаммада ибн Сулеймана ат -Тамими с комментариями Абдур-Рахмана ас-Са’ди).

Шейх аль-Фаузан сказал: «Все беды случаются по предопределению Аллаха. Ты не можешь избежать их, и поэтому тебе следует терпеть и довольствоваться (ради Аллаха)». (Сл. «Китабуль-кабаир» 23-7-1439).

'Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поистине, ни и у одного из вас вера не войдет в сердце полностью до тех пор, пока он не будет твердо уверен в том, что постигшее его не могло миновать его, а то, что миновало, не могло постигнуть его, и пока он не признает все предопределенное полностью». (См. "Шарх усули и'тикъад ахли суннати ва ль джама'а" имама аль-Лялякаи).

Шейх Мукъбиль сказал: «Если мы покоримся предопределению (Аллаха), и будем довольны тем, что Аллах предопределил нам, тогда успокоятся наши души». (Сл. «ас-Са’ада»).

Имам Ибн аль-Каййим сказал: «Предопределённое непременно свершится, и лучше тебе проявить смирение». (См. «Фаваид», 145).

Шейх ибн Усеймин сказал: «Терпение — это, когда человек испытывает сильную боль и печаль от постигшей его беды, однако проявляет терпение, не показывая (свою боль) ни языком, ни своими органами, он сдерживает своё сердце и ограничивается лишь словами: «О Аллах, даруй мне награду в этой моей беде и замени мне потерю чем то лучшим, Воистину мы принадлежим Аллаху и к Нему мы будем возвращены».

Довольство — это, когда человек проявляет довольство предопределению Аллаха, если постигает его несчастье. Отличие довольства от терпения заключается в том, что сердце довольствующегося не испытывает никакой боли от постигшей его беды. Такой человек идёт «нога в ногу» с предопределением: если постигает его беда — он терпит, что обернётся для него благом; Если постигает его радость — он благодарит, что обернётся для него также благом.

Таким образом, он не видит различия в своём отношении к этим двум состояниям, которые предопределил ему Аллах, то есть довольствующийся одинаково относится как к присутствию, так и отсутствию беды». (См. «Маджмуль фатауа ибн Усеймин», 3/206).