Довольство Аллаха

Довольство Аллаха

Хвала Аллаху Господу миров!

Если ты ищешь довольство Аллаха, а люди недовольны тобой, то Аллах избавит тебя от людей, а если ты ищешь довольство людей, гневя при этом Аллаха, то Он предоставит тебя людям. Трудно всем, но не все могут надеяться на награду от Аллаха. Не забывай, что вместе с трудностями приходит не одно, а два облегчения. И придут они оттуда, откуда ты их даже не ждешь. Не сомневайся и не падай духом. Ты силен, пока с тобой Аллах!

Сообщается, что однажды Му’авия написал письмо матери правоверных ‘Аише, да будет доволен ею Аллах, чтобы она написала для него завещание, и в ответ ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, написала: «Мир тебе/салямун алейка/! Я слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Если кто-то будет искать довольства Аллаха тем, что вызовет гнев людей, то Аллах избавит его от трудностей с людьми. А кто будет искать довольство людей тем, что влечет гнев Аллаха, то Аллах вверит его людям”. И мир тебе!» Этот хадис передал ат-Тирмизи 2414. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2311, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 6097.

В другой версии этого хадиса сообщается, что ‘Аиша рассказывала, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто ищет благосклонности Аллаха, гневя людей, то Аллах дарует ему Свою благосклонность и удовлетворение людей. Но если кто ищет благосклонности людей, гневя Аллаха, то Аллах разгневается на него и вызовет гнев людей против него». Этот хадис передали Ибн Хиббан 1542, аль-Къуда’и 2/42, Машрикъ ибн ‘Абдуллах в «Хадис» 2/61, Ибн ‘Асакир 1/278/15. Шейх аль-Албани назвал его иснад хорошим. См. «ас-Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха» 5/392. Тоже самое сказал и Шу’айб аль-Арнаут.

ВаЛлаху а’лям!

عن أنس بن مالك رضي الله عنه عن النبي صلى الله عليه وسلم أنه قال: "إن عِظَمَ الجزاءِ مع عِظَمِ البلاءِ، وإن الله تعالى إذا أحب قوما ابتلاهم، فمن رَضِيَ فله الرِضا، ومن سَخِطَ فله السُّخْطُ".
[صحيح] - [رواه الترمذي وابن ماجه]

Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, тяжкие испытания приносят великую награду, и поистине, когда Всевышний Аллах любит каких-то людей, Он подвергает их испытаниям, и кто доволен, тот обретёт довольство [Аллаха], а кто недоволен, на того падёт гнев [Аллаха]». Хадис достоверный - передал Ибн Маджа.

Разъяснение:

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщает нам в этом хадисе, что верующего могут постигать испытания, затрагивающие его самого, его имущество и так далее, и что Аллах дарует ему награду, если тот терпеливо переносит эти испытания, и чем тяжелее испытание, тем большую награду дарует Аллах человеку. Далее Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) разъяснил, что испытания, постигающие верующего, — один из признаков любви Аллаха к нему, и что предопределение Аллаха неотвратимо и непременно осуществится, и если человек проявляет терпение и довольство, то Аллах вознаградит его за это Своим довольством, и это — достаточная награда. А кто будет недоволен предопределением Аллаха, тем и Аллах будет недоволен, а это — достаточное наказание.

Испытания становятся искуплением для грехов, если не сопровождаются оставлением обязательного, как в случае с отказом от терпения, или совершением запретного, как в случае с тем, кто рвёт на себе одежду и бьёт себя по щекам.

Утверждение такого качества Аллаха, как любовь, таким образом, как это приличествует Его величию.
Испытания, постигающие верующего, — одно из доказательств его веры.
Утверждение такого качества Аллаха, как довольство и гнев, таким образом, как это приличествует Его величию.
Желательность довольства предопределением Аллаха.
Запрет недовольства предопределением Аллаха.
Побуждение проявлять терпение в испытаниях.
Бывает, что человеку что-то не нравится, но в этом заключено благо для него.
Утверждение мудрости Аллаха в Его действиях.
Воздаяние соответствует деянию.

Довольство Аллаха или довольство людей?

Мы живем в такое время, когда люди уделяют слишком много внимания мнению окружающих. Часто, совершая какой-то поступок, они стараются заслужить довольство людей, при этом не думая о том, будет ли доволен этим поступком Всевышний Аллах. И это неудивительно, ведь мы – существа общественные, поэтому часто смотрим на себя глазами окружающих нас людей. Вместо того, чтобы всегда сверять свои поступки с канонами ислама, мы ждем, пока кто-то со стороны оценит их и скажет, хороши они или плохи.

В принципе, в некоторых случаях нам стоит прислушаться и к мнению людей, особенно, если речь идет о мнении наших родителей, родных, близких, друзей и людей, обладающих житейским опытом и знаниями в нужной сфере. Только нельзя превращать это в источник постоянного страха, когда человек все время озабочен мыслью: «А что обо мне скажут или подумают?», «А вдруг кто-то меня осудит?», «А вдруг это кому-то не понравится?». Если же речь идет о соблюдении предписаний нашей религии, ни в коем случае нельзя учитывать мнение окружающих, которое противоречит этому, особенно когда это может вызвать недовольство Всевышнего. В таком случае верующему надо, несмотря ни на что, стараться заслужить довольство Аллаха. Например, кто-то, боясь мнения коллег, стесняется совершать намаз на работе, а девушка, боясь возможных насмешек и упреков подруг, стесняется надевать хиджаб. В таких и подобных случаях следует пренебречь общественным мнением, ведь довольство Всевышнего важнее мнения любого человека.

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказано: «Нет подчинения созданию в ослушании Всевышнего Аллаха» (Имам Ахмад). От ‘Али ибн Абу Талиба передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Не следует подчиняться тому, что приведет к ослушанию Аллаха, подчиняться необходимо лишь в том, что соответствует одобряемому шариатом» (Бухари, Муслим).

Стремись к довольству Аллаха

Поэтому в тех случаях, когда мы, пытаясь заслужить довольство людей, совершаем то, что приведет к ослушанию Всевышнего Аллаха, мнение людей не учитывается. Может быть, те люди, чье довольство мы стремимся получить, на самом деле и не обращают внимания на нас. Поэтому не стоит так часто обращать внимание на мнение окружающих нас людей, ибо они могут иметь разные и порой противоположные мнения о наших поступках. Ведь угодить всем мы никогда не сможем. В любом случае найдется тот, кто нас осудит. В итоге получается, что мы никогда не заслужим довольство всех окружающих, это практически невозможно. Нам остается только один выход: стремиться всегда и во всем заслужить довольство Всевышнего и таким путем добиться довольства людей.

Верующий, который всегда стремится к довольству Аллаха, не обращая внимания на мнение людей, получит в итоге довольство Аллаха и довольство людей. А тот, кто желает заслужить довольство людей, не обращая внимания на гнев Всевышнего, в итоге испытает и гнев Аллаха, и гнев людей. Поэтому мы должны научиться проявить твердость и, отстаивая свою точку зрения, поступать всегда правильно, не боясь осуждения людей. Такие люди, наоборот, вызывают уважение у людей. А тот, кто старается всем угодить, всегда переживая о том, что про них скажут окружающие, вызывает пренебрежение и усмешку.

Не впадайте в крайность

Также нельзя впадать в крайность и категорически пренебрегать добрыми советами и наставлениями, полагаясь только на собственное мнение. Недостойно мусульманина вести себя таким образом, что это вызывает осуждение посторонних людей, особенно у не мусульман. Наш внешний вид, одежда и поведение в обществе всегда должны соответствовать принципам ислама, но в то же время это не должно вызывать у людей неприязнь и недовольство. 

Необходимо вести себя вежливо, не нарушая общепринятых правил поведения. Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) поступал именно так в соответствии с предписаниями Всевышнего и заботясь о мнении других людей, даже не мусульман. Передается, что ‘Умар ибн Аль-Хаттаб, услышав слова ‘Абдуллаха ибн Убаййа, что когда они вернутся в Медину, могущественные, поистине, выгонят из нее презренных, спросил: «“О Посланник Аллаха, не казнить ли мне этого мунафика (лицемера)?” На это Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: “Оставь его, ибо тогда люди станут говорить, что Мухаммад убивает своих сподвижников”». (Бухари).

Опасение Пророка (мир ему и благословения Аллаха) заключалось в том, что арабы-бедуины могли изменить свое намерение об исламе. Ведь они не могли знать смысла этой казни и, видя только внешнюю сторону произошедшего, сказали бы: «Мухаммад (мир ему и благословения Аллаха) убивает своих сподвижников».

Итак, относительно мнения окружающих о нас и наших поступках следует избегать крайностей: чересчур беспокоиться о том, что скажут другие люди, и ради их хорошего мнения отказываться от следования предписаниям религии; и наоборот, презрительно пренебрегать мнением людей, считая, что судить может только Всевышний Аллах, а не люди. Это также неправильно – Всевышний устроил этот мир таким образом, что люди помогают друг другу стать лучше, давая друг другу наставления.