Достоинство последних десяти ночей Рамадана

Хвала Аллаху. Мир и благословения посланнику Аллаха, членам его семьи и всем его сподвижникам. Прежде чем начать разговор о десяти последних ночах месяца Рамадан, необходимо сделать небольшую остановку, чтобы задуматься, вспомнить и поразмышлять, ведь мы видим, что мы уже миновали через девятнадцать дней месяца Рамадан. Эти дни уже истекли, а их часы окончились, и для нас в окончании этого месяца и в том, что его большая часть уже прошла, для нас в этом есть назидание. Ведь периоды блага и достоинства проходят быстро, а также, как мы знаем, жизнь тоже проходит быстро. Также, как быстро прошли дни и ночи этого месяца, точно также быстро пройдут дни и ночи нашей жизни. Счастливый – это тот, кто сделал свои ночь и день саженцем, поминая своего Господа и поклоняясь Ему, Свят Он и Велик.
Если мусульманин застал благодатные сезоны подобные этим, то лучше для него, чтобы он воспользовался ими, поспешая в этом и опережая других. Ведь Рамадан – это благословенный месяц. Сказал пророк ﷺ: «Тому, кто будет выстаивать в молитве месяц Рамадан с верой и надеждой, простятся его прежние грехи», а также он ﷺ сказал: «Тому, кто будет поститься месяц Рамадан с верой и надеждой, простятся его прежние грехи». Это указывает на великое достоинство того, кто застал совершение молитв Рамадана и также того, кому были облегчены молитвы и пост в этот месяц. То есть, Аллах простит все твои прегрешения, если ты будешь выстаивать молитвы и поститься в месяц Рамадан с верой и надеждой.
Нет сомнения, что человека постигают определенные упущения и недостатки, так как дел очень много, а также есть дети, жены и т.д., что отвлекает и занимает человека, и он отвлекается. Однако, обязательно для мусульманина, чтобы он определил для себя определенное время, в течении которого он будет приближаться к Аллаху, Свят Он и Велик. Если ты допустил упущение в начале и в середине месяца, то ведь ты приблизился к самому лучшему времени этого месяца. Ведь десять последних ночей месяца Рамадан – это самые наилучшие ночи, которые может провести мусульманин. Это потому, что среди этих ночей есть ночь, которая лучше, чем тысяча месяцев. Как говорится: «Окончательный итог оценивается по завершению», поэтому тот, кто допустил упущение в начале этого месяца, он может закончить его полноценно. Так пусть же не обманет тебя неполноценное начало, однако, ты должен позаботиться о полноценном завершении. То есть, тебе не должно навредить то, что ты допустил упущение в начале этого месяца, ведь ты можешь покаяться, попросить прощения и вернуться к Аллаху, Свят Он и Велик, а затем направиться к полноценному окончанию этого месяца, чтобы исправить и достичь то, что ты упустил. Поэтому наш пророк ﷺ особо выделял свое поклонение в последние десять ночей месяца Рамадан, чего он не делал в другие дни Рамадана. Поэтому пришло в двух Сахихах со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Всевышний Аллах, сказавшей: «В последние десять ночей Рамадана пророк ﷺ проявлял большее усердие в поклонении, чем в другие дни и ночи». Также она, да будет доволен ею Всевышний Аллах, говорила: «Когда наступали последние десять ночей Рамадана пророк ﷺ потуже затягивал свой изар, проводил всю ночь бодрствуя, занимаясь поклонением и будил свою семью». На что указывает все это? Все это указывает на его ﷺ усердие и старание в поклонении в эти дни.
Также он ﷺ совершал и’тикаф десять дней в середине Рамадана, ища ночь предопределения, а когда ему сообщили, что ночь предопределения находится среди десяти последних ночей месяца Рамадан, он стал совершать и’тикаф в эти дни, пока его не забрал Аллах, Свят Он и Велик. То есть, он начал совершать и’тикаф десять дней в середине Рамадана, чтобы застать ночь предопределения, а когда к нему пришло откровение и Джибриль, мир ему, сообщил ему, что ночь предопределения находится среди последних десяти ночей Рамадана, он начал совершать и’тикаф в десять последних ночей Рамадана, и он продолжал делать так, пока не умер. Это указывает на то, что он очень сильно заботился о том, чтобы застать эту благословенную ночь.
Итак, мы должны проявлять усердие в поклонении в последние десять ночей Рамадана, побольше поминая Аллаха, читая Коран и совершая молитву. В эти дни и ночи раб должен оживлять свою ночь совершением молитвы, а это значит, что большую часть своей ночи он должен проводить в подчинении и поклонении. Самое лучшее поклонение, которое может быть осуществлено в последние десять ночей месяца Рамадан – это, когда раб поклоняется Аллаху, Свят Он и Велик, через совершение молитвы. Поэтому человек должен оживлять свою ночь совершением молитвы на сколько это возможно. Это не означает, что он не должен есть и пить, но это значит, что большую часть своей ночи он должен провести в подчинении Аллаху, Свят Он и Велик, за чтением Корана и в молитве. Если человека не затрудняет совершение молитвы, то самое лучшее для него, если он будет молиться всю ночь, а если это затруднительно для него, то пусть сделает между своими молитвами отдых, во время которого он будет читать Коран и поминать Всевышнего Аллаха. Таким образом он будет чередовать различные виды поклонения, такие как: поминание Аллаха, чтение Корана и совершение молитвы. Однако, если говорить о самом предпочтительном, то мы скажем, что самое наилучшее что может совершать раб в эти ночи – это, если он оживляет их совершением молитвы. Доказательство на это слова пророка ﷺ: «Тому, кто будет выстаивать в молитве ночь предопределения с верой и надеждой, простятся его прежние грехи».
Ночь предопределения – это самая лучшая из всех ночей года. Поэтому обладатели знания посчитали, что последние десять ночей месяца Рамадана лучше, чем ночи первых десяти дней месяца Зуль-Хиджа, только по причине того, что среди них есть ночь предопределения. Поэтому ночь предопределения лучше, чем любая ночь, с которой ее могли бы сравнить, более того, она лучше тысячи месяцев, как об этом сказал наш Господь, Свят Он и Велик.
Итак, какими были действия пророка ﷺ в эти ночи? Его действием было – он сворачивал свою постель, то есть, он мало спал в эти ночи. Пророк ﷺ не провел ни одну из ночей полностью в молитве, но в последние десять ночей месяца Рамадан большинство его ﷺ ночи занимала молитва.
Пришло у имама Ахмада со слабым иснадом со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: «Первые двадцать ночей Рамадана пророк ﷺ совершал молитву, а также спал, а когда наступали последние десять ночей, он не спал во время них». Несмотря на то, что иснад этого хадиса слабый, другой хадис, пришедший в двух Сахихах со слов ‘Аиши, в котором говорится, что пророк ﷺ полностью оживлял свои ночи, указывает на то, что пророк ﷺ оживлял эти ночи молитвой. Поэтому сподвижники, да будет доволен ими Всевышний Аллах, не покидали мечети во время этих ночей, потому что, когда они увидели пророка ﷺ, который совершал молитву на настилке, будучи в и’тикафе, сподвижники, да будет доволен ими Всевышний Аллах, встали позади него, чтобы помолиться вместе с ним. Они помолились с ним двадцать первую ночь Рамадана, затем ночь, следующую за ней, а затем следующую за ней, что привело к тому, что мечеть стала переполняться людьми. Пророк ﷺ удлинял эти молитвы, которые совершал вместе с ними, что даже сказал Абу Зарр: «Мы даже боялись, что пропустим Сухур», то есть, он ﷺ удлинял стояние в молитве в последние десять ночей месяца Рамадан.
Поэтому сподвижники, да будет доволен ими Всевышний Аллах, выстаивали молитву во время Рамадана читая длинные суры из сотен аятов, что даже говорил ‘Абд ар-Рахман ибн Хурмуз аль-А’радж (عبد الرحمن بن هرمز الأعرج), что они опирались на трости по причине долгого стояния. Некоторые из сподвижников говорили, что, когда имам читал суру аль-Бакара в двенадцати рака’атах, мы говорили, что он облегчил, потому что обычно имам читал суру аль-Бакара полностью в восьми рака’атах. Это указывает на их великое усердие в подчинении Аллаху, Свят Он и Велик, в эти последние благословенные десять ночей месяца Рамадан.
По этой причине я делаю наставление, прежде всего, самому себе, а затем моим братьям мусульманам, чтобы они использовали эти последние десять ночей месяца Рамадан для совершения праведных дел. И самое великое из праведных дел, которые узаконены в эти ночи – это, во-первых, и’тикаф. Если ты имеешь возможность совершить и’тикаф, то это – самое наилучшее дело, являющееся Сунной, которая настоятельно рекомендуется к совершению, и которое совершал сам пророк ﷺ. Так как пророк ﷺ не оставлял совершение и’тикафа в Рамадан, кроме одного года, когда он увидел, что его ﷺ женщины заполнили мечеть, тогда он сложил свою палатку и восполнил этот свой и’тикаф в месяце аш-Шавваль. Кроме этого случая, на протяжении всей своей жизни, он совершал и’тикаф в последние десять дней месяца Рамадан. Поэтому относится к Сунне, настоятельно рекомендуемой к осуществлению, чтобы ты совершал и’тикаф в последние десять дней месяца Рамадан, если у тебя есть на это возможность.
А что касается ситуации подобной той, которая сложилась на данный момент, когда во многих мусульманских странах запрещено выходить на улицу и посещать мечети, когда мечети закрылись по причине этой эпидемии, в этом случае мы говорим всем мусульманам: «Вы должны оставаться в своих домах, поминая Аллаха, Свят Он и Велик, и читая Коран, а тот, у кого есть намерение на совершение и’тикафа, Аллах знает об этом его намерении, и Он запишет ему награду, подобную награде за совершение и’тикафа». Если же человек хочет осуществить и’тикаф у себя дома, то дома людей не являются местом совершения и’тикафа, однако, этому человеку записывается награда совершения и’тикафа за его намерение. Итак, первое – это, чтобы человек совершал и’тикаф в эти последние десять дней месяца Рамадан.
Также из дел, которые узаконены в последние десять дней месяца Рамадан – это частое чтение Корана. Если человек до этого прочитывал весь Коран за три дня, то в последние десять дней месяца Рамадан он должен прочитывать его за два дня или даже за день. Как это делали некоторые саляфы, которые прочитывали весь Коран в начале Рамадана за семь дней, а когда наступали последние десять дней Рамадана, они прочитывали его за три дня. Также из них были те, кто прочитывал весь Коран за два дня, а когда наступали последние десять дней, они прочитывали его за один день. Из числа саляфов были такие, кто за весь Рамадан прочитывали весь Коран шестьдесят раз.
То, что для нас важно тут – когда наступят последние десять дней Рамадана, ты должен проявлять усердие в поклонении. Если ты прочитывал весь Коран за три дня, то прочитывай его за одну ночь, если ты прочитывал его за семь дней, то прочитывай его за три дня. Проявляй в этом усердие и пусть Всевышний Аллах увидит в тебе благо. Итак, человек должен побольше читать Коран, а также размышлять над ним.
Также из праведных дел, совершаемых в эти последние десять дней – это частое поминание Аллаха, Свят Он и Велик, чтобы язык человека увлажнялся от поминания Аллаха в каком бы положении он не находился, стоит ли он или сидит, или направляется куда-то. Пусть его язык не высыхает по причине поминания им Аллаха, Свят Он и Велик, так как этот период является великим, когда многократно приумножается награда и благие дела.
Также из тех дел, о которых должен заботиться мусульманин во время подобных периодов, во время подобных благословенных дней и ночей – это милостыня, а также все разновидности праведных дел. Прими участие в каждом праведном деле, и позаботься о том, чтобы эти дела совершались в каждую из этих последних десяти ночей Рамадана, так как среди этих десяти ночей есть ночь, которая лучше, чем тысяча месяцев, а это ночь предопределения. Поэтому любое дело, которое ты будешь совершать в этот день (ночь), запишется тебе, как будто ты совершал его на протяжении восьмидесяти лет, и это по более правильному мнению обладателей знания. Это потому, что ночь предопределения лучше, чем тысяча месяцев, а тысяча месяцев равняется восьмидесяти трем годам. Поэтому, если ты выстаивал в молитве эту ночь, то как будто ты выстаивал в молитве восемьдесят три года, если Аллах, Свят Он и Велик, окажет тебе содействие в этом.
Если ты поминал Всевышнего Аллаха и поклонялся Ему, то твое поклонение в эту ночь лучше, чем поклонение в течении восьмидесяти трех лет, и это – милость Аллаха, Свят Он и Велик, которую Он дарует тому, кому пожелает. Поэтому очень сильно позаботься о том, чтобы заполнить последние десять ночей месяца Рамадан подчинением Аллаху, Свят Он и Велик. Ведь самый великий урон – это, если ты будешь проводить эти ночи, погружая свой слух и зрение в то, что запретил Аллах или займешься забавами и развлечениями, переключая телеканалы и смотря фильмы и сериалы, или займешь себя дозволенными забавами и развлечениями. Это время – время усердия, стараний, соревнований и опережения других в подчинении Всевышнему Аллаху. Ведь ты застал великий период времени, которого лишились другие люди. Сколько мусульман просили у Аллаха, Свят Он и Велик, чтобы Он позволил им дожить до подобного периода времени, однако, смерть разлучила его с ними, потому что Аллах забрал их души прежде, чем они застали этот период. И вот ты приблизился к тому, чтобы застать этот благословенный период времени, поэтому воспользуйся им и совершай в течении него то, чем доволен Всевышний Аллах. Итак, это были те дела, совершение которых узаконено во время этих ночей.
Ночь предопределения – это самая лучшая из ночей абсолютно, и нет ни одной ночи, которая была бы лучше нее. Это – ночь предопределения. Было сказано, что она была названа ночью предопределения, потому что в эту ночь предопределяются судьбы, а также потому, что в ночь предопределения определяются все мудрые дела. В ночь предопределения предопределяются судьбы на год, каждый год, в ночь предопределения, Аллах, Свят Он и Велик, предопределяет то, что произойдет в этот год, то есть, в ночь предопределения предопределяется то, что произойдет в этот год. Каждый год, в ночь предопределения, записывается то, что произойдет во время него, поэтому она и была названа ночью предопределения.
Также было сказано, что ночь аль-Къадр была названа так по причине свой великой степени и своего великого почета у Всевышнего Аллаха, что, на самом деле, так и есть, потому что Аллах возвысил ее степень и положение. Наш Господь ниспослал относительно нее целую суру, сказав: «Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения. Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения? Ночь предопределения лучше тысячи месяцев». Итак, эта великая ночь лучше у Аллаха, чем тысяча месяцев.
Также было сказано, что ночь аль-Къадр была названа так, потому что во время нее земля становится тесной, так как слово «къадр» понимается тут как – становится тесным, то есть, земля становится тесной из-за многочисленности ангелов, которые спускаются на нее в эту ночь. В ночь предопределения ангелы спускаются на землю, пока не заполнят ее, поэтому шайтаны разбегаются в эту ночь, потому что они не могут оставаться на своих местах при виде того, как нисходят ангелы. Джибриль, мир ему, спускается на землю и с ним спускаются на нее все ангелы, заполняя собой землю и становясь свидетелями молитвы молящихся, стояния выстаивающих и поминания Аллаха поминающими, а затем они свидетельствуют об этом у Аллаха, Свят Он и Велик. Как об этом сказал Всевышний Аллах: «Ночь предопределения лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух (Джибриль) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари». В эту ночь ангелы нисходят на землю, заполняя ее собой, поэтому она была названа ночью аль-Къадр, потому что земля становится тесной из-за многочисленности на ней ангелов. Это – один из смыслов слова «аль-къадр», то есть, из его смыслов – стеснение.
Итак, эта ночь была названа так из-за своей великой степени, а также из-за нисхождения ангелов и из-за того, что во время нее предопределяются судьбы.
Когда именно бывает эта ночь? Относительно этого разногласят ученые, среди них есть те, кто считает, что она бывает в одно и то же время, не перемещается и не изменяется. Большое количество сподвижников склонились к тому, что она бывает ночью двадцать седьмого Рамадана. Об этом поклялся Убей ибн Ка’б (أبي بن كعب), а также об этом сказал Муауия, а также ибн ‘Аббас и Умар. Пришло от большого количества сподвижников, которые сказали, что она бывает ночью двадцать седьмого Рамадана, более того, Убей ибн Ка’б, да будет им доволен Всевышний Аллах, поклялся об этом. Эти слова Убейя приводятся в Сахихе Муслима, а также это пришло от Муауия, да будет доволен им Всевышний Аллах.
Некоторые обладатели знания склонились к тому, что эта ночь перемещается, поэтому она может быть в ночь двадцать седьмого Рамадана или в ночь двадцать первого, или же в одну из других ночей. Достоверно пришло от пророка ﷺ, что во время его жизни ночь предопределения совпала с двадцать первой ночью Рамадана, также пришло, что она совпала с двадцать третей ночью, а также с двадцать седьмой. Все это пришло от пророка ﷺ. Пришло в хадисе, который приводится в Сахихах аль-Бухари и Муслима со слов Абу Са’ида аль-Худри, что пророк ﷺ сказал: «Мне была показана ночь предопределения и я видел, как я совершаю земной поклон в воду и земляную жижу». Сказал Абу Са’ид: «И я видел пророка ﷺ, как он совершал утреннюю молитву, и на кончике его носа были следы земляной жижи», это значит, что в эту ночь шел дождь. Было сказано, что это была двадцать первая ночь Рамадана, а также было сказано, что это двадцать третья ночь, и вероятнее всего и более достоверно, что это была двадцать первая ночь Рамадана.
Также пришло в хадисе Абдуллы ибн Унейса (أنيس) от его отца, что пророк ﷺ приказал ему, чтобы он не выходил в двадцать третью ночь, и сообщил ему, что именно она является ночью предопределения, после чего Ибн Унейс, да будет доволен им Всевышний Аллах, давал фетву об этом. Му’ауия, да будет доволен им Всевышний Аллах, также склонялся к тому, что ночь предопределения – это двадцать седьмая ночь Рамадана, также было сказано, что ночь предопределения – это двадцать четвертая ночь Рамадана, о чем сказал Анас, да будет доволен им Всевышний Аллах.
То, что для нас важно тут – это то, что сподвижники разногласили относительно времени этой ночи, но более правильное мнение относительно этой ночи заключается в том, что она перемещается. Поэтому пришло в достоверных хадисах, в хадисах Абу Зарра, ‘Аиши, Анаса, Ибн Умара и во многих хадисах, в которых пророк ﷺ говорит: «Ищите ночь предопределения в последние десять ночей месяца Рамадан», то есть, он ﷺ приказал нам, чтобы мы искали ее в последние десять ночей месяца Рамадан. Это означает, что мы должны проявлять усердие в каждую из этих десяти ночей. Поэтому является упущением и лишением, когда человек проявляет усердие только в одну ночь, а затем проявляет небрежность в остальные ночи. По этой причине наш Господь, Свят Он и Велик, скрыл от нас точную дату этой ночи, чтобы рабы проявляли усердие и совершали дела, стремясь к тому, чтобы застать эту благословенную ночь в поклонении.
Пришло в Сахихе, что когда пророк ﷺ вышел к сподвижникам для того, чтобы сообщить им о ночи предопределения, некоторые из них начали спорить между собой, и тогда он ﷺ сказал: «Воистину, я вышел к вам, чтобы сообщить вам о ночи предопределения, но такой-то и такой-то начали спорить, и поэтому информация о ней была забрана у меня. Возможно это лучше для вас». Так оно и есть, потому что, если бы мы знали, что ночь предопределения – это какая-то определенная ночь, люди проявляли бы усердие в поклонении только в эту ночь, а затем в другие ночи допускали бы упущение. Поэтому мы можем видеть, что большая часть мусульман, а особенно в наше время, однозначно заявляют, что ночь предопределения – это двадцать седьмая ночь Рамадана. Ты можешь видеть их, как они проявляют великое усердие в поклонении в двадцать седьмую ночь Рамадана, заполняя собой мечети и оживляя эту ночь совершением молитвы. Затем, после того как эта ночь проходит, ты видишь людей предающимися забавам и развлечениям, и даже среди них есть такие, кто полностью оставляет совершение обязательной молитвы, а также они находятся в таком состоянии до наступления этой ночи.
Однако, если один из нас будет знать, что эта ночь перемещается и что она может быть в двадцать первую ночь Рамадана или в двадцать девятую, или в тридцатую, или в двадцать пятую, тогда он будет проявлять усердие в поклонении в течении всех этих ночей. Нет сомнения в том, что более предпочтительно, более правильно и достоверно, что эта ночь перемещается, а не является определенной неизменной ночью, и вероятнее всего, что эта ночь бывает в одну из нечетных ночей последних десяти ночей месяца Рамадан. Нечетные ночи – это двадцать первая, двадцать третья, двадцать пятая, двадцать седьмая и двадцать девятая ночи. Одна из этих ночей вероятнее всего может быть ночью предопределения. Также из тех ночей, когда может быть ночь предопределения – это последняя из ночей Рамадана. Это пришло у имама Ахмада, да помилует его Аллах, со слов Му’а́уия, да будет доволен им Всевышний Аллах.
Поэтому мусульманин не должен ограничивать свои дела только одной ночью или одним днем, но он должен всю жизнь трудиться ради Аллаха, Свят Он и Велик. Ты был сотворен только для того, чтобы поклоняться Аллаху, Свят Он и Велик, как об этом сказал Всевышний Аллах: «Я создал джинов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». Поэтому, когда сказал Зирр ибн Хубейш (زر بن حبيش): «Воистину, Убей клянется, что ночь предопределения – это двадцать седьмая ночь», Ибн Мас’уд, да будет доволен им Всевышний Аллах, сказал ему: «Тот, кто хочет застать ночь предопределения, пусть выстаивает в молитве весь год». Ибн Масуд сказал: «Тот, кто хочет застать ночь предопределения, пусть выстаивает в молитве весь год». Это – великое стремление от Ибн Мас’уда, да будет доволен им Всевышний Аллах, который хочет от тебя, чтобы ты выстаивал в молитве в течении целого года. Нет сомнения в том, что, если человек будет выстаивать ночную молитву на протяжении всего года, он также проведет в молитве и ночь предопределения, однозначно и бесспорно.
Также мы скажем, что тот, кто выстаивал в молитве последние десять ночей Рамадана, он также выстоял в молитве ночь предопределения и застал ее по мнению большинства ученых. Потому что есть некоторые обладатели знания, которые считают, что ночь предопределения бывает в одну из десяти ночей посередине Рамадана, однако, это мнение слабое и на него не обращают внимание, так как правильное мнение – что ночь предопределения бывает в одну из последних ночей Рамадана, и вероятнее всего, что она – одна из нечетных последних ночей Рамадана, а наиболее вероятная из всех нечетных ночей – двадцать седьмая ночь Рамадана.
Это – то, что связано с вопросом ночи предопределения.
Шейх Халид аль-Фулейдж; 19 Рамадана 1441 г., Эр-Рияд