Дональд Трамп и новый Ближний Восток...
Возвращение избранного президента Дональда Трампа в Белый дом в январе будет иметь серьезные последствия для будущего внешней политики Вашингтона на Ближнем Востоке. После 13 месяцев усиления и расширения конфликтов , есть много открытых вопросов о том, как следующая администрация США будет подходить к региону.
Трамп — непредсказуем, но есть много моментов, на которые стоит обратить внимание в его первом сроке — Авраамовы соглашения , вывод войск из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), «максимальное давление» на Тегеран, убийство лидера иранских сил «Кудс» Касема Сулеймани , признание суверенитета Израиля над сирийскими Голанскими высотами, перенос посольства США в Иерусалим , увеличение продаж оружия Саудовской Аравии, реакция на убийство Джамаля Хашогги и так далее.
Однако Трамп не сможет позволить себе роскошь продолжить с того места, на котором он остановился в январе 2021 года, учитывая, насколько сильно изменился Ближний Восток с периода 2017-2021 годов. Он столкнется с новыми реалиями в регионе после возвращения в Овальный кабинет 20 января 2025.
Байден продолжал курс Трампа
В то же время стоит отметить, что администрация Джо Байдена сохранила значительную преемственность во внешней политике США на Ближнем Востоке со времен первого срока Трампа.
Несмотря на то, что в мае 2018 года Байден раскритиковал Трампа за саботаж СВПД (Ядерного Соглашения с Ираном), назвав этот шаг «глубочайшей ошибкой» и «ненужным кризисом», он не предпринял необходимых шагов для восстановления этого многостороннего ядерного соглашения во время своего президентства.
Он не отменил решения Трампа о переносе посольства США в Иерусалим и признании суверенитета Израиля над Голанскими высотами. Байден также вложил огромное количество дипломатической энергии в попытки развить наследие Авраамских соглашений Трампа, пытаясь привлечь больше арабских государств в лагерь нормализации отношений с Израилем.
«Мы вряд ли увидим сдвиг по существу, скорее по стилю. Стоит отметить, что — хотя Байден и критиковал действия Трампа — он не изменил принципиально внешнюю политику США в отношении Ближнего Востока», — заявила в интервью The New Arab доктор Марина Калькулли, научный сотрудник Колумбийского университета .
«Байден во многом придерживался наследия Трампа по замене международного права указами США, и мы можем ожидать, что Трамп продолжит это делать, но уже более агрессивно и открыто», — добавила она.
Авраамовы соглашения и войны в секторе Газа и Ливане
Вторжение ХАМАС на юг Израиля 7 октября 2023 года и последовавшая за этим война Израиля в секторе Газа разрушили идею о том, что палестинский вопрос перестает иметь значение для арабских государств и обществ, и его можно просто похоронить под дипломатическими соглашениями с Израилем.
Таким образом, хотя Трамп может продолжить линию своей первой администрации, но нынешняя политическая и социальная динамика арабского мира значительно усложнит эту задачу.
Независимо от того, кто находится в Овальном кабинете, последние 13 месяцев израильского варварства в Газе и, совсем недавно, в Ливане сделали разговоры о нормализации более токсичными, чем когда-либо в арабском мире.
Для арабских государств политические риски, связанные с присоединением к Авраамским соглашениям, резко возросли. Опасения внутренней и региональной ответной реакции заставляют арабские режимы даже не желать касаться темы нормализации.
Однако команда Трампа (как и команда Байдена) может быть безразлична к этим факторам, которые арабские лидеры и политики не могут игнорировать, и продолжит попытки привлечь больше региональных государств в лагерь нормализации.
«Поскольку республиканцы захватили Сенат и Палату представителей, Трамп мог бы реализовать стимулы, которые администрация Байдена предложила Саудовской Аравии в обмен на нормализацию отношений с Израилем. Однако саудовцы, скорее всего, будут настаивать на необратимой приверженности решению о двух государствах в качестве условия полной нормализации», — объяснил Фериал Саид, бывший высокопоставленный американский дипломат, в интервью TNA .
«Это по-прежнему будет неприемлемо для израильтян, а отсутствие такого обязательства по-прежнему будет неприемлемо для арабской общественности».
Продолжающиеся войны в Газе и Ливане, вероятно, поглотят большую часть энергии внешней политики администрации Трампа на Ближнем Востоке на раннем этапе. Хотя Трамп, скорее всего, будет поддерживать Израиль, неясно, сохранится ли свобода действий, которую премьер-министр Биньямин Нетаньяху получил от Байдена, при Трампе.
В интервью TNA за девять дней до выборов доктор Стивен Райт, доцент кафедры международных отношений в Университете Хамада бин Халифа, сказал:
«Трамп, в частности, может позиционировать себя как посредника в сделках, рассматривая мирное урегулирование как определяющее достижение. Я считаю, что ключевой вопрос не только в том, кто победит, но и в том, как быстро следующая администрация сможет разработать эффективную региональную политику».
Военные базы США
С тех пор, как в октябре 2023 началась израильская война в секторе Газа, в регионе усилилось военное присутствие США, что позволило Израилю продолжать свои военные операции. Но, как отметил Саид, «Трамп давно критиковал расширенное развертывание войск США на Ближнем Востоке, и большая часть его базы, хотя и не вся, выступила бы против крупной военной эскалации, которая могла бы втянуть США в полномасштабную войну с Ираном».
Бывший высокопоставленный американский дипломат указал на победную речь Трампа , в которой он поднял вопрос о включении арабо-американских и мусульманско-американских избирателей в свою коалицию. «Хотя это не равносильно серьезному изменению политики, это изменение тональности, и за ним стоит понаблюдать», — сказала она TNA .
«Можно только надеяться, что Трамп будет верен своим публичным заявлениям во время предвыборной кампании о том, что он быстро примет меры для прекращения войны в Газе, что может означать лишь то, что Израилю придется прекратить бомбардировки и осаду населения Газы», — заявила Сара Лиа Уитсон, исполнительный директор организации «Демократия для арабского мира сейчас» (DAWN), в интервью TNA .
Другие эксперты не видят особых причин, если таковые вообще имеются, для оптимизма относительно возможного сдерживания Трампом израильской военной машины в секторе Газа и Ливане . Однако это не означает, что политика США сильно изменится по сравнению с последними 13 месяцами, в течение которых Белый дом не использовал рычаги влияния Вашингтона для оказания реального давления на Тель-Авив с целью изменить его поведение, а вместо этого лишь высказывал пустую риторику и мнения, не подкрепленные никакими конкретными действиями.
«Я ожидаю, что Трамп продолжит полностью поддерживать Израиль и Нетаньяху в его военных кампаниях в Газе и Ливане, с еще меньшим количеством «красных линий», чем у Байдена; он, похоже, предпочитает быстрое прекращение боевых действий, но это означает, что Израиль получит карт-бланш от США на любые военные действия для достижения этой цели», — сказал TNA Чарльз Данн, бывший американский дипломат, служивший в Каире и Иерусалиме .
«Меньше внимания будет уделяться удовлетворению гуманитарных потребностей палестинцев и, вероятно, вообще не будет уделяться восстановлению Газы и политическому горизонту, основанному на решении о двух государствах», — добавил он.
Доктор Надер Хашеми, директор Центра мусульманско-христианского взаимопонимания имени принца Аль-Валида бин Талала при Джорджтаунском университете, не ожидает существенных изменений в политике Вашингтона в отношении войн Израиля в Леванте после возвращения Трампа в Белый дом в начале 2025 года.
«Я думаю, что непосредственное влияние президентства Трампа на конфликты в Ливане и секторе Газа будет довольно сдержанным и ограниченным. Это потому, что обе политические партии имеют общее видение того, какой должна быть внешняя политика США в отношении этих конфликтов, а именно почти полную поддержку Израиля и всего, что он делает, и любой политики, которую он проводит», — сказал он TNA .
«Мы можем ожидать, что геноцид в Газе и этнические чистки на юге Ливана продолжатся, хотя Трамп, вероятно, призовет Израиль как можно скорее закрыть эти фронты, поскольку он вряд ли захочет предоставлять Израилю больше военной помощи, чем Байден», — сказал доктор Калькулли.
«Это может привести к еще более тяжелым и [более] агрессивным военным операциям, чем те, что мы наблюдаем сейчас. Что, скорее всего, изменится — определенно в худшую сторону — так это тип дипломатического и правового щита, который США предоставляют Израилю, хотя администрация Байдена уже установила очень низкую планку», — добавила она.
Иран
Ключевой вопрос заключается в том, будет ли Трамп открыт для дипломатии с Исламской Республикой или вместо этого выберет кампанию «максимального давления 2.0», которая не включает в себя диалог с руководством в Тегеране?
Будучи кандидатом, Трамп заявил о своей открытости к большой сделке с Ираном. Но будут ли готовы и те, кто служит его второй администрации, и власти в Тегеране, предпринять необходимые шаги для такой масштабной сделки — это отдельные вопросы.
Вероятнее всего, Белый дом Трампа будет сохранять публичную враждебность по отношению к Ирану, но в частном порядке будет готов вести переговоры о новой сделке с Тегераном, по сути гарантируя противоречивую и неэффективную политику в отношении Ирана на следующие четыре года.
Доктор Хашеми опасается, что риск войны между США и Ираном значительно возрастет после возвращения Трампа в Овальный кабинет, во многом из-за «крайне воинственных, произраильских, ликуднических советников по внешней политике», которые потенциально будут служить его администрации.
Влияние стран Персидского залива
Важным фактором, который следует учитывать, является то, в какой степени лидеры некоторых государств Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), в первую очередь Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) и Катара, смогут оказать влияние на Трампа во время его второго срока.
После начала первого срока Трампа в 2017 году Эр-Рияд и Абу-Даби лоббировали команду Трампа, чтобы поддержать блокаду Катара и подвергнуть Иран «максимальному давлению». Но сегодня динамика в Персидском заливе существенно отличается.
Если Трамп стремится усилить агрессию США в отношении Тегерана, сомнительно, что он получит поддержку от арабских монархий Персидского залива, которые заняли новую позицию в отношении Ирана с тех пор, как Трамп покинул Белый дом в январе 2021 года.
В интересах достижения экономического развития и диверсификации государства ССЗ сосредоточены на сохранении безопасности и стабильности в Персидском заливе прежде всего. На практике это подразумевает смягчение напряженности в семье ССЗ и сохранение текущей разрядки с Ираном посредством диалога и дипломатии.
Есть веские основания сделать вывод, что члены ССАГПЗ и их лоббисты в Вашингтоне попытаются убедить Трампа избегать действий в отношении Тегерана, которые могут сделать арабские государства Персидского залива более уязвимыми для потенциальной войны с участием Ирана.
Они также хотят, чтобы следующая администрация оказала давление на Израиль, чтобы он прекратил войны в секторе Газа и Ливане, которые являются основными факторами региональной нестабильности, угрожающими интересам близких союзников и партнеров США в Персидском заливе.
Интересной динамикой в Вашингтоне после возвращения Трампа в Белый дом через два с половиной месяца может стать столкновение между лоббистами Персидского залива и произраильскими лобби, при этом первые пытаются убедить Трампа деэскалировать конфликты на Ближнем Востоке, а вторые стремятся к кампании «максимального давления 2.0» против Ирана и «Оси сопротивления».
Если предположить, что Трамп снова будет руководить страной как транзакционный президент, руководствуясь не принципами, а желанием заключать выгодные сделки, то будет важно посмотреть, смогут ли лидеры арабских стран Персидского залива сделать что-либо, чтобы повлиять на Трампа таким образом, чтобы это привело к существенным изменениям во внешней политике Вашингтона в регионе.