Должен ли человек платить ежегодный закят с автомобилей, жилых помещений и прочего, которыми он лично владеет?

Должен ли человек платить ежегодный закят с автомобилей, жилых помещений и прочего, которыми он лично владеет?

Всё, чем владеет человек, кроме золота, серебра и денег (наличности), не облагается закятом, если только эти виды имущества не держатся для торговли (бизнеса), например, автомобили и недвижимость для аренды и прочее

Хвала Аллаху Господу Миров!

Во-первых, имущество человека ученые разделяют на два вида.

К первому виду относятся наличные: золото, серебро и то, что играют ту же роль, например, бумажные денежные знаки. Со всего этого выплачивается закят, если их сумма достигла нисаба по Шариату, и прошел один год.

Ко второму виду относятся аль-‘ард, к которому относятся все ценное, чем владеет человек, и что не относятся к наличным средствам: и движимое, и недвижимое имущество.

Ан-Науауи, да помилует его Аллах, сказал: «Аль-‘Ард (с фатхой над буквой «‘айн» и сукуном над буквой «ра»), как сказали языковеды, - это все виды имущества, кроме золота и серебра.

Что же касаетсяаль-‘арад (с фатхой над буквой «ра»), то это означает все мирские блага, в том числе золото, серебро и прочее»[1]. Смотри также аль-Азхари «Аз-Захиру фи гариби альфази-ш-Шафи‘и» (С. 108).

Всё то, чем владеет человек, из недвижимого имущества, мебели, одежды, книг и прочего – всё это называется ‘ард (мн. ‘уруд). Со всего этого закята нет, если только мусульманин не торгует этими вещами.

Собственность мусульманина, которую он держит для торговли, облагается закятом: и недвижимое имущество, и животные, и ковры, и электрические проборы, и запасные части для автомобиля, и книги, и пищевые продукты, и еда, и одежда, и ткани, и строительные материалы, и прочее… Подробнее о закяте с товаров уже говорилось в ответе на вопрос130487.

Что же касается собственности, которой владеет мусульманин для иной, кроме торговли, цели, например, если он владеет ею для пользования (одежда, мебель, автомобили, дом, в котором он проживает), или если он держит эту собственность для получения прибыли от нее, например, сдает в аренду недвижимость, или машину (такси), то с этих видов собственности нет закята, как гласит единодушное мнение ученых, несмотря на стоимость самой собственности.

На это указывает хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мусульманин не обязан выплачивать закят со своего коня и раба»[2].

Ибн аль-Муляккын сказал: «Это основной хадис о всех видах собственности, а именно о том, что с неё нетзакята»[3].

Ибн ‘Абд аль-Барр сказал: «Этот хадис указывает, что по фикху закята с лошади нет, как нет закята и с рабов. И ученые приравняли к этим двум категориям одежду, ковры, посуду, драгоценные камни, другие виды собственности, и дома и всё то, чем владеет человека, кроме золота и серебра, урожая (например, пшеницы – прим. пер.) и скотины. И это в том случае, как сказали ученые, если одежда, ковры и прочее не было куплено для торговли ими (последующей продажи)»[4].

Ан-Науауи, да помилует его Аллах, сказал: «Это основной хадис по теме, что собственность, которой человек пользуется, не облагается закятом… Таково мнение всех ученых-предшественников и ученых-современников»[5].

Ибн Хазм сказал: «Ученые единодушны /иттифак/, что нет закята с собственности, купленного для владения, а не для торговли: с драгоценных камней, яхонта (изумрудов, рубинов, сапфиров и пр.), с ковров, покрывал, одежды, медной посуды, железной, или посуды из свинца… и т.д.»[6].

А Аллаху ведомо лучше.

Сайт «Ислам: вопрос и ответ».

_________________________________________

[1]Ан-Науауи. Тахриру альфази-т-таних. С. 114.

[2]Аль-Бухари. Ас-Сахих, хадис № 1463; Муслим. Ас-Сахих, хадис № 982.

[3]Ибн аль-Муляккын. Ат-Таудых ли-шархи-ль-джами‘и-с-сахих. Т. 10. С. 448.

[4]Ибн ‘Абд аль-Барр. Ат-Тамхид. Т. 17. С. 125.

[5]Ан-Науауи. Шарху-ль-Муслим. Т. 7. С. 55.

[6]Ибн Хазм. Аль-Мухалля би-ль-асар. Т. 4. С. 13.

islamqa