Добровольный намаз - нафиль...

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
«Одно из преимуществ добровольных намазов заключается в том, что когда человек приходит на намаз, будучи ещё погружённым в мирские дела, его сердце остаётся привязанным к земному. Но если он выполнит добровольный намаз перед обязательным, то приступит к фард-намазу уже с умом, свободным от мирских забот. Поэтому человек должен стараться достичь сути намаза — смиренного сосредоточения и устремлённости к Аллаху Всевышнему». Шейх ‘Абдуль-Карим аль-Худейр, из комментариев к книге ‘Умдату ль-Ахкам.
Безусловно, давайте разберем это наставление более подробно и широко, исследуя его глубинный смысл и практическую значимость. Основная идея наставления:
Суть этого наставления заключается в том, что добровольные (нафиля) намазы играют роль своеобразной "подготовки" или "разогрева" перед обязательными (фард) намазами. Они помогают верующему очистить свое сердце и разум от мирских забот, настроиться на духовную волну и подойти к обязательному намазу с должным смирением и сосредоточением.
"Человек приходит на намаз, будучи ещё погружённым в мирские дела, его сердце остаётся привязанным к земному": Это очень распространенная ситуация. Мы живем в мире, полном отвлекающих факторов: работа, учеба, семья, социальные сети, личные проблемы и т.д. и т.п... Наше сознание постоянно занято этими заботами, и когда приходит время обязательного намаза, мы часто приступаем к нему с "тяжелым сердцем", отвлеченным мыслями о мирском. Мы физически присутствуем на намазе, но ум и сердце могут быть далеко от него.
"Если он выполнит добровольный намаз перед обязательным, то приступит к фард-намазу уже с умом, свободным от мирских забот": Вот здесь и раскрывается мудрость добровольных намазов. Они предоставляют нам возможность совершить своего рода "переключение" с мирского на духовное. Когда мы усердствуем в нафиля намазе, мы сознательно отвлекаемся от мирских дел. Намерение совершить добровольный намаз само по себе является актом сознательного отказа от мирской суеты.
Настраиваем свое сердце на поклонение. Чтение Корана, смиренные движения, размышление о величии Аллаха – всё это помогает нашему сердцу постепенно освобождаться от мирских привязанностей и настраиваться на поклонение.
Укрепляем нашу связь с Аллахом. Добровольные намазы – это возможность добровольно приблизиться к Аллаху, укрепить нашу связь с Ним, почувствовать Его присутствие.
"Поэтому человек должен стараться достичь сути намаза — смиренного сосредоточения и устремлённости к Аллаху Всевышнему": Это и есть конечная цель. Намаз – это не просто формальный набор движений и слов. Это, прежде всего, способ общения с Аллахом, средство достижения смирения (хушу), сосредоточения и истинного поклонения. Нафиля намазы помогают нам постепенно достичь этого состояния.
Добровольные намазы подготавливают наше сердце и разум к поклонению. Ислам – это путь постепенного восхождения к Аллаху. Нафиля намазы – это своего рода ступеньки на этом пути, которые помогают нам шаг за шагом приближаться к совершенству в поклонении.
Смирение (хушу) – это состояние глубокого осознания величия Аллаха и собственной слабости перед Ним. Это состояние достигается не мгновенно, а постепенно, путем постоянного усердия в поклонении, в том числе и в нафиля намазах.
Нафиль не только перед фардом. Хотя в наставлении акцент делается на нафиля намазах перед обязательными, их можно и желательно совершать и в другое время. Это помогает поддерживать постоянную связь с Аллахом и сохранять духовную чистоту. Важно помнить, что ключом к принятию всех наших поклонений, включая нафиля намазы, является искренность. Совершая намаз, мы должны стремиться только к довольству Аллаха, а не к похвале людей.
Если вам сложно сразу делать много нафиля намазов, начните с малого – например, с двух ракаатов. По мере того, как вы будете ощущать пользу от нафиля намазов, постепенно увеличивайте их количество. Не торопитесь во время нафиля намазов. Старайтесь читать аяты и дуа с пониманием и осознанием их смысла.
Во время намаза размышляйте о величии Аллаха, о Его милости, о своих грехах. Старайтесь быть постоянными в совершении нафиля намазов, даже если не всегда чувствуете вдохновение.
Добровольные намазы – это не просто дополнительные поклонения, а мощный инструмент для духовного роста и очищения. Они помогают нам подготовиться к обязательным молитвам, достичь смирения и устремиться к Аллаху Всевышнему. Понимание этого наставления и применение его на практике может значительно улучшить качество нашего намаза и укрепить нашу связь с Создателем.