Десять уловок сатаны, которыми он вводит в заблуждение человека

Десять уловок сатаны, которыми он вводит в заблуждение человека

Хвала Аллаху Господу миров!

Передаётся от Вахба бин Манбаха (да смилуется над ним Аллах), что однажды сатана встретился с пророком Яхьей бин Закария (мир им). Яхья (мир ему) спросил его: «На какие категории вы делите людей?» Сатана ответил: «Есть одна категория людей, которые непогрешимы подобно тебе, и мы не в состоянии что-то с ними сделать. Люди из второй категории находятся в наших в руках, подобно мячу в руках у детей, и мы даже не тратим на них время. Есть также третья категория, которая самая трудная для нас. Мы прилагаем много усилий, чтобы сбить кого-то из них с истинного пути и достигаем цели, но затем он прибегает к покаянию, прося Всевышнего о прощении, тем самым рушит весь наш труд. Мы не оставляем своих усилий, но, тем не менее, не достигаем желаемой цели».

Один из мудрецов сказал: «Я размышлял над уловками шайтана, к которым он прибегает, чтобы сбить людей с истинного пути, и обнаружил, что сатана настигает раба Божьего через десять дверей.

1. Через алчность и злость

Чтобы противостоять этому, следует довольствоваться решением Господа и полностью полагаться на Него. Доводом служат слова Всевышнего: «Пусть они также знают, что могущество, милость и знание Аллаха безграничны и охватывают всё сущее, что нет ни одной твари на земле, которую Аллах по Своей милости не наделил бы тем, сколько хватит ей на пропитание. И знает Он место её проживания, пока она живёт, а после смерти знает место её погребения. Всё это у Него записано в Книге Ясной». (смысл 6 аята суры «Худ», тафсир «аль-Мунтахаб»).

2. Через надежды на долгую жизнь в бренном мире

Лекарство от этой болезни служит страх перед внезапной кончиной. Ведь человек не знает, когда его постигнет смерть. Господь в Своей Книге говорит: «Ни одна душа – добрая или злая – не знает, что она завтра приобретёт из добра или зла, и не знает, что с ней случится – беда или счастье. Ни одна душа не знает, в какой земле она умрёт. Поистине, Аллах – Знающий, ведающий о всякой вещи и сокровенном. Но никто не знает Его тайное». (смысл 34 аята суры «Лукман», тафсир «аль-Мунтахаб»).

3. Через стремления к наслаждениям, а также через приукрашивание мирских благ

Излечению от этого недуга способствует оставление этих благ, и понимание, что за всё мирское придётся держать горький отчёт. Доказательством служат следующие аяты Корана: «Сейчас они пренебрегают наказанием, которое постигнет их в будущей жизни. Пусть они, несмотря на твоё наставление и увещевание, устремляются только к одному: чревоугодию и наслаждению благами и прелестями этой жизни. Пусть обманчивая надежда отвлекает их. Нет сомнения в том, что они убедятся в истинности Нашего обещания о наказании, увидев своими глазами ужасы наказания в День воскресения». (смысл 3 аята «аль-Хиджр», тафсир «аль-Мунтахаб»).

«Подумал ли ты (о Мухаммад!), что было бы с ними, если бы Мы даровали им долгую жизнь и мирские блага». (смысл 205 аята суры «аш-Шуара», тафсир «аль-Мунтахаб»).

4. Через восхищение самим собой

Лекарством от этого порока служит признательность, благодарность Всевышнему за все дарованные блага, и боязнь уйти из этого мира в грехах и неверии. Доводом этому служит следующие слова Господа: «Когда наступит День воскресения, и люди увидят его ужасы, никто из них не сможет говорить без разрешения Аллаха. В этот День люди разделятся на две части: неверные, которые будут несчастными из-за мучительного наказания, и верующие, которые будут счастливыми благодаря благополучию в будущей жизни». (смысл 105 аята суры «Худ», тафсир «аль-Мунтахаб»).

Ведь человек не знает, к какой категории он относится.

5. Через проявление неуважения к окружающим

Лекарством от данного порока будет познание прав людей и соблюдение этих прав. Создатель в Коране говорит: «Сила и величие принадлежат Аллаху, Его посланнику и верующим, а не тем, кто угрожает верующим, но лицемеры этого не знают». (смысл 8 аята суры «аль-Мунафикун», тафсир «аль-Мунтахаб»).

6. Через зависть

Исцелением от него служит осознание того факта, что Аллах справедливо распределяет блага между Своими рабами. Доказательством тому аят Корана: «Ведь Мы взяли на Себя устройство их жизни, поскольку они бессильны это сделать». (смысл 32 аята суры «аз-Зухруф», тафсир «аль-Мунтахаб»).

7. Через совершение деяний напоказ, а также через похвалу людей

Противостоять этому следует искренностью в деяниях, и осознанием того факта, что все творения Божьи, ради которых ты совершаешь всё благое, не в состоянии отблагодарить тебя чем-либо на том свете. Доводом служит следующий аят: «Тот, кто надеется предстать перед Аллахом и получить Его награду, пусть искренне вершит благодеяния и не поклоняется никому другому наряду с Аллахом!» (смысл 110 аята суры «аль-Кахф», тафсир «аль-Мунтахаб»).

8. Через жадность

Излечить этот порок помогут размышления о том, что всё, чем обладают творения Господа, исчезнет, а то, что находится у Всевышнего – оно вечно. Ведь Творец говорит в Своей Книге: «Блаженство земной жизни, о люди, преходящее, как бы долго оно не продолжалось, но блаженство дальней жизни у Аллаха – оно вечное и никогда не иссякнет!» (смысл 96 аята суры «ан-Нахл», тафсир «аль-Мунтахаб»).

9. Через высокомерие

Противостоять этому следует через снисходительность. О чём свидетельствует следующий аят: «О люди! Мы сотворили вас равными от одного мужчины и одной женщины – Адама и Хаввы – и, размножив вас, сделали многими народами и разными племенами, чтобы вы знали друг друга и сотрудничали друг с другом. Поистине, перед Аллахом самый достойный и почтенный из вас на этом и на том свете – наиболее богобоязненный. Поистине, Аллах объемлет всё сущее Своим знанием. Он Сведущ и от Него ничто не скроется». (смысл 13 аята суры «аль-Худжурат», тафсир «аль-Мунтахаб»).

10. Через дверь желаний (стремление обладать мирскими благами)

Чтобы противостоять данной уловке шайтана, необходимо перестать возлагать надежды на людей, а надеяться лишь на вознаграждения от Всевышнего. Господь в Коране говорит: «Тому, кто страшится Господа, исполняя то, что Он приказал, и отказываясь от того, что Он запретил, Бог даст добрый выход из любого трудного положения, и наделит его уделом, откуда он и не ожидает». (смысл 2-3 аятов суры «ат-Талак», тафсир «аль-Мунтахаб»).

Да убережёт нас Всевышний Аллах от всяких уловок сатаны и ведёт по правильному пути! Амин.