День Арафа

День Арафа

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними, а затем…

День ‘Арафа 9-ое Зуль-Хиджжа имеет следующие особенности:

1) Это день, в котором стала полноценной Религия и завершилась Милость. В обоих сахихах сообщается со слов ‘Умара б. аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, о том, как некий иудей сказал ему: О повелитель правоверных! Вы читаете в своей книге один айат. Если бы он был ниспослан нам, иудеям, то мы бы сделали праздником тот день, о котором в нём говорится. ‘Умар спросил: И что же это за айат? Иудей ответил: “Сегодня Я довел до полноценности для вас вашу Религию, исполнил обещанную вам Милость Свою, и одобрил для вас Ислам, как Религию" (5:3). ‘Умар сказал: Мы знаем что это за день. Мы даже знаем то место, где был ниспослан Пророку, мир ему и благословение Аллаха, этот айат. Он тогда стоял у ‘Арафата в пятницу!

2) Этот день является праздником для тех, кто его застанет. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «День ‘Арафа, День Закалывания и следующие за ним три дня ат-ташрик являются нашими праздниками, о люди Ислама! Это дни еды и питья». Этот хадис приводят составители сунанов. Сообщается, что ‘Умар б. аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: Сегодня я довёл до полноценности… снизошел в пятницу, в День ‘Арафа, и оба эти дня, хвала Аллаху, являются для нас праздником!

3) Это день, которым поклялся Аллах. Великий, клянётся только великими вещами. И одной из таких великих вещей является засвидетельствованный день (йаум аль-машхуд), как сказал Всевышний: Клянусь свидетельствующим (шахид) и засвидетельствованным (машхуд)! (85:3). Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: обещанный день (йаум аль-мав’уд) – это День Воскресения; засвидетельствованный день – это День ‘Арафа; свидетельствующий – это пятница! Хадис приводит ат-Тирмизи, а аль-Альбани счел его хорошим. Это также нечетный (аль-витр) день, которым клянётся Аллах: Клянусь четным (шаф’у) и нечетным (витр)! (89:3). Ибн ‘Аббас сказал: Четный – это День Жертвоприношения (йаум аль-адха), а нечетный – это День ‘Арафа. Также высказались ‘Икрима и ад-Дахак.

4) Пост в этот день служит искуплением для двух лет. От Абу Катады, да будет доволен им Аллах, сообщается, что относительно поста в День ‘Арафа, Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: Он служит искуплением прегрешений прошедшего года и будущего года! — передаёт Муслим. Однако, это желательно только для того, кто не совершает хаджж. Что же касается совершающего хадж, то для него не является сунной соблюдать пост в День ‘Арафа, ибо Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отказывался от поста в этот день. Сообщается, что будучи у горы ‘Арафат, в День ‘Арафа, он удерживал людей от поста.

5) Это день, в котором Аллах взял завет для потомков Адама. Со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Поистине, Аллах взял завет, с поясницы Адама в День Ни’ман (т.е. ‘Арафа) и извлёк из его поясницы всех до единого его потомков. Он рассеял их пред собой подобно пыли, затем обратился к ним со словами: Разве не Я ваш Господь? Они сказал: О да, мы засвидетельствовали! И получено это свидетельство, чтобы не говорили они в День Воскресения: Поистине, мы были относительно этого единобожия в неведении. Или же: Поистине, были многобожниками отцы наши, что были до нас. Мы же были потомками после них и следовали за ними. Погубишь ли Ты нас за то, что совершили приверженцы лжи из наших отцов? (7:172-173)». Этот хадис приводит Ахмад, а аль-Альбани подтверждает его достоверность. Нет величественней дня и нет величественней завета!

6) Это день прощения грехов, освобождения от огня и хваления людей. В сахихе Муслима приводится со слов ‘Аишы, да будет доволен ею Аллах, о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: Нет такого дня, в котором Аллах освобождает от огня рабов больше, чем в День ‘Арафа. И поистине, Он приближается, затем хвалится ими перед ангелами, говоря: “Что они хотят?” От Ибн ‘Умара передано, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: Поистине, в ночь ‘Арафа, перед англами Всевышний Аллах хвалится людьми, которые прибыли на ‘Арафат, и говорит: “Взгляните на моих рабов! Они пришли потрёпанные и покрытые пылью. Этот хадис приводит Ахмад, а аль-Альбани отнёс его к достоверным.

Когда наступит день ат-тарвия, соответствующий 8-ому числу месяца Зуль-Хиджа, паломник входит в состояние ихрама и провозглашает тальбию для совершения хаджа. Он делает все то же самое, что делал в микате при вхождении в состояние ихрама для совершения умры: полное омовение, умащение благовониями, облачение в изар и риду и произнесение тальбии. Он не прекращает произносить тальбию, пока не бросит камешки в большой столб джамрат аль-акаба. Паломник входит в состояние ихрама в том месте, где он остановился для проживания. Люди, проживающие в Мекке, входят в состояние ихрама в ней.

Затем он отправляется в Мину и совершает в ней полуденный намаз (зухр). Он ночует в Мине и совершает в ней остальные пять намазов, сокращая их, но не совмещая.

После восхода солнца в День Арафата паломник направляется к Арафату, произнося тальбию и такбир. Так поступали сподвижники пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, когда он находился среди них во время прощального хаджа: он, да пребудет над мир и благословение Аллаха, не порицал ни того, кто произносил слова тальбии, ни того, кто произносил такбир.

Затем он останавливается в Намире – местечке поблизости от Арафата, не относящемся к территории Арафата – и остается там до полудня.

Как только солнце начнет клониться к закату, паломник отправляется к (вади) Урана и там останавливается. Это место находится перед Арафатом. В нем имам обращается к людям с соответствующей проповедью (хутба).

Затем имам совершает вместе с людьми полуденный (зухр) и предвечерний намазы (‘аср), сокращая и совмещая их во время, отведенное для полуденного намаза. Для обоих этих намазов возвещается один азан и два икамата. Между двумя этими намазами не совершаются никакие другие намазы. Тот, кому не удастся совершить эти два намаза с имамом, точно так же совершает их один либо вместе с подобными ему людьми, которые находятся рядом.

Затем паломник направляется на Арафат и останавливается около больших камней, рассеянных у подножия горы. Если же ему не удастся это сделать, то вся (долина) Арафат является местом стояния. Он стоит, обратившись лицом к кибле, воздев вверх руки, взывая с мольбами к Аллаху и произнося тальбию. Он часто произносит тахлиль «Ля иляха илляЛлах», «Нет никого, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха».

Поистине, эти слова являются наилучшей мольбой в День Арафата, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Лучшая (мольба), которую произносил я и пророки (до меня) вечером в День Арафата, является следующей: Ля иляха илляЛлаху вахдаху ля шарика ляху! Ляхуль мульку ва ляхуль хамду ва хува ‘аля кулли шай’ин кадиир! «Нет божества, кроме Аллаха, Одного, у Которого нет сотоварища! Ему принадлежит власть и надлежит Хвала, и Он властен над всем сущим!».

Согласно Сунне находящийся на Арафате не должен поститься в этот день. Таким образом, он не перестает поминать Аллаха, произносить тальбию и обращаться с теми мольбами, которые пожелает, надеясь, что Всевышний Аллах включит его в число тех, кто будет освобожден от адского огня, и кем будет хвалиться Аллах перед ангелами, о чем говорится в следующих хадисах: «Нет другого такого дня, когда Аллах освобождал бы от адского огня больше Своих рабов, чем в День Арафа. Поистине, Он приближается (к ним), а затем хвалится ими пред ангелами, говоря: “Что хотят эти (люди)?”». “Посмотрите на Моих рабов, которые пришли ко Мне с растрепанными волосами и покрытые пылью!”». Паломник продолжает все это совершать вплоть до заката солнца.

После заката солнца паломник перемещается из Арафата в Муздалифу, соблюдая тишину и спокойствие. Он не теснит людей ни собственноручно, ни своим верховым животным, ни своей машиной. Если он найдет свободное место, то начинает двигаться быстрее. Добравшись до Муздалифы, он возглашает азан, затем икамат и совершает закатный намаз магриб в три рак’ата, после чего возглашает икамат и совершает ночной намаз (‘иша) в сокращенной форме. Тем самым он совмещает закатный и ночной намазы. Не следует совершать никаких (дополнительных) молитв ни между двумя этими намазами, ни после ночного намаза (‘иша).

Затем он ложится спать до рассвета. Как только появятся первые проблески зари, он совершает рассветный намаз (фаджр) в самое раннее время, отведенное для этой молитвы, возгласив азан и икамат. Всем паломникам следует совершать рассветный намаз в Муздалифе, за исключением слабых людей и женщин, которым дозволено покидать Муздалифу по прошествии половины ночи из-за боязни столпотворения.

Затем он приходит к аль-Маш’ар аль-Харам (гора, расположенная в Муздалифе), поднимается на нее и обращается лицом к кибле. Он восхваляет Аллаха (тахмид), возвеличивает Его (такбир), произносит слова: “Ля иляха илля"Ллах” (тахлиль), провозглашает свидетельство единобожия и взывает с мольбами к Аллаху. Он продолжает это делать, пока не станет совсем светло. Вся Муздалифа является местом стояния. Где бы ни стоял паломник в Муздалифе, это разрешено.

Затем до восхода солнца он направляется к Мине, соблюдая спокойствие и произнося тальбию. Достигнув долины Мухассир, он, если есть возможность, начинает двигаться быстрее. Мухассир является частью Мины. После этого он избирает среднюю дорогу, которая выведет его к большому столбу (аль-джамрат аль-кубра).

Когда паломник закончит бросание камешков в столб, ему становится дозволенным все, кроме интимных отношений, даже если он не совершил жертвоприношение и не побрил голову. Он облачается в свою обычную одежду и умащается благовониями. Однако паломник должен совершить основной обход Каабы (таваф аль"ифада) в тот же день 10 числа месяца Зуль-Хиджа, если он желает продолжать оставаться не в состоянии ихрама.

Пусть Аллах Та'аля примет Хадж наших братьев и сестёр! Пусть их ду'а будут услышаны и приняты Всевышнем!