Дела в ночь и день праздника разговения
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
Саудийский комитет шариатских наблюдений объявил, что праздник будет завтра 21 апреля! Луну увидели в Тумейре, КСА.
Упомянем тут некоторые из дел праздничного дня, дабы извлек пользу каждый, кто ищет довольство Аллаха в обоих мирах:
• Украшение на праздник. Как на это указывают Сунна пророка ﷺ и обычаи наших праведных предшественников.
• Большое омовение (гусль) в день праздника, перед выходом. Как это передает Нафи' от ибн Умара, что ибн Умар имел обычай брать гусль в день праздника, перед выходом на праздничную молитву. (Муватта Малика, 384).
• Запрет на держание поста в праздничные дни. Как это пришло в хадисе Абу Саида аль-Худри, от пророка ﷺ, что нет поста в два дня (праздника): в день аль-Фитр и в день аль-Адха. (Бухари, 1197).
• Принятие пищи перед праздничной молитвой в день аль-Фитр (ураза байрам) и откладывание приема (пищи) до времени после праздничной молитвы аль-Адха ( курбан байрам). Как это пришло от Абдуллы бин Бурейды, от его отца, что пророк ﷺ не выходил из дома в день аль-Фитр, не употребив (небольшое количество) пищи, и не ел в день аль-Адха, не совершив праздничной молитвы. (сунан Тирмизи).
• Совершение праздничной молитвы в открытом месте. Как это пришло в достоверном хадисе, приводимом в обоих сахихах от Абу Саида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, а так же хадисе ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими.
• Выход на праздничную молитву детей и женщин (хиджаб которых будет соответствовать требованиям шариата, без украшений и благовоний, отдельно от мужчин). Как это пришло в достоверном хадисе Умм Атыйи, приводимом в обоих сахихах.
• Выдвижение в на 'ид молитву пешком. Как это пришло в хадисе ибн Умара и Али, да будет доволен ими Аллах/ (В сунане ибн Маджи и Тирмизи)/
• Возвращение с праздничной молитвы не по дороге, которой пошел на нее. Как это пришло от пророка ﷺ в Сахихе Бухари, со слов Джабира, да будет доволен им Аллах.
• Такбир в праздничные дни. Как приказал это Всевышний Аллах в своей Книге (в суре аль-Бакара, в185, 203 айятах) и как это пришло в достоверных хадисах. В день аль-Фитр время такбира начинается с времени магриба (вечерней молитвы) первого дня месяца Шавааль, до выхода имама на праздничную молитву. В день аль-Адха время такбира начинается с утра дня Арафа, до конца дней аль-Мина (т.е. с 9 по 13 Зуль Хиджа). Большинство (джумхур) ученных на том, что такбир в праздничные дни- утвержденная сунна (сунна муаккада) дня мужчин и женщин.
• Поздравление мусульман с праздником. Как это дозволило большинство ученных (пришло от имама Ахмада и др.)
Из запретных дел в праздник:
⁃ Проведение праздничных ночей в делах не угодных Аллаху.
⁃ Чтение в праздничные дни и ночи выдуманных, нововведенческих обрядов, поминаний и зикров.
⁃ Выделение праздничных дней для посещения кладбищ.
⁃ Чрезмерность в употреблении пищи и обжорство.
⁃ Смешивание мужчин и женщин под предлогом праздника и его празднования и т.д. и т.п...
Салят уль 'идейн
Праздничный намаз (салятуль 'ид) – одно из знамён Ислама и один из видов желательных намазов, который предписан к совершению первого числа месяца Шавваль после окончания месяца поста и десятого числа месяца Зуль Хиджа в период совершения хаджа.
В хадисе, переданном Ибн Аббасом (да будет доволен ими Аллах), говорится:
شَهِدْتُ صَلَاةَ الْفِطْرِ مَعَ نَبِيِّ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَأَبِي بَكْرٍ، وَعُمَرَ، وَعُثْمَانَ، فَكُلُّهُمْ يُصَلِّيهَا قَبْلَ الْخُطْبَةِ، ثُمَّ يَخْطُبُ
«Я встретил [праздничный] намаз дня разговения вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение), Абу Бакром, Умаром и Усманом (да будет доволен ими Аллах), и каждый из них совершил его до хутбы, после чего была прочтена хутба». (Муслим)/
Учёные едины во мнении о законности праздничного намаза, но среди них есть разногласия относительно шариатского постановления о нём:
1. Имам Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах) посчитал праздничный намаз индивидуальной обязанностью, подобно пятничному намазу;
2. Имам Малик и имам аш-Шафии, а также имам Абу Ханифа (в одном из преданий, которые передаются от него) (да будет доволен ими Аллах) посчитали его желательным намазом;
3. Имам Ахмад (да будет доволен им Аллах) посчитал праздничный намаз коллективной обязанностью.
Согласно шафиитскому мазхабу, желательность совершения праздничного намаза достигает степени «муаккад» – настоятельной сунны.
Имам Абдуллах бин Абдуррахман аль-Хадрами (850 – 918 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Аль-Мукаддимат уль-Хадрамийа»:
ووقتها بعد طلوع الشمس إلى الزوال، ويسن تأخيرها إلى الارتفاع
«Время совершения праздничного намаза наступает с восходом солнца и завершается в момент зенита».
Время праздничного намаза наступает с началом восхода солнца и продолжается до зенита, то есть до наступления времени обеденного намаза. Однако желательно отложить начало его совершения до того как солнце поднимется над горизонтом на высоту копья (около 20 минут после восхода солнца); совершение праздничного намаза до наступления этого времени нежелательно (карахат танзих).
Праздничный намаз желательно совершать коллективно на улице, но можно и в мечети.
Существуют желательные действия, которые предписано совершать до праздничного намаза, к ним относится:
Совершение полного омовения
От Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) передаётся следующее:
كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يغتسل يوم الفطر ويوم الأضحى
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал полное омовение в [праздничные] дни аль-Фитр и аль-Адха». (Ибн Маджа).
От Нафиа передаются слова об Абдуллахе бин Умаре (да будет доволен ими Аллах):
أنه كَانَ يَغْتَسِلُ يَوْمَ الْفِطْرِ قَبْلَ أَنْ يَغْدُوَ إِلَى الْمُصَلَّ
«Он совершал полное омовение в день 'ид аль-Фитр и в день 'ид аль-Адха , прежде чем отправиться на намаз». («Аль-Муватта»; имам Малик).
Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Аль-Манхадж уль-Къавым»:
“و” يسن “الغسل” لكل من العيدين للاتباع
«Желательно, следуя сунне, совершить полное омовение перед обоими праздничными намазами».
Время совершения праздничного купания наступает с середины ночи, а лучшее время для этого – после утреннего намаза, так как это более соответствует цели.
Облачение в красивую одежду и умащение благовониями
Желательно каждому, даже человеку, не совершающему праздничный намаз, облачиться в лучшую из имеющийся у него одежды и умаститься благовониями. Также желательно постричь волосы и ногти, кроме того, кто желает совершить жертвоприношение, и паломника в хадже.
Шейх уль-Ислам Ибн Хаджар аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Аль-Манхадж уль-Къавым»:
“و” يسن “التطيب والتزين
«Желательно умаститься благовониями и красиво нарядиться [в праздничный день]». Лучший цвет одежды – белый. В хадисе сказано:
البسوا من ثيابكم البياض ; فإنها من خير ثيابكم
«Надевайте белые вещи из ваших одежд, ибо они являются наилучшими из одежд». (Ат-Тирмизи).
Раннее отправление в мечеть для совершения праздничного намаза
Желающему совершить праздничный намаз коллективно в мечети желательно пораньше отправиться туда для получения вознаграждения за пребывание рядом с имамом и ожидание начала намаза.
Шейх уль-Ислам Ибн Хаджар аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Аль-Манхадж уль-Къавым»:
و” يسن لقاصد صلاة العيد “البكور
«Намеревающемуся совершить праздничный намаз желательно отправиться пораньше [в место его совершения]».
Отправление на намаз пешком
В хадисе от Али (да будет доволен им Аллах) передаётся:
من السنة ان ان يخرج الى العيد ماشيا
«Пеший поход на праздничный намаз является сунной». (Ат-Тирмизи).
Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Аль-Манхадж уль-Къавым»:
“و” يسن “المشي” إلى المصلى إن قدر عليه “ذهابًا”
«Желательно отправиться к месту совершения намаза пешком, если на то есть возможность».
Если человеку тяжело идти пешком из-за слабости или дальней дороги к мечети, то можно отправиться на праздничный намаз верхом или в транспорте. Что касается возвращения после праздничного намаза, то лучше возвратиться домой другой дорогой. Желательно, чтобы дорога, по которой человек отправляется на праздничный намаз, была длиннее дороги, по которой он будет возвращаться.
От Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся следующее:
كَانَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِذَا كَانَ يَوْمُ عِيدٍ خَالَفَ الطَّرِيقَ
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в праздничный день ходил разными путями». (Аль-Бухари).
Принятие пищи и питья
В праздничный день Ид аль-Фитр желательно до совершения праздничного намаза поесть или попить, а в праздничный день Ид аль-Адха желательно, напротив, воздержаться от этого.
Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Аль-Манхадж уль-Къавым»:
“و” يسن “الأكل” والشرب “فيه” أي الفطر “قبلها” أي قبل الصلاة والإمساك في عيد النحر للاتباع
«Следуя сунне, желательно поесть и попить в праздничный день Ид аль-Фитр до совершения праздничного намаза и отказаться от этого в праздничный день Ид аль-Адха».
В хадисе от Баридата (да будет доволен им Аллах) передаётся следующее
كان رسول الله صلى الله عليه وسلم لا يخرج يوم الفطر حتى يطعم، و لا يطعم يوم النحر حتى يصلى
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не выходил в день Фитра, не поев, и не ел в день Адха, не совершив намаз». (Ат-Тирмизи).
В праздничный день Ид аль-Фитр лучше всего съесть нечётное число фиников.
В хадисе от Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся следующее:
كان رسول الله صلى الله عليه وسلم لا يغدو يوم الفطر حتى يأكل تمرات
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не выходил в день Фитра, не поев фиников». (Аль-Бухари). В другой версии хадиса добавляется:
ويأكلهن وترًا
«И он непременно ел нечётное их количество». (Аль-Бухари).
Когда нужно начинать и завершать такбиры в праздничные дни?
Предписание произносить такбиры в праздник разговения вытекает из коранического аята: «…и возвеличили Аллаха за то, что Он повёл вас верным путём» (сура 2 «Корова», аят 185), а в праздник жертвоприношения — из слов Всевышнего: «…чтобы они присутствовали при том, что приносит им пользу, и поминали имя Аллаха в известные дни» (сура 22 «Паломничество», аят 28) и «Поминайте Аллаха в считанные дни…» (сура 2 «Корова», аят 203).
Как сообщил толмач Корана ‘Абдаллах ибн ‘Аббас, известные дни — это первые десять дней месяца зуль-хиджжа, а считанные дни — это три дни ташрика, которые следуют за праздником жертвоприношения. ‘Икрима сказал, что поминание Аллаха в известные дни — это возвеличивание Аллаха словами «Аллаху акбар! Аллаху акбар» после обязательных молитв в течение дней ташрика [Тафсир Ибн Касир. Т. 1. С. 417].
Из первого аята следует, что возвеличивание Аллаха в эти дни — это проявление благодарности Всевышнему за то, что Он вывел нас на прямой путь и помогает следовать им, одаряя нас благами и облегчая нам выполнение религиозных обязанностей. Конкретное указание на возвеличивание Аллаха по завершении поста дает основание полагать, что в праздник разговения такбиры важнее, чем в праздник жертвоприношения, и это мнение закреплено в позднем шафиитском и ханбалитском мазхабах [ан-Навави. Рауда ат-талибин. Т. 2. С. 80; Ибн Кудама. Мугни. Т. 2. С. 273].
В раннем мазхабе имама аш-Шафи‘и такбиры в праздник жертвоприношения важнее, и это мнение поддержал Таки-ад-Дин Ибн Таймийя. Объединить их можно следующим образом: «Такбиры в ночь перед праздником разговения важнее в том смысле, что произносить их приказал Аллах [в Коране], а такбиры в праздник жертвоприношения важнее в том смысле, что их произносят после обязательных молитв и что между улемами нет разногласий на этот счёт» [Аль-Мардави. Инсаф. Т. 2. С. 436].
Притом что законоведы четырёх мазхабов сошлись на желательности произнесения такбиров в праздничные дни и после обязательных молитв в дни ташрика, между ними были большие разногласия по поводу того, когда именно и в какой форме следует делать это. Обязательными такбиры в праздничные дни считали захиритские законоведы, например, имам Давуд ибн ‘Али [Ибн Кудама. Мугни. Т. 2. С. 273]. Как пишет Ибн Рушд в «Бидая аль-муджтахид» (1/232), причина этих разногласий в том, что в сообщениях по этому поводу нет конкретных устных повелений и описываются действия сподвижников, которые поступали по-разному.
Ханафитские законоведы считают желательным произнесение такбиров вслух по дороге на праздничный намаз в день жертвоприношения, а по прибытии в место моления такбиры следует прекратить. Абу Юсуф и Мухаммад аш-Шайбани разрешали произносить такбиры вслух (по дороге на праздничную молитву) и в праздник разговения, а Абу Ханифа считал, что в этот день такбиры нужно произносить про себя. Он исходил из того, что хадис о произнесении такбиров по дороге на молитву связан с днём жертвоприношения, а поскольку в основе своей слова поминания произносятся про себя, это предписание не распространяется на день разговения [Аль-Касани. Бадаи‘ ас-санаи‘. Т. 1. С. 279-280].
Что касается такбиров после обязательных молитв, то они начинаются после рассветной молитвы в день ‘Арафы и завершаются после послеполуденной молитвы в последний день ташрика. Это мнение имамов Абу Юсуфа и Мухаммада, а Абу Ханифа считал, что завершать их нужно после послеполуденной молитвы в праздничный день. Причём первые двое считали, что произносить эти такбиры следует каждому совершившему обязательную молитву, а Абу Ханифа полагал, что они распространяются только на совершивших коллективную молитву, не будучи путниками [Аль-Маргинани. Хидая. Т. 1. С. 86].
Маликиты в большинстве своём разрешают произносить такбиры по дороге на праздничную молитву, но только после восхода солнца. Причем делать это желательно вслух, но не громко, а так, чтобы это слышал сам человек и находящиеся рядом с ним. Если же он отправился на праздничную молитву затемно, то не должен произносить такбиры, пока не взойдёт солнце. И лишь некоторые, в том числе египетский имам Ашхаб ибн ‘Абд-аль-‘Азиз, не связывали предписание произносить такбиры с восходом солнца [Мавахиб аль-джалиль. Т. 2. С. 195]. Такбиры после обязательных молитв в мазхабе имама Малика начинаются с полуденной молитвы в день праздника и продолжаются до рассветной молитвы в последний день ташрика [Ан-Нафрави. Аль-Фаваких ад-Давани. Т. 1. С. 273].
По мнению шафиитских законоведов, с момента захода солнца в ночь перед обоими праздниками желательно произносить такбиры громко и в домах, и в мечетях, и на рынках, и в дороге, и продолжаются такие такбиры до начала праздничной молитвы, или до появления имама в мечети, или до завершения праздничной молитвы (на этот счёт есть разногласия в мазхабе). Это относится и к тем, кто находится в месте постоянного проживания, и к путникам, и только паломники в Мекке не произносят такбиры ночью перед праздником, потому что им полагается произносить тальбию.
Что касается такбиров после обязательных молитв, то большинство шафиитов разрешают произносить их только в связи с праздником жертвоприношения, и лишь некоторые считают желательными такбиры после трёх молитв (закатной, вечерней и рассветной) в ночь на праздник разговения. Паломники начинают эти такбиры после полуденной молитвы в день праздника, а все остальные — после рассветной молитвы в день ‘Арафы (это самое сильное мнение, подтверждаемое асаром), или после закатной молитвы в ночь перед праздником,или так же, как паломники (на этот счёт тоже есть разногласия в мазхабе). А завершаются эти такбиры после послеполуденной молитвы в заключительный день ташрика [Рауда ат-талибин. Т. 2. С. 79-80].
Ханбалитские законоведы считают желательным произнесение такбиров в ночь перед обоими праздниками. Согласно наиболее распространенному мнению в мазхабе, в день разговения также желательно вслух произносить такбиры по дороге на праздничный намаз и до завершения праздничной проповеди. Что касается такбиров после трёх обязательных молитв (закатной, вечерней и рассветной) перед праздником разговения, то многие ханбилиты не считают это желательным, и лишь некоторые, в том числе Ибн аль-Джаузи, считали, что произносить такбир после обязательных молитв даже лучше, чем в другое время.
Также желательно произносить такбиры вслух в любое время в течение первых десяти дней и ночей зуль-хиджжи — согласно самому распространенному мнению в мазхабе, но некоторые продлевают этот срок до последнего из дней ташрика. А что касается такбиров после обязательных молитв, то, опять-таки согласно самому распространенному мнению, они желательны для тех, кто помолился в группе. Начинаются эти такбиры после рассветной молитвы в день ‘Арафы (паломники в Мекке начинают произносить их после полуденной молитвы в праздничный день) и продолжаются до послеполуденной молитвы в последний из дней ташрика. Причём женщины тоже произносят их, но в отличие от мужчин делают это про себя [Аль-Мардави. Инсаф. Т. 2. С. 434-438].
Как уже было отмечено, данные разногласия между мазхабами возникли по причине отсутствия конкретных разъяснений Пророка, мир ему и благословение Аллаха, на этот счёт. Кораническое повеление возвеличивать и поминать Аллаха в праздничные дни носит общий характер, а уточняющие его предания в лучшем случае восходят к сподвижникам либо вовсе слабые.
Например, имам аз-Зайля‘и вслед за Ибн аль-Каттаном называет слабым хадис Салима ибн ‘Абдаллаха ибн ‘Умара о том, что в день разговения Пророк, мир ему и благословение Аллаха, начал возвеличивать Аллаха, когда вышел из дома, и продолжал делать это, пока не дошёл до места моления [Насб ар-рая. Т. 2. С. 210]. Нельзя опираться и на известные слова, приписываемые Ибн ‘Аббасу: «Увидев новолуние в шаввале, мусульмане должны возвеличивать Аллаха, пока не завершат свой праздник» [Тафсир ат-Табари. Т. 3. С. 222]. Передатчиком этого асара был ‘Абд-ар-Рахман ибн Зайд ибн Аслям, которого многие имамы считали слабым. Как пишет имам аш-Шаукани в «Найль аль-аутар» (3/375), самое достоверное сообщение о такбирах в дни ташрика — это слова ‘Али ибн Абу Талиба и ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда о том, что такбиры начинаются на рассветной молитве в день ‘Арафы и завершаются в конце последнего дня ташрика. Вот почему мнения четырёх мазхабов в данном вопросе опираются на иджтихад, и придерживающийся любого из них не заслуживает порицания. А Аллах знает лучше.
Такбиры произносятся в следующей форме:
اللهُ أكبرُ اللهُ أكبرُ اللهُ أكبرُ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَاللَّهُ أَكْبَرُ اللهُ أكبر ولله الحمد
«Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илля Ллаху ва Ллаху Акбар, Аллаху Акбар ва ли Лляхиль хамд».
Сколько такбиров в праздничной молитве?
Между законоведами нет разногласий по поводу наличия в праздничной молитве дополнительных такбиров. Но высказываются разные мнения о том, сколько их должно быть и когда их следует произносить.
По мнению ханафитов, следует произносить три дополнительных такбира в первом ракате до чтения Корана и три дополнительных такбира во втором ракате после чтения Корана. В пользу этого мнения можно привести следующие три довода.
1. Са‘ид ибн аль-‘Ас спросил Абу Мусу аль-Аш‘ари и Хузайфу ибн аль-Ямана о том, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, произносил такбиры в праздничных молитвах, и Абу Муса сказал: «Он произносил такбиры четырежды, подобно такбирам в заупокойном намазе». Хузайфа сказал: «Он прав». Потом Абу Муса добавил: «Я так же произносил такбиры в Басре, когда был там главой» (Абу Давуд 1153). В данном случае под четырьмя такбирами подразумеваются четыре такбира в первом ракате вместе с начальным такбиром и четыре такбира во втором ракате вместе с такбиром для поясного поклона.
2. ‘Абдаллах ибн Мас‘уд, совершая праздничную молитву, произносил девять такбиров. В первом ракате он произносил четыре такбира до чтения Корана, а затем произносил такбир, совершая поясной поклон, а во втором ракате произносил четыре такбира после чтения Корана и совершал поясной поклон (‘Абд-ар-Раззак 5687). Четыре такбира в первом ракате включают в себя начальный такбир, а четыре такбира во втором ракате — такбир для поясного поклона.
3. ‘Абдаллах ибн аль-Харис рассказывал: «Ибн ‘Аббас совершил с нами праздничную молитву, произнеся девять такбиров: пять в первом ракате и четыре в последнем, — не прерывая при этом чтение Корана» (Ибн Абу Шайба 2/5/2, ат-Тахави 2/401). Под пятью такбирами в первом ракате подразумеваются начальный такбир, три дополнительных такбира и такбир при совершении поясного поклона, а под четырьмя такбирами во втором ракате — три дополнительных такбира и такбир для поясного поклона. Под непрерывным чтением Корана подразумевается то, что он не произносил дополнительных такбиров между чтением Корана в первом и втором ракатах, то есть в первом он произносил их до чтения Корана, а во втором — после него.
По мнению шафиитов, следует произносить семь дополнительных такбиров до чтения Корана в первом ракате и пять дополнительных такбиров до чтения Корана во втором ракате. Они опираются на следующие доводы:
1. ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В молитве на праздник разговения такбир произносится семикратно в первом ракате и пятикратно — во втором, а Коран читается после такбиров в обоих ракатах» (Абу Давуд 1151, Ибн Маджа 1278).
2. ‘Аиша рассказывала, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершая молитву на праздники разговения и жертвоприношения, произносил в первом ракате семь такбиров, а во втором — пять такбиров без такбира для поясного поклона (Абу Давуд 1149, 1150, Ибн Маджа 1280).
3. Нафи‘, вольноотпущенник Ибн ‘Умара, рассказывал: «Я совершал праздничную молитву в дни разговения и жертвоприношения вместе с Абу Хурайрой, и он произносил в первом ракате семь такбиров до чтения Корана, а во втором — пять такбиров до чтения Корана» (Абу Давуд 1151, ат-Тирмизи 536, Ибн Маджа 1297).
4. ‘Аммар ибн Абу ‘Аммар рассказывал, что Ибн ‘Аббас произносил в праздничной молитве двенадцать такбиров: семь в первом ракате и пять — во втором (Ибн Абу Шайба 2/6/1, аль-Байхаки 3/289).
По мнению маликитов и ханбалитов, следует произносить шесть дополнительных такбиров до чтения Корана в первом ракате и пять дополнительных такбиров до чтения Корана во втором ракате. Они опираются на те же доводы, что и приверженцы второго мнения, но считают, что в данных сообщениях под семью такбирами в первом ракате подразумеваются начальный такбир и шесть такбиров после него. Своё истолкование они подкрепляют рассказом о том, что Ибн ‘Аббас, совершая праздничную молитву, произнес в первом ракате семь такбиров вместе с начальным такбиром, а в последнем ракате — шесть такбиров вместе с такбиром, который произносится при вставании на второй ракат. И в обоих ракатах он произносил такбиры до чтения Корана (Ибн Абу Шайба 2/5/1).
Поскольку каждое из вышеприведенных мнений опирается на хадисы и практику сподвижников Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, каждый из данных способов считается дозволенным. Это также подтверждается практикой ‘Абдаллаха ибн ‘Аббаса, от которого приводятся различные варианты совершения праздничной молитвы. Он также сказал: «Желающий может произнести такбир семь, девять, одиннадцать или тринадцать раз» (ат-Тахави 2/401).
Имам Ахмад сказал: «Сподвижники Пророка, мир ему и благословение Аллаха, разошлись во мнениях относительно такбиров [в праздничном намазе], и все эти варианты являются разрешёнными» [Рауд мурби‘ 1/162].
Имам Ибн ‘Абд-аль-Барр сказал: «Я считаю, что разногласия в данном вопросе подобны разногласиям по поводу азана. Всё это дозволено, и нет никаких проблем ни в одном из этих вариантов, ибо все они переняты от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, подобно тому как от него было перенято однократное, двукратное и трехкратное мытье органов тела при омовении, чтение различных частей Корана в молитве, разное количество ракатов в ночной молитве» [Истизкар 2/397].
Таким образом, имам может следовать любому из перечисленных мнений, и лучше, если он чередует их в разное время, чтобы наилучшим образом следовать Сунне. Что же касается мусульман, молящихся за имамом, то они обязаны следовать его примеру и не противоречить ему в этом. А Аллах знает лучше.
Праздничный намаз состоит из двух ракаатов, согласно единогласному мнению учёных
Между семью такбирами первого ракаата и пятью такбирами второго ракаата желательно сказать:
سُبْحَانَ اللهِ، وَالحَمْدُ لِلهِ، وَلَا إِلهَ إِلَّا اللهُ، وَاللهُ أَكْبَرُ
«Субхана Ллахи валь хамду ли Лляхи ва ля иляха илля Ллаху ва Ллаху акбар» (Пречист Аллах, хвала Аллаху, нет Бога кроме Аллаха, Аллах Велик).
Если по забывчивости не прочесть эти такбиры и начать произносить «тааввуз» (а’узу би Лляхи мина ш-шайтани р-раджим), чтобы начать читать суру Аль-Фатиха, то к их совершению не возвращаются и это не портит праздничный намаз.
Праздничная молитва совершается за имамом
‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: Молитва Разговения состоит из двух рака’атов и молитва Жертвоприношения состоит из двух рака’атов. И это полноценное, а не сокращенное количество этих молитв, о чем сказано языком вашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И солгавший потерпит неудачу” (приводит ан-Насаи под № 1420, Ибн Хузейма; аль-Албани в Сахих ан-Насаи сказал, что хадис достоверен).
Абу Са‘ид сказал: В день Разговения и в день Жертвоприношения посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда выходил к месту молитвы, и первое, с чего он начинал, была молитва (приводит аль-Бухари под № 956).
В первом рака‘ате праздничной молитвы произносится такбирутуль-ихрам (слова Аллах велик! в начале молитвы), после чего произносятся еще шесть или семь такбиров. Как приводится от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах: В молитве Разговения и Жертвоприношения в первом рака‘ате семь такбиров, а во втором – пять, не считая двух такбиров перед поясным поклоном (приводит Абу Дауд; аль-Албани в Иръуа аль-галиль сказал, что это достоверный хадис).
После этого имам читает суру аль-Фатиха, а после суру Каф. При вставании на второй рака‘ат имам произносит такбир, а выпрямившись полностью, произносит пять такбиров, читает суру аль-Фатиха, и после неё суру аль-Камар. Эти две суры Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал в праздничных молитвах, а иногда он читал в первом рака‘ате суру аль-А‘ля, а во втором - суру аль-Гашийа, как об этом упоминается в хадисах.
Имаму необходимо оживлять это сунну и читать эти суры, чтобы мусульмане знали и не отрицали эту сунну при её совершении.
После праздничной молитвы имам произносит проповедь (хутбу). В своей проповеди ему необходимо обратиться с наставлениями и к женщинам: повелевать им то, что они обязаны выполнять, и возвестить о запрещенности того, от чего они должны отдаляться. Так поступал посланник Аллаха, мир ему и благословение.
Для более подробной информации см. книгу ш. Мухаммада ибн ‘Усеймина, да помилует его Аллах, Фатауа аркан аль-ислам (с. 398), а также Фатауа аль-ляджна ад-даима (т. 8, с. 300 - 316).
Намаз до проповеди
В праздничный день молитва совершается до проповеди. Джабир ибн ‘Абдуллах сказал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в День Разговения вышел и совершил молитву до проповеди (приводит аль-Бухари под № 958 и Муслим под № 885).
Следующий хадис также указывает, что проповедь произносится до молитвы. Абу Са‘ид, да будет доволен им Аллах, сказал: В День Разговения и Жертвоприношения посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выходил на место совершения молитвы, и первое, с чего он начинал, была молитва. По её завершении он становился перед сидевшими рядами людьми для того, чтобы увещевать их и давать им свои наставления и веления. Если же после этого он хотел послать куда-нибудь военный отряд, то делал это, и если хотел приказать сделать что-то, то приказывал, а затем уходил.
Абу Са‘ид сказал: Люди продолжали придерживаться этого, пока (однажды) в день Жертвоприношения или Разговения я не отправился на молитву вместе с Марваном, являвшимся в то время правителем Медины. Когда мы пришли к месту молитвы, оказалось, что там стоит минбар, установленный Кaсиром бин ас-Сальтом, и Марван захотел взобраться на него до молитвы. Я потянул его за одежду, но он высвободил её (у меня из рук), поднялся на минбар и произнёс проповедь до молитвы. Я сказал ему: „Клянусь Аллахом, вы ведь изменили (сунну)!“ В ответ мне он сказал: „О Абу Са‘ид, то, что ты знаешь, уже ушло в прошлое!“ Тогда я сказал: „Клянусь Аллахом, то, что я знаю, лучше того, что мне неизвестно!“ Марван сказал: “Люди не стали бы сидеть после молитвы, чтобы послушать нашу проповедь, и поэтому я произнёс её перед молитвой” (приводится у аль-Бухари под № 956).