О те, которые уверовали! Если вы поможете Аллаху, то и Он поможет вам и утвердит ваши стопы. (47-7)
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
Находясь в пути-сафаре по различным городам и весям России я нередко встречаю настоящих энтузиастов, которые самоотверженно трудятся на пути Господа своего и призывают свой народ к Истине с мудростью и добрым увещеванием. Я считаю их настоящими героями и прикладывающими усилия ради довольства Всевышнего Аллаха.
Периодически, меня самого посещают мысли оставить религиозное поприще и заняться тем, что может приносить доход для содержания семьи, но вместе с этим я сейчас не испытываю прямо крайней нужды как бывало раньше. А сколько хороших, образованных мусульманских активистов трудятся в российской глубинке, при этом находясь за чертой бедности. Чтобы содержать семью кто-то держит скот, кто-то ездит на вахту. Один хазрат более 10 лет таксует на автомобиле, другой торгует на рынке. У многих нет элементарных условий жизни. Но они не бросают своё основное предназначение, а изо дня в день достойно выполняют свою миссию.
Со одной стороны, я очень горд за то, что среди нас есть такие львы, благодаря которым наша Умма подаёт надежды на лучшее будущее, но с другой стороны, мне горько осознавать тот факт, что лучшие сыны Ислама вынуждены работать в таких плачевных условиях и то, что они оставлены без поддержки со стороны своей общины, которая погрязла во всяких бесполезных и праздных делах, некоторые зажиточные мусульмане, часто совершают хадж и ещё чаще умру. Хотя вынесена фетва исламских учёных, не совершать дополнительно хадж и умру, чтобы не обогащать Саудию которая тратит деньги на развлечения и занимается исрафом.
Особенно становится грустно, когда на нашем фоне я вижу как мощно оказывают поддержку друг другу иные общины. Мы бьём себя в грудь, что мы "лучшая община", но мы не можем предложить лучшую жизнь даже своим самым достойным представителям - имамам, проповедникам и учителям, не говоря уже про самих себя. Тем более у нас и в помине нет дельного концепта для остального общества. Ну что мы можем предложить другим, если мы не можем организоваться сами? Зато как упиваемся своим "величественным положением".
Моё предложение: скооперируйтесь джамаатом, найдите достойного имама или преподавателя и системно помогайте ему финансово, чтобы он ещё больше времени уделял своему предназначению. Конечно в мечетях больше прихожан, чем основной джамаат, и эти случайные прихожане как ветер носятся, то в одну, то в другую мечеть. Они даже и не думают о нуждах мечети, о ремонте, о содержании общины. Удобно сегодня прийти в одну мечеть приходят, а завтра уже находятся в другой.
В одной из мечетей ко мне подошли пару братьев и спросили моего совета. Вопрос прозвучал так: «Как нам быть?», а ситуация заключалась в следующем - с их слов, имам мечети, он же преподаватель Ислама, сообщил прихожанам, что намерен оставить свою религиозную деятельность и пойти трудится на обычную работу, поскольку не в состоянии прокормить себя и свою семью. Кто-то из мусульман ответил, что мол, ты же работаешь ради Аллаха, вот и терпи. Я уточнил у спрашивающих мусульман: «А вы довольны деятельностью хазрата?», на что получил утвердительный ответ «абсолютно довольны».
Обычная ситуация для российской Уммы, с которой я сталкиваюсь постоянно в разных регионах России – не умение, не желание, не понимание важности самоорганизации мусульман, хотя бы в пределах своего джамаата. В нас укоренилось потребительское отношение к религии. Мы хотим получать живительные эмоции и усладу для души, при этом ничего для этого не вкладывая от себя. Кто-то другой должен всё сделать, организовать: работу мечетей, медресе, исламского банкинга, халяль питания, содержание сайта, правозащитные центры. Ну а мы будем всем этим пользоваться и вдобавок, если нам что-то не понравилось, комментировать и критиковать организаторов. При этом, продолжать зарабатывать себе на красивую жизнь, собираться по вечерам в кафешках и кальянных, делать очередной ремонт в своей квартире, копить на новый автомобиль и путешествовать с семьёй по куроротам.
А вы хазраты, имамы, общественные деятели трудитесь ради Аллаха, ведь нам надо, чтобы наши соседи стали мусульманами; нам нужны исламские школы, садики, досуговые центры, телерадиоканалы, исламские сайты; чтобы государство больше заботилось о мусульманах и ещё много чего нужно.
А как выживать имаму, кормить свою семью, не говоря уже о том, чтобы купить себе нормальное транспортное средство и свозить семью куда-нибудь – это не наше дело. Терпите, как сахабы. Однако, я не разу почему-то не встречал мусульманина, который бы зарабатывал деньги и все их отдавал на благотворительность, ради Аллаха, а сам бы питался, чем Бог послал. Видимо, «быть как сахабы», мы хотим применить только на других, а сами просто хотим вкушать результаты их подвижничества и альтруизма?
О мусульмане, так дело не пойдёт, пока мы не возьмём на себя всю ответственность и не поймём, что задача минимум для нас сегодня – это научиться содержать свою мечеть и имама, и что никакие арабы, никакие меценаты, никакое ДУМ за нас это не сделает и не обязано делать, мы так далеко не уедем. Мы можем долго бороздить просторы вселенной и причитать, что вокруг нас собрались силы зла, и что во всём кто-то виноват, но на самом деле, истинная причина – это мы сами.
Аллах не поменяет положение людей, пока они сами не начнут его менять. А начать нужно с содержания тех, от кого зависит наше будущее. Того, кто воспитывает нас и наших детей. И чем меньше он будет тратить времени на поиск пропитания, тем больше он будет тратить времени на нас, наши семьи и на просветительскую деятельность, в общем. И если мы сможем платить достойным имамам достойную оплату, то возникнет конкуренция, а соответственно улучшиться качество имамов. И в медресе будут поступать не по остаточному принципу – никуда не смог, пойду хотя бы в медресе, а в исламские учебные заведения будут стремиться амбициозные и активные молодые люди, которые хотят преобразить мир вокруг нас к лучшему, иншаАллах.
Быть имамом - это не значит, работать на зарплату. Работа имама - это призвание на всю жизнь. Это его ответственность перед народом. Это обязательство перед Аллахом!
Если имам зарабатывает, то пусть делится. Если ему не хватает, то из его джамаата должны помочь ему финансово. Если у имама есть материальная проблема, это недоработка джамаата. В хадисе джамаат сравнили с телом. Надо найти, где каждый прихожанин мечети мог быть полезным.
Если имам уходит в бизнес, это не значит, что он должен оставить мечеть. Если мы возьмем историю известного состоятельного богослова Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах), то он своим студентам сам платил, что они у него учатся.
Такую систему всегда выстраивать тяжело, особенно сейчас в смутное время. Мы можем обвинять прихожан, имамов, а на самом деле, мы не знаем, насколько сейчас людям тяжело в финансовом плане. Люди стали больше экономить, возможности зарабатывать стало меньше...
Пусть Аллах поможет мусульманам и Даст правильное мышление!