Что значит для Африки падение Каддафи?

Что значит для Африки падение Каддафи?
Во многих африканских обществах все больше заметен внутренний раскол. Африканцам нужно задуматься. По мере роста интереса ведущих мировых держав к Африке, вторжения на континент, вероятно, участятся.

«Кампала хранит молчание в ответ на гибель Каддафи», - вот как одна из газет оппозиции охарактеризовала настроение, царящее в столице Уганды на следующее утро. Неважно празднуют ли они или скорбят, безошибочно можно сказать одно: для африканских стран падение Каддафи стало травмой.

Каддафи отличался от всех как длительностью своего правления, так и стилем. Но нельзя сказать, что он был исключением. Чем дольше они оставались при власти, тем больше африканские лидеры пытались персонализировать эту власть. Их успех подрывал институционный фундамент государства.

Карибский мыслитель С.Л.Р.Джеймс (C L R James) однажды отметил контраст между африканскими политическими деятелями Ньерере и Нкрумой, анализируя, почему первый сам ушел в отставку, а второй окончил свои дни в изгнании: «Доктор Джулиус Ньерере теоретически и практически заложил основы африканского государства, чего не удалось сделать Нкруме».

Африканские политики идут по пути Нкрумы, в крайнем случае – Каддафи, но не Ньерере. Общества, которые они возглавляют, отличаются ростом внутренних противоречий. В этом они также скорее напоминают Ливию при Каддафи, чем Египет при Мубараке или Тунис при Бен-Али.

Если падение Мубарака или Бен-Али обратило наше внимание на внутренние социальные силы, то падение Каддафи представило нам новое уравнение, которое раскрывает связь между внутренней оппозицией и внешними силами. Даже если те, кто торжествует, сосредоточены на первом, а тех, кто скорбит, волнует второе, никто не может отрицать, что перемены в Триполи являются результатом совместного влияния интервенции извне и восстания изнутри.

Новые вторжения

Предпосылки для вторжения в Африку извне усиливаются, а не уменьшаются. С каждым днем растет борьба за континент между ведущими мировыми державами и новыми претендентами на это звание.

Резко усиливается влияние Китая: в Судане и Зимбабве, в Эфиопии, Кении и Нигерии – его роль отражается, в первую очередь, на экономике и происходит в двух направлениях: строительства инфраструктуры и добычи сырья.

Со своей стороны индийское государство с готовностью поддерживает индийские мега-корпорации, ему еще предстоит разработать последовательную стратегию в этом отношении. Но интересы Индии тоже лежат в области экономики.

Этим и Индия, и Китай резко отличаются от западных держав, таких как США и Франция. Западное вмешательство определяется, прежде всего, военными интересами. Неприкрытые попытки Франции найти возможности для военного вторжения сначала в Тунис, затем в Кот-д’Ивуар, затем в Ливию, уже давно стали поводом для полемики. Африканский Рог тоже приобретает все большую значимость как «узаконенная» платформа для американского вмешательства на африканский континент.

Это фон, на котором африканские лидеры и их оппозиция должны сегодня сделать свой выбор. В отличие от времен «холодной войны», африканские политические деятели уже не так поспешно делают выбор в пользу той или иной стороны в этом споре за Африку. По примеру президента Уганды Мусевени, они пытаются извлечь выгоду от многих партнеров, приветствуя экономическое вмешательство китайцев и индусов, но при этом ищут стратегического военного присутствия Америки, которая ведет свою «войну с терроризмом» на африканском континенте.

В отличие от них, африканская оппозиция и финансовой и военной поддержки ждет от Запада. Не секрет, что в связи с последствиями падения Каддафи почти в каждой африканской стране оппозиция надеется на перспективу западного вмешательства.

Те, кто интересуются историей, возможно, вспоминают сейчас о десятилетии после Берлинской конференции 1884 года, когда европейские державы занимались дележом африканского континента. Не исключено, что наша нынешняя ситуация позволяет сделать более реалистичную оценку того, какой выбор могли сделать и сделали предшествовавшие поколения. Могло ли так случиться, что те, кто потом приветствовал вмешательство извне, делали это, потому что считали, что это единственный способ избавиться от внутреннего угнетения?

В последние десять лет западные державы создали политическую и правовую инфраструктуру для вмешательства в независимые страны. Ключевое место в этой инфраструктуре заняли два органа: это Совет безопасности ООН и Международный уголовный суд. Оба действуют избирательно и в интересах политики. До такой степени, что пренебрегают работой ради соблюдения законности.

Совет безопасности определяет, какие страны виновны в совершении «преступлений против человечества», и выносит решение об интервенции на основании «ответственности по защите» гражданского населения. Третьим сторонам, другим государствам, вооруженным до зубов, развязывают руки для осуществления интервенции без какой-либо ответственности перед кем-либо, в том числе Советом безопасности. Международный уголовный суд, по пятам следуя за Советом безопасности, преследует лидеров соответствующих государств, проводя уголовное расследование и выдвигая обвинения.

И африканцы участвуют в этом, пусть даже не всегда осознанно. Иногда это похоже на отставание на несколько ходов в шахматной партии. Африканский генеральный секретарь вынес на рассмотрение предложение, которое получило название R2P («ответственность по защите»). Без голосов Нигерии и ЮАР резолюция, санкционирующая вмешательство в Ливию, в Совете безопасности не прошла бы.

Впереди мрачные времена. Во многих африканских обществах все больше заметен внутренний раскол. Африканцам нужно задуматься над падением Каддафи, а до него – президента Кот-д’Ивуара Лорана Гбагбо. Возвещают ли эти события о наступлении эры интервенций, которых будут ждать в странах как возможности изменить политическое руководство?

Следует ясно понимать одно: те, кто хочет не допустить внешнее вмешательство, должны сосредоточить внимание и энергию на внутренних реформах.

Махмуд Мамдани (Mahmood Mamdani)

Источник: «Аль-Джазира»