Что же надо делать мусульманам в такие времена, о которых сказано в хадисе о фитне?

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
‘Усман ибн Абиль-‘Ас رحمه الله сказал: «Если бы не пятничный намаз и придерживание джамаата, то я построил бы дом на самом высоком месте своего жилища и не выходил бы оттуда до самой могилы». Ахмад в «аз-Зухд» 813.
Имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, посвятил целую главу в своей книге «ас-Сахих» этой теме, назвав её «Книга о смуте (фитна)». Он начал эту главу, приведя слова Всевышнего Аллаха:
وَاتَّقُوا فِتْنَةً لَّا تُصِيبَنَّ الَّذِينَ ظَلَمُوا مِنكُمْ خَاصَّةً وَاعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ
«Бойтесь искушения (фитны), которое поразит не только тех из вас, кто был несправедлив. И знайте, что Аллах суров в наказании». Сура «аль-Анфаль», аят 25.
Далее имам аль-Бухари сказал: «Глава о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, предостерегал от смуты (фитны)».
Когда приходит смута (фитна), она причиняет вред не только тем, кто был несправедлив. Смута (фитна) поражает всех. Поэтому мы должны остерегаться смуты до того, как она придёт. Мы должны максимально отдалиться от того, что может привести к смуте. Признаком приближения Часа является многочисленность смут. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Ускорится время, будет мало деяний, будет брошена в сердца людей скупость и появятся смуты». аль- Бухари 6037 и Муслим 157.
Передано в хадисе от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), что он сказал:
إنَّ السعيدَ لَمَنْ جُنِّبَ الفِتَنَ «Поистине, счастливый человек — это тот, кто отдалён от смут (фитн)». Хадис передал Абу Дауд (4263), аль-Албани назвал его достоверным.
Что делать человеку, если всё-таки происходит фитна?
Здесь нужно искать решения в Коране и в Сунне. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предупредил и сказал:
سَتَكُونُ فِتَنٌ القاعِدُ فيها خَيْرٌ مِنَ القائِمِ، والقائِمُ فيها خَيْرٌ مِنَ الماشِي، والماشِي فيها خَيْرٌ مِنَ السَّاعِي، ومَن يُشْرِفْ لها تَسْتَشْرِفْهُ، ومَن وجَدَ مَلْجَأً أوْ مَعاذًا فَلْيَعُذْ بهِ
«Будут смуты (фитны), [так вот], сидящий при этом лучше, чем стоящий, стоящий лучше, чем идущий, идущий лучше, чем бегущий. А кто устремится к ним [этим смутам], того они поглотят [уничтожат и погубят]. А кто найдёт прибежище и укрытие, пусть там укроется». Хадис передали аль-Бухари (3601) и Муслим (2886).
То есть не надо лезть в эти фитны. Не надо участвовать в них. Чем меньше ты будешь участвовать в этой фитне, тем лучше. Поэтому и говорит он (да благословит его Аллах и приветствует), что сидящий лучше стоящего в данном случае, стоящий лучше идущего, идущий лучше бегущего.
Посмотрите, сколько хадисов передано от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), где он нас с вами предостерегает от того, чтобы погружаться в пучину фитны и смуты, чтобы не влазить в фитну и не стремиться к фитне, иначе гибель, вред для твоей этой жизни и для твоей вечной жизни, ты потом будешь очень недоволен итогами и очень сожалеть. И поэтому в другом хадисе говорит Пророк (да благословит его Аллах и приветствует):
إِنَّ بين أَيْدِيكُمْ فِتَنًا كَقِطَعِ الليلِ المُظْلِمِ ، يُصْبِحُ الرجلُ فيها مُؤْمِنًا ويُمسي كافرًا ، ويُمسي مُؤْمِنًا ويُصْبِحُ كافرًا ، القَاعِدُ فيها خيرٌ مِنَ القَائِمِ ، والقَائِمُ فيها خيرٌ مِنَ الماشِي ، والماشِي فيها خيرٌ مِنَ السَّاعِي
«Поистине, вас впереди [там] ждут смуты, как куски тёмной ночи, так, что человек утром [ещё] бывает верующим, а вечером уже неверующий (кафир) и [наоборот]: вечером он [ещё] верующий (муъмин), а к утру он [уже] становится кафиром. И сидящий здесь лучше, чем стоящий, а стоящий лучше, чем идущий, идущий лучше, чем бегущий».
Тогда сподвижники сказали: «Что ты нам прикажешь [делать в таком случае, о Посланник Аллаха]?» Он сказал:
كُونُوا أَحْلاسَ بُيُوتِكُمْ «Будьте в ваших домах как подстилки (ахляс) [то есть пребывайте в ваших домах и не лезьте, не участвуйте в этих смутах (фитнах)]». Хадис передал Абу Дауд (4263), аль-Мунзири сказал, что он не опускается ниже степени хорошего и может соответствовать критериям двух «Сахихов» или одного из них.
Почему как куски темной ночи? Да потому что мрак — это слепая фитна. Человек в этой смуте (фитне) не знает, кто прав, кто виноват, кто не прав, не знает причины этого, не знает, как избавиться, выход из этих фитн. Они поглощают и начинают перемалывать людей. Ахляс — это то, что стелят на животное, как попоны или подстилки.
Вот такие хадисы, которые учат нас тому, как поступать во время фитны. Не участвуй в фитнах, не распускай свой язык, не предпринимай какие-то действия без знаний и понимания того, что происходит, иначе это может привести к каким-то плачевным итогам. Вот такие хадисы переданы от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Но кто слушает эти хадисы? Кто держится за них?
Только те люди, которых наставляет Аллах и кому Аллах вот так раскрывает сердце для Сунны и для следования путём Посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Но если у человека его сердце пропитано этой смутой (фитной), тогда такой человек вообще не обращает внимание на эти хадисы, тогда он не даёт им никакой цены, не придаёт им никакого значения.
Поэтому имам Ахмад приводит такую историю, послушайте её. Один человек был из хариджитов — из самых страшных заблудших групп, которые убивали мусульман и продолжают убивать мусульман, — покаялся, раскаялся и вернулся к прямому пути. И он передал такое сообщение: «Вошли они [хариджиты] в одно селение (город), и вышел оттуда ‘Абдуллах ибн Хаббаб [сын сподвижника Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Хаббаба (да будет доволен им Всевышний Аллах)] испуганный, волоча свою накидку. Они [хариджиты] [увидели его и] сказали:
لم تُرَع! "Что страшного? [Чего ты боишься? Ничего нет такого, из-за чего нужно беспокоиться]".
Он сказал: «Клянусь Аллахом, вы меня испугали». Они сказали: «Ты ‘Абдуллах ибн Хаббаб (сын Хаббаба), сподвижника Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)?» Он сказал: «Да». Они сказали: «Ты слышал от своего отца какой-нибудь хадис, который он рассказывал от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)? [Если слышал], расскажи нам». Он сказал: «Да, я слышал, как мой отец рассказывал от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) такие слова: «Будет фитна, сидящий в ней лучше, чем стоящий, стоящий лучше, чем идущий, идущий лучше, чем бегущий.
فَإِنْ أَدْرَكْتَ ذَاكَ فَكُنْ عَبْدَ اللَّهِ الْمَقْتُولَ وَلَا تَكُنْ عَبْدَ اللَّهِ الْقَاتِلَ И если ты застанешь эти смуты (фитны), то будь, о раб Аллаха, убиенным, но не будь убийцей [то есть лучше ты будь убиенным, чем ты будешь убийцей]»». [Хариджиты услышали этот хадис и] сказали: «Ты слышал это от твоего отца, что он рассказывал это от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)?» Он сказал: «Да». Они схватили его, отвели на берег реки и там ударили мечом по шее, и полилась кровь». Сын сподвижника Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) рассказывает им хадис от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а они, услышав его, не придают этому хадису никакого значения, не оставляют эту фитну и смуту и убивают его. И не ограничиваются этим: они ещё идут к нему в дом и «вспарывают живот матери его ребёнка». Хадис передали Ахмад (21064), ат-Тъабарани в «аль-Му'аджаму ль-кябир» (3630 и 3631) и другие.
Вот так вот, о рабы Аллаха: если сердце пропитывается фитной и смутой и стремится, читай аяты из Книги Аллаха этому человеку, рассказывай ему хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) — это не оказывает на него никакого воздействия и не придаёт никакого значения, и ничто его, человека, который стремится к этим смутам, не останавливает. Да упасёт нас Аллах (пречист Он и возвышен).
О рабы Аллаха, если вот эти смуты (фитны) возникают, то для многих людей истинное положение вещей при этом бывает абсолютно неясным. Они пребывают в растерянности, не понимают, что происходит. Поэтому эти фитны называют слепые ('амъя или самма) фитны. Люди начинают участвовать в этих фитнах, втягиваться в них, а потом, через какое-то время, они-то сожалеют и уже недовольны итогами этого, но уже бывает поздно.
Поэтому предшественники имамы всегда призывали нас следовать хадисам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) — не лезть в эти фитны и всегда думать о том, что будет потом, какие будут итоги и к чему это приведёт, говорили:
انظروا في عاقبة أمركم ، اصبروا ، لا تُريقوا دماءكم ولا دماء المسلمين «Посмотрите, к чему это приведёт. Проявляйте терпение, не проливайте крови друг друга».
О рабы Аллаха, и сегодня мы говорим: «Проявляйте терпение! Не устремляйтесь и не суйтесь в эти фитны! Не разжигайте огонь этих фитн! Не распускайте ваши языки! Делайте всё, чтобы погасить эти фитны».
Но когда среди людей вот так распространяется невежество, когда они не знают Коран и Сунну и не знают заветы предшественников (сподвижников и таби’инов), как поступать в таком случае? Их сердца поражает страсть и стремление к фитне, и они ищут решения не в Коране и Сунне, а придумывают свои какие-то решения и потом что-то делают не на основе принципов и норм Корана и не на основе нравственности, которой учит нас Коран и Сунна.
О рабы Аллаха, следующее, третье, посредством чего избегаются фитны и смуты, чтобы ты был тем счастливым, который отдалён от смут и фитн, — это держаться за единую общину (джама’а) мусульман и сторониться раскола и разобщения. Потому что, о рабы Аллаха, единая община (джама’а) исламская — это милость (рахма), а раскол и разобщённость — это наказание и мучение. Если верующие будут едины и будут вместе, тогда здесь благодать (барака), сила и сплочённость, тогда они вместе будут сотрудничать в том, что угодно Аллаху, — в благочестии и в богобоязненности, будут делать то, что принесёт пользу им в этом мире и в вечном мире. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал в хадисе:
يدُ اللَّهِ معَ الجماعةِ ، ومَن شذَّ شذَّ إلى النَّارِ «Рука Аллаха с джама’атом, а кто отступит, тот отступит в [Адский] огонь». Хадис передал ат-Тирмизи (2167), шейх аль-Альбани назвал его достоверным, за исключением слов «а кто отступит, тот отступит в [Адский] огонь».
Помощь Аллаха единой общине
Мы с вами, о рабы Аллаха, каждый день все читаем по несколько раз суру «аль-Фатиха» в наших намазах, и все мы говорим:
اهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ «Веди нас прямым путём». (Коран, сура «Открывающая», 1:6).
Задумайтесь, как мы все вместе читаем эти слова. Кто-то из мусульман скажет: «Не надо читать اهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ»? Все скажут, что нужно читать. Мы вместе здесь. Это указывает нам, что нужно единство, мы с вами уже поняли, что нужно единство. Но как достичь этого единства? Только один (!) путь — если мы все будем на прямом пути (ас-сиратъу ль-мустакъим), на пути Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников, на пути предшественников (ас-саляфу с-салих). Другого пути нет! Если кто-то думает, что объединиться можно на каких-то других идеях, это всё бесполезно и обязательно приведёт к краху. Поэтому, о рабы Аллаха, держитесь за этот путь — прямой путь Аллаха — и не отклоняйтесь от него.
И обязательно, о рабы Аллаха, нужно смотреть далеко: что-то ты делаешь, к чему это приведёт, не усугубит ли это раскол между мусульманами, не ослабит ли это умму? Поэтому Ибн Мас’уд (да будет доволен им Всевышний Аллах) (все мы знаем его: выдающийся сподвижник Пророка, да благословит его Аллах и приветствует) сказал такие слова:
إنها ستكون أمورٌ مشتبهات «Поистине, будут возникать неясные вещи [смуты, когда неясно, что происходит]».
Что делать?
فعليكم بالتؤدة «Придерживайтесь хладнокровия (спокойствия, осмотрительность, не спеши)».
А дальше он сказал такие замечательные слова:
فإنك أن تكون تابعاً في الخير خير من أن تكون رأساً في الشر «Быть тебе последователем в благе лучше, чем быть главой в каком-то зле [лучше пусть это будет благой путь и ты будешь идти сзади, будешь последователем, чем ты возглавишь какую-то фитну и смуту, которая приведёт ко злу]».
Вот так вот, к сожалению, многие, особенно молодёжь и люди, не укрепившиеся на Прямом пути и не имеющие знания, опрометчиво бросаются сломя голову куда-то, безрассудно в какие-то смуты (фитны), потом они сами страдают и это приводит к большому вреду для всех мусульман. А Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал нам:
إِنَّ مِنْ النَّاسِ مَفَاتِيحَ لِلْخَيْرِ مَغَالِيقَ لِلشَّرِّ وَإِنَّ مِنْ النَّاسِ مَفَاتِيحَ لِلشَّرِّ مَغَالِيقَ لِلْخَيْرِ فَطُوبَى لِمَنْ جَعَلَ اللَّهُ مَفَاتِيحَ الْخَيْرِعَلَى يَدَيْهِ وَوَيْلٌ لِمَنْ جَعَلَ اللَّهُ مَفَاتِيحَ الشَّرِّ عَلَى يَدَيْهِ
«Среди людей есть такие, которые являются ключом к благу и замком ко злу. А есть [наоборот, такие] ключи ко злу и замки к добру [т. е. они, наоборот, закрывают двери добра и открывают людям двери зла]. И счастливы те, которых Аллах [(пречист Он и возвышен)] сделал ключом к добру [и замком ко злу], и [наоборот] несчастны [и Ад им] те люди, которых Аллах сделал такими, что они [наоборот] открывают зло [и закрывают добро]». Хадис передал Ибн Маджах (237) и Ибн Аби 'Асим (297), аль-Албани назвал его хорошим.
О рабы Аллаха, поэтому, если ты верующий, будь вот таким, будь осмотрительным, думай об итогах. Оставь эту порывистость, безрассудность, горячность, потому что всё это от шайтана и всё это приводит к плачевным последствиям. Тушите фитну, о рабы Аллаха, а не разжигайте её!
Два человека пришли к ‘Абдуллаху ибн ‘Умару (да будет Всевышний Аллах им и его отцом) во времена фитны Ибн Зубейра, и они сказали: «[Смотри], люди участвуют, а ты Ибн ‘Умар, сподвижник Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), почему ты не участвуешь? (Почему ты сидишь? Что тебе мешает выступить и тоже выйти?)» Он сказал:
يَمْنَعُنِي أنَّ اللَّهَ حَرَّمَ دَمَ أخِي «Мне не даёт [выйти, выступить] то, что Аллах сделал запретной [для меня] кровь моего брата [пролитие крови мусульман — вот что не даёт мне это сделать]».
Но они находят, что сказать ему. Они говорят ему: «А разве Аллах не сказал:
وَقَاتِلُوهُمْ حتَّى لا تَكُونَ فِتْنَةٌ “И сражайтесь с ними, пока не исчезнет смута (и пока вся религия не будет посвящена Аллаху)”. (Коран, сура «Трофеи», 8:39)?» Аллаху Акбар!
‘Абдуллах ибн ‘Умар сказал на это: «Мы сражались [во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), во времена Абу Бакра, ‘Умара, праведных халифов], чтобы исчезла фитна и вся религия была посвящена Аллаху. А вы сейчас хотите сражаться, чтобы была фитна и чтобы религия была посвящена не Аллаху». Хадис передал аль-Бухари (4513).
И в самом деле так: эти люди, которые разжигают эту фитну, — что они делают? Они делают так, что ослабляется религия Аллаха (пречист Он и возвышен), Ислам теряет силу и мусульмане. Ослабляется религия Аллаха (пречист Он и возвышен) так, что уже религия целиком не посвящена Аллаху (пречист Он и возвышен). Вот это вот разница между человеком, который прилагает усилия, чтобы возвысить религию Аллаха, и человеком, который прилагает усилия, чтобы расколоть и разобщить мусульман, чтобы заставить их биться и сражаться друг с другом, в результате чего они ослабевают, падают духом, потом враг берёт над ними вверх, уже не считаются с мусульманами. Пусть Аллах (пречист Он и возвышен) упасёт от этих слепых смут (фитн).
Следующее, о рабы Аллаха (очень важно, послушайте!), чего нужно придерживаться во время фитны, — обязательно держаться за слова крупных учёных, прочных в знании, имамов нашего времени, которые держатся Корана и Сунны (кибару ль-’уляма; ар-расихина фи ль-’ильм). Держитесь за их слова! Не надо слушать молодых! Может быть, он красиво говорит, ты включишь в интернете YouTube или что-то ещё и он так тебя призывает красиво, красочно, эмоционально, что хочется бежать за ним. Не надо, особенно в крупных вопросах, касающихся фитны и смуты, слушать маленьких людей, нужно обратиться к крупным учёным, имамам нашего времени за фетвой. Они видят далеко, они уже на поприще знания (‘ильма) многие-многие десятилетия, учат эту умму благу. И мы видим благие плоды их трудов. У них высокое положение в этой умме, они искренни к этой умме, у них стопы прочны в знании и у них есть опыт, мудрость, дальновидность. Мы с вами не видим, к чему это приведёт, и, может быть, радуемся. Вспомните многие события, которые происходили в исламском мире. Как радовались многие простые мусульмане, у которых нет знания, и бросали в воздух свои чепчики от радости! Но учёные (‘уляма) уже тогда говорили, к чему это потом приведёт, что это плохо, люди не слушали и в итоге сейчас пожинают вот эти плоды непослушания. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, и достаточно умному человеку этого хадиса:
البركة مع أكابركم «Благодать (барака) [благо (хайр)] с вашими старшими». Хадис передали Ибн Хиббан (559), ат-Тъабарани в «аль-Му'аджиму ль-авсатъ» (8991) и Ибн 'Ади в «аль-Камиль фи д-дъу'афа» (2/77), аль-Албани назвал его достоверным.
Нужно слушать старших. Молодёжь смотрит друг на друга, и зажигает друг друга, и устремляется куда-то безрассудно, а потом мы пожинаем плачевные итоги этого. О рабы Аллаха, барака вместе с вашими старшими.
И, наконец, последний, но не второстепенный завет и правило при фитнах, как избежать фитны, — это крепкая связь с Аллахом (пречист Он и возвышен) у человека и постоянная мольба (ду’а) к Аллаху (пречист Он и возвышен). Когда возникает и бушует смута (фитна), что нужно сделать, о раб Аллаха? Займись поклонением (‘ибадой), поминанием Аллаха (зикром), чтением Корана. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
العِبَادَةُ في الهَرْجِ كهِجْرةٍ إلَيَّ «Поклонение во время смуты — это как будто хиджра ко мне». Хадис передал Муслим (240).
То есть как люди совершили хиджру во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) к нему в Медину, вот так вот поклонение во время смуты (харджа) — это как будто хиджра к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует).
И ду'а. О рабы Аллаха, не забывайте о ду’а! Сегодня многие говорят: «Вот фитна, фитна между братьями, фитна между мусульманами». Не надо много говорить о том, что фитна, делай ду’а. Кто из нас искренне, когда никто его не видит, тайно просит Аллаха (пречист Он и возвышен) избавить мусульман от этой смуты (фитны)? Потому что ду’а, о рабы Аллаха, — это ключ ко всему хорошему, ко всякому благу в этом мире и в нашей вечной жизни (ахире), особенно если человек, мусульманин просит Аллаха (пречист Он и возвышен) избавить его и братьев его от смуты (фитны) и зла. Кто у Аллаха просит защиты, Аллах непременно даст ему защиту. Кто у Аллаха что-то просит, Аллах даёт ему просимое. Кто молит Аллаха и взывает к Нему, Аллах не разочарует, Аллах не отвергнет. Аллах (пречист Он и возвышен) сказал:
وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ «А если спрашивают тебя обо Мне рабы Мои, то, поистине, Я близкий, отвечаю на мольбу взывающего ко Мне, когда он ко Мне взывает». (Коран, сура «Корова», 2:186).
Делаешь ты ду’а для себя, для своих близких, для своего потомства, для своих родственников, для своих братьев-мусульман, для этой уммы, чтобы Аллах спас от смут, — и Аллах (пречист Он и возвышен), если пожелает (ин ша'а Ллаху Та'аля), спасёт от этой фитны. Это причина для спасения нашей уммы, нашего общества, потому что всё благо в руках Аллаха. Вся помощь только в руках Аллаха (пречист Он и возвышен). И как прекрасен человек, который бежит к Аллаху (пречист Он и возвышен) со своим ду’а, когда возникают такие проблемы и просит Аллаха защитить от фитны, явной и тайной! Запомните этот завет Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), он сказал:
تَعَوَّذُوا باللَّهِ مِنَ الفِتَنِ، ما ظَهَرَ منها وَما بَطَنَ «Просите у Аллаха защиты от смут (фитн), как явных из них, так и скрытых». Хадис передал Муслим (2867).
И мы просим Аллаха (пречист Он и возвышен), говорим: «О Аллах, защити нас от фитн».
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Придерживайтесь благого и избегайте скверного! Вас ожидают времена, когда нужно проявить терпение. Вы увидите, как скрытая скупость, преследующая стремление, отдает предпочтение не религии и вечной жизни, а мирской суете. Люди перестанут слушать праведников и последуют за своими собственными мнениями. Тогда заботься о себе. Перестань заниматься людьми. Прожить некоторые дни столь же сложно, как уд ержать в ладони огонь. В такое время мусульманин, который будет совершать благие дела, получит вознаграждение 50-ти человек» (Абу Давуд, «Малахим», 17).
В смутные времена важно не действовать под влияниям чувств, заразившись эмоциями толпы. Поклонения могут спасти человека. Необходимо проявлять больше старания, совершая их и телом, и сердцем.
Уединяться от людей
Саад ибн Абу Ваккас был членом совета из 6 человек, которым благочестивый Умар (радыяллаху анху) доверил выбрать халифа после себя. Когда после этих событий возникли разногласия между разными группами, то Саад удалился в свое имение за пределами Мекки, где занимался разведением овец и верблюдов. Когда сын пытался вернуть его, Саад процитировал ему хадис: «Поистине, Аллах любит богобоязненного, обходящегося собственными силами и незаметного раба».
Когда после убийства благочестивого Усмана (радыяллаху анху) наступили смутные времена, то Абу Ваккас полностью отдалился от людей и не участвовал в конфликте, охватившем мусульманскую общину. В наше время такое уединение может быть возможным не для каждого, но желательно находиться как можно дальше от той среды, где развивается конфликт.
Быть едиными
Во времена смуты мы должны держаться пути Аллаха и не разделяться. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Воистину, люди Писания разделились на семьдесят два течения, и все они будут в огне, за исключением одной общины».
Проявлять терпение
Абу Зарр аль-Гифари (радыяллаху анху) говорил: «Однажды Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) позвал меня, и я ответил: “Вот я перед тобой, о Посланник Аллаха, слушаюсь и повинуюсь”. Он спросил: “Что будешь делать ты, когда обрушится на людей смерть и могила будет стоить столько же, сколько стоит раб?” Я ответил: “Аллах и Его Посланник знают об этом лучше”. Он же сделал мне наставление: “Ты должен будешь проявить терпение”». (Ибн Маджа, 3958).
Терпение – часть веры. Во всех несчастьях, обрушивающихся на нас, в той борьбе, которую мы ведем со своими страстями, сабр всегда был щитом верующего. Такое же терпение мы должны проявлять и во времена смуты.
Отдаляться от вызвавшего смуту
Абу Хурайра (радыяллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Настанет время таких испытаний, когда сидящий окажется лучше стоящего, стоящий окажется лучше идущего, а идущий окажется лучше бегущего, и того, кто устремится к этим испытаниям, они погубят. Так пусть же тот, кто сможет найти убежище от них, воспользуется им» (Бухари, 1577).
Чтобы защититься от смуты и предотвратить ее распространение, необходимо отдаляться от вызвавшего ее человека. В противном случае, последовав за своими страстями, не в силах сдержать свой язык, мы можем сами быть втянутыми в нее и даже послужить причиной разрастания смуты.