Что запрещено делать на кладбище

Для того, чтобы могилы не были потеряны, на них можно устанавливать небольшие каменные надгробия с указанием имен, в этом нет ничего предосудительного.
Однако на могильных камнях не следует писать аяты из Корана и лепить фотографии. Исламские факихи запрещали писать на надгробиях аяты из Куръана, по той причине, что эти надписи нужны только живым людям, а мёртвым они уже не помогут. Также камни могли упасть на землю или расколоться, и тем самым было бы принижено значение аятов.
Несмотря на то, что нанесение различных надписей на могильные камни, за исключением имени умершего, запрещено и в хадисах, сегодня во многих мусульманских странах и в особенности в Турции можно увидеть множество помпезных надгробий, на которых высечены, стихи, аяты из Куръана и хадисы. Все это возникло впоследствии, то есть относится к категории новшеств, и противоречит духу ислама.
Когда у посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) умер его сын Ибрахим, а также когда в Медине умер первый мухаджир Усман ибн Мазун (радыйаллаху анху), на их могилах были установлены небольшие камни, чтобы их можно было найти. Исходя из этих действий посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), алимы вынесли хукм о том, что на могиле умершего может быть установлен могильный камень с именем умершего и датой его смерти (Сунану-Тирмизи, II/236). Исходя из вышесказанного следует, что в соответствии с сунной могила должна иметь вид небольшого холма, а в изголовье следует установить камень с именем умершего и датой его смерти. Иных надписей, например, хвалебных высказываний или аятов, на этом камне быть не должно.
Можно ли женщинам посещать кладбища?
Прежде всего, хотелось бы вспомнить хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Посещайте кладбища, так как это напомнит вам об ахирате» (Ибн Маджа, Джанаиз, 47). В риваяте, переданном от Ибн Масуда (радыйаллаху анху), говорится: «Прежде я запрещал вам посещать кладбища. Но отныне посещайте их. Так как посещение кладбищ уменьшает привязанность к мирской жизни и напоминает об ахирате» (Ибн Маджа, Джанаиз, 47).
Что же касается посещения кладбищ конкретно женщинами, то в данном вопросе между алимами существуют разногласия. Некоторые из алимов шафиитского, ханафитского и маликитского мазхабов считали, что женщинам запрещено посещать кладбища. Другая часть алимов этих мазхабов, а также алимы ханбалитского мазхаба, считали, что женщинам разрешено посещать кладбища, приводя в качестве доказательства вышеупомянутые хадисы, а так же хадис, переданный от Абдуллаха ибн Абу Муляйки, в котором он рассказывал: «Однажды я встретил Айшу (радыйаллаху анха) и спросил у нее: «О, мать правоверных! Откуда ты идешь?». Она ответила: «Я ходила на могилу своего брата Абдуррахмана». Я спросил: «Разве посланник Аллаха не запретил посещать кладбища?». Она ответила: «Да, сначала он запретил посещать кладбища, но потом разрешил» (Ибн Маджа, 4/439).
Комментаторы хадисов говорили, что посещать кладбища запрещено тем женщинам, которые впадают в истерику и начинают вести себя непристойным образом, то есть громко кричать, рыдать, разрывать на себе одежду и громко причитать. Что же касается тех женщин, которые соблюдают правила поведения, установленные исламом, и, посещая кладбища, вспоминают об ахирате и размышляют о смерти, то для них посещение кладбищ является дозволенным.