Что такое иман и как его повысить?

Что такое иман и как его повысить?

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!

В данной статье мы вкратце разберём: что такое иман, а также некоторые способы его повышения с позволения Аллаха!

Что такое иман - вера?

Иман – это полное подтверждение и признание всего, что приказал Всевышний Аллах, Свят Он и Велик, и Его посланник – пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, а также покорность как внутренне, так и внешне.

Это подтверждение сердцем и убеждённость, подкреплённые делами сердца и тела, включающие выполнение всех предписаний Религии.

Поэтому имамы и предшественники говорили: «Иман - слово сердца и языка, дела сердца, языка и органов».

Иман – это слова, дела и убеждения, иман увеличивается от подчинения и уменьшается от ослушания, включает в себя убеждения, нравственность и дела.

Наш иман увеличивается, когда мы совершаем благие дела, что увеличивает нашу богобоязненность и приближает нас к довольству Всевышнего Аллаха.

В свою же очередь совершение грехов, ослушание Всевышнего Аллаха уменьшает наш иман, уменьшает нашу богобоязненность и отдаляет нас от милости и довольства Всевышнего Аллаха и приближает нас к Его гневу.

На вопрос, как укрепить иман, ответить можно большим количеством способов некоторые, из которых мы приведём в данном видео с позволения Аллаха, ведь иман человека не остаётся одинаковым всегда – время от времени меняется состояние имана, иман может уменьшаться или увеличивается, и это зависит от тех поступков, которые мы совершаем, и от тех дел, которым посвящаем свою жизнь. Избегать харама, совершать благие и богоугодные дела – вот прямой путь, чтобы укрепить иман и поселить в своём сердце свет веры.

Как сказал Всевышний Аллах в Священном Коране: Он — Тот, Кто ниспослал покой в сердца верующих, чтобы их вера увеличилась. Аллаху принадлежит воинство небес и земли. Аллах — Знающий, Мудрый. Коран 48:4.

5 способов повысить иман:

1. Исповедовать единобожие

Это является первостепенной обязанностью для повышения нашего имана, а далее выполнять обязательства, которые Всевышний Аллах повелел нам выполнять. Первым таким обязательством является совершение намаза, ведь намаз — это опора и фундамент Ислама, это второй столп Ислама после произношения шахады, свидетельства о единобожии. Согласитесь неправильно не выполнять главную обязанность, которую повелел выполнять Аллах и ждать, когда повысится уровень имана и богобоязненности перед Всевышним Аллахом. Те же кто не совершают намаз или пренебрегают им, находятся в очень большой опасности, как сказал Посланник Аллаха ﷺ.

Сообщается, что Джабир (ибн ‘Абдуллах), да будет доволен им Аллах, сказал:

— Я слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Поистине, между человеком и многобожием и неверием – оставление молитвы». Хадис передали Ахмад, Муслим, Абу Дауд и другие.

Также в Священном Коране сказано: Что привело вас в Преисподнюю? Они скажут: «Мы не были в числе тех, которые совершали намаз. Мы не кормили бедняков. Мы погружались в словоблудие вместе с погружавшимися. Мы считали ложью Последний день, пока к нам не явилась убежденность (смерть)». Коран 74:42-47.

И хоть и учёные Ислама разошлись во мнении является ли человек признающий его обязательность, но не совершающий намаз мусульманином или нет, необходимо всегда его совершать и ни в коем случае не пропускать его без уважительных причин, к уважительным причинам относится такие вещи как месячные у женщин, полное отсутствие разума у человека и другие, а пропускание намаза без уважительных причин является одним из самых великих грехов. 

Имам ан-Навави, да помилует его Аллах, комментируя данный хадис, сказал: Что касается оставляющего молитву, то, если он отвергает её обязательность, то он неверный/кафир/, по единогласному мнению мусульман, вышедший из религии Ислам. Исключением из этого является, если он новообращённый в Ислам и не был вместе с мусульманами достаточное время, в котором до него дойдёт, что молитва для него является обязательной. Но если оставление её стало из-за лени и в то же время он верит в её обязательность, каковым является положение многих людей (в 7 веке хиджры), то учёные разошлись (во мнениях) о нём.

2. Делать дуа

Необходимо просить Всевышнего Аллаха, чтобы Он, Свят Он и Велик, повысил ваш иман и увеличил вашу богобоязненность и облегчил, и помог совершать благие дела и удерживаться от совершения грехов.

3. Совершать благие дела

Которые повелел совершать Всевышний Аллах. К этому относится совершение намаза, соблюдение поста в месяц Рамадан, а также держание дополнительных постов, Призыв к одобряемому и удержание от порицаемого, призыв людей в Ислам, садака и многое другое.

4. Читать Священный Коран

Когда мы читаем Коран, то это может стать причиной повышения нашего имана с позволения Аллаха, Свят Он и Велик.

В Священном Коране говорится: Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа. Коран 8:2.

5. Покаяние перед Аллахом за совершенные грехи

Люди совершают грехи, как маленькие, так и большие и как бы мы ни старались их избежать мы всё равно их совершаем, однако мы можем уменьшить количество грехов, которые мы совершаем. Но, важно помнить, что грехи ослабляют иман, веру. Действия, подобные лжи, обману, воровству, невыполнение своих обязанностей, которые повелел совершать Всевышний Аллах и т.д. отражаются на человеческом сердце, что делает нас более восприимчивыми к тому, чтобы подвергнуться нашёптываниям шайтана и сойти с пути Аллаха.

Нам важно размышлять над нашими делами и избегать тех, которые противоречат учению Священного Корана и Сунны Пророка Мухаммада ﷺ Аллах даровал нам врождённое чувство справедливости и способность рассуждать и принимать здравые решения, которое называется фитра. Наша фитра требует, чтобы мы понимали, когда мы совершаем грех. А если мы чего-то не знаем, а чтобы узнать, что является грехом, а что нет, необходимо изучать Ислам, читать и изучать Коран, а также достоверные хадисы от нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Не отчаивайтесь в милости Аллаха!

Никогда нельзя отчаиваться в милости Аллаха и всегда необходимо помнить, что Всевышний Аллах любит прощать наши грехи и любит, когда мы взываем к нему с покаянием, как об этом говорится в Священном Коран: О сыновья мои! Ступайте и разыщите Йусуфа (Иосифа) и его брата и не теряйте надежды на милость Аллаха, ибо отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие. Коран 12:87.

В другом же аяте говорится: Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он — Прощающий, Милосердный». Коран 39:53.

Также Всевышний Аллах сказал в длинном хадисе кудси, в котором: Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

— Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Аллах сказал: “О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебя, не обращая внимания (на то, какие грехи ты совершил), до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня![1] О сын Адама, если (совершишь ты столько) грехов, что достигнут они туч небесных[2], а потом попросишь у Меня прощения, то Я прощу тебя! О сын Адама, поистине, если придёшь ты ко Мне с (таким количеством) грехов(, что заполнят они собой) чуть ли не всю землю, но встретишь Меня, не поклоняясь наряду со Мной ничему иному[3], Я обязательно дарую тебе прощение, которое (покроет собой все эти грехи)!”» Этот хадис передал ат-Тирмизи 3540.

[1] То есть: надеяться на Моё милосердие и прощение.

[2] «‘Анан ас-самаъ»: говорят, что имеется в виду та (часть) неба, которая представляется твоему (взору), когда ты поднимаешь голову, и говорят также, что имеются в виду тучи.

[3] Иначе говоря, строго придерживаясь единобожия.

Мы просим Аллаха, чтобы Аллах, Свят Он и Велик, увеличил наш и ваш иман и облегчил вам и нам совершение благих дел, амин.

Вера в шесть столпов Имана

Шейх Салих али аш-Шейх, да хранит его Аллах, сказал: «Чтобы ислам человека был действительным, у него должен быть минимально необходимый размер веры в шесть вещей (столпов). Это - минимально необходимый размер веры для каждого человека, без наличия которого он не является верующим.

Существует минимально необходимый размер веры в Аллаха, минимально необходимый размер веры в посланников, минимально необходимый размер веры в писания, минимально необходимый размер веры в последний день, минимально необходимый размер веры в предопределение, минимально необходимый размер веры в ангелов.

Какой же минимально необходимый размер веры должен присутствовать, чтобы человек не стал неверующим?!

1 - Вера в Аллаха, которая включает в себя четыре вещи

Во-первых, человек должен уверовать в то, что его Господь существует, и в то, что творения не появились сами по себе, а есть Тот, Кто их сотворил.

Во-вторых, человек должен уверовать в то, что его Господь, владеющий этим бытием, является единственным в Своём Господстве (рубубия). У Него нет сотоварищей во власти и Он вершит в Своих владениях то, что пожелает. Никто не может отменить Его решение и никто не может отвергнуть Его веление. Это - то, что называют термином "таухид ар-рубубия" (единственность Аллаха в господстве).

В-третьих, человек должен уверовать в то, что его Господь, владеющий этим бытием, описан прекрасными именами и величественными атрибутами. Он описан совершенными атрибутами и абсолютным всесторонним совершенством. В Его совершенстве нет никакого недостатка. Он описан совершенными именами, совершенными атрибутами и совершенными действиями. Он обладает совершенством в Своих постановлениях и в том, как Он создаёт творения. Это - то, что называют термином "таухид аль-асма уа-с-сыфат" (единственность Аллаха в Его именах и атрибутах).

Человек должен уверовать в то, что нет никого подобного Аллаху в Его атрибутах. Аллах Всевышний сказал: «Разве ты знаешь Ему соименного (у кого были бы такие же имена и особенности)?» (Сура Марьям, аят 65). А также: «И нет никого, равного Ему». (Сура аль-Ихляс, аят 4).

У Аллаха Всевышнего нет никого подобного, никого равного, никого одинакового. Благословен же Господь наш, и Он превыше того, что о Нём говорят несправедливые!

В-четвертых (а это самое важное), человек должен уверовать в то, что Господь, описанный атрибутами величия, красоты и совершенства, является Единственным, Кто заслуживает поклонения творений. Поистине, всё остальное, кроме Него, не заслуживает ничего из поклонения. Единственным, кто заслуживает все виды поклонения и в малом количестве, и большом, является Аллах Всевышний. Только Он и никто больше!

Кто уверовал в эти четыре вышеперечисленные вещи, тот считается уверовавшим в Аллаха. У такого человека имеется в наличии первый столп из шести столпов веры.

Если человек не уверовал в первую из этих четырех составных веры в Аллаха, то он является безбожником безо всякого сомнения. Если он не верит в первую составную часть веры в Аллаха, то тем более он не верит в оставшиеся три.

Если человек придаёт Аллаху сотоварищей в Его господстве и не верит в совершенное господство Аллаха, то он также не является верующим в Аллаха.

Если человек не поклоняется только одному Аллаху, то он также не называется верующим в Аллаха, даже если при этом он верит в Его существование, в Его совершенное господство и в Его прекрасные имена и величественные атрибуты.

Что же касается того, кто придаёт Аллаху сотоварищей в Его именах и атрибутах, то относительно него нужно разъяснить более подробно, что является важным. Ведь, некоторые люди перешли границы в этом вопросе и начали обвинять в неверии тех, кто нарушил некоторые вещи в этом виде единобожия.

2 - Вера в ангелов

Вера человека не считается действительной, если он не верит в ангелов. Вера в ангелов состоит из двух ступеней:

а) Общая вера

Человек должен верить в то, что ангелы - это творения из творений Аллаха Всевышнего. Аллах Всевышний сотворил их из света. Сообщается со слов 'Айшы, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ангелы сотворены из свет». (Муслим, 2966).

Ангелы - это очищенные и почитаемые создания, которых Аллах Всевышний оставил возле Себя. Они обитают на небесах, но иногда им поручают определенные деяния на земле. Они спускаются на землю по повелению Аллаха Всевышнего. Аллах Всевышний: «В эту ночь ангелы и Дух (Джибриль) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям». (Сура аль-Къадр, аят 4). А также: «Верный Дух (Джибриль) сошел с ним (с Кораном)». (Сура аш-Шу'ара, аят 193)/

Следовательно, основа их пребывания - это небеса так же, как основа пребывания людей и джиннов - это земля.

Они никогда не ослушиваются Аллаха и всегда делают то, что им велено. Они являются рабами Аллаха, и потому им не надлежит поклоняться.

Если человек уверовал во все вышеперечисленное, то он считается тем, у кого есть общая вера в ангелов. Если простой (необразованный) человек говорит: «Я верю в то, что ангелы существуют. Верю в то, что они являются рабами Аллаха Всевышнего, и им не надлежит поклоняться», - то он считается тем, кто верит в ангелов.

б) Подробная (детальная) вера

Это - вера во всё, что сообщили Аллах Всевышний и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, об ангелах, об их описании, об их облике, об их отличительных качествах, о том, какие дела поручены каждому из ангелов.

Всё это считается подробной (детальной) верой. Если человек узнает из аятов и хадисов что-то об ангелах, то он обязан верить в то, что узнал. Если же до человека не дошли определенные шариатские тексты об ангелах, то это не нарушает его общую веру в ангелов. Что касается этой подробной (детальной) веры, то она различается от человека к человеку и зависит от того, сколько у него знаний.

Например, если ты спросишь простого (необразованного) человека: «Ты веришь в Микаиля ?», - он ответит: «Я не верю в Микаиля! Кто такой этот Микаиль?!» Этот человек не считается неверующим и не считается тем, кто отрицает существование ангела. Если же ему покажут шариатский текст, в котором говорится об этом ангеле, и поделятся с ним знанием об этом ангеле, но и после этого он продолжит отрицать его существование, то уже в таком случае он станет неверующим. В данном случае он становится неверующим из-за того, что не верит в шариатские тексты об этом ангеле, хотя ему показали их. Он становится неверующим, хотя у него имеется общая вера в ангелов. В общем виде он верит в существование ангелов, но не верит конкретно в этого, хотя знает о нем. Такой человек считается тем, кто считает ложью шариатские тексты. Ему объяснили этот вопрос, поделились с ним знанием, но он все равно стал отвергать и поэтому стал неверующим.

3 - Вера в Писания

Человек должен уверовать в то, что Аллах Всевышний ниспосылал Писания тем из Своих посланников, кому пожелал. Вера в Писания состоит из двух ступеней:

а) Общая вера

Это - минимально необходимый размер веры в Писания. Человек должен уверовать в то, что Аллах Всевышний ниспосылал Писания со Своими посланниками к Своим творениям. Он поместил в эти Писания верное руководство, свет истины и ясные доказательства. Он поместил в эти Писания то, что исправляет Его рабов. Среди этих Писаний - Коран, который является Словом Аллаха.

Человек должен уверовать в то, что все ниспосланные Писания являются истиной, ибо они от Аллаха Всевышнего. Аллах Всевышний - истина, а всё, что приходит от истины, является истиной. Человек должен быть убежден в этом абсолютной убежденностью.

б) Подробная (детальная) вера

Человек должен уверовать в то, что Коран - это самое последнее из Писаний. Он должен уверовать в то, что Коран - это слово Аллаха, которое от Него изошло и к Нему вернётся.

Человек должен уверовать в то, что Коран - это довод Аллаха, представленный людям, до самого Судного Дня. Коран отменил все предшествующие послания и Писания. Коран является свидетелем над всеми остальными Писаниями. Аллах Всевышний сказал, описывая Коран: «(Мы ниспослали Коран) в качестве свидетеля над (Писаниями, ниспосланными до него)». (Сура аль-Маида, аят 48).

Человек должен признавать правдивость всех сообщений, которые содержатся в Коране. Человек должен быть убежденным в том, что он обязан выполнять все законоположения, содержащиеся в Коране. Человек должен быть убежденным в том, что человек, судящий не в соответствии с Кораном, на самом деле судит в соответствии со своими страстями.

Человек должен уверовать во все предшествующие Писания, которые были ниспосланы до Корана:

• Тора (Таурат);

• Евангелие (Инджиль);

• Псалтырь (Забур);

• Свитки Ибрахима;

• Свитки Мусы.

Человек должен уверовать в то, что Аллах Всевышний ниспослал Мусе (Моисею) Тору, а 'Исе (Иисусу) - Евангелие.

Например, если человек скажет: «Я не знаю, что такое Тора и что такое Евангелие!» Если ему объяснят, что Тора и Евангелие - это предшествующие Писания Аллаха, то он обязан уверовать в это. То же самое касается всех аспектов детальной (подробной) веры в Писания. Если человек узнал что-то о Писаниях на основании шариатского довода, то он обязан уверовать в это. Но для того чтобы стать мусульманином в самом начале принятия Ислама, человеку достаточно минимального уровня веры в Писания. Если у человека есть минимальная вера в Писания, то его вера (иман) считается действительной.

4 - Вера в посланников

Также и вера в посланников состоит из двух ступеней:

а) Общая вера

Человек должен уверовать в то, что Аллах Всевышний посылал посланников, которые призывали свои народы к единобожию. Человек должен уверовать в то, что эти посланники доносили до людей то, что им было велено. Аллах Всевышний поддержал их посредством чудес, непреложных доводов и знамений, указывающих на их правдивость. Человек должен уверовать в то, что все посланники были богобоязненными и благочестивыми людьми. Человек должен уверовать в то, что они выполнили свою миссию, донеся до людей послание.

Вера во всех посланников тесно связана между собой. Если человек не уверовал хотя бы в одного из посланников, то он считается неверующим в Аллаха и во всех Его посланников, да благословит их Аллах и приветствует.

Поэтому, человек должен уверовать во всех посланников, а в частности, в Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, который является последним из них. Человек должен уверовать в то, что Аллах Всевышний послал Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, с легкой религией единобожия. Аллах Всевышний послал его с религией Ислам, которая является последней религией, а он является последним из посланников.

б) Подробная (детальная) вера

Здесь есть много степеней, в которые человек начинает веровать после приобретения знаний. Например, вера в имена посланников, и в то, как они призывали свой народ, и к чему призывали. Также вера в то, какие Писания были ниспосланы какому посланнику. В общем, здесь много подробностей.

5 - Вера в Последний День

Это - вера в то, что все творения умрут, и вера в то, что будет после смерти: обитатели Рая войдут в Рай, а обитатели Огня - в Огонь. Вера в Последний День так же состоит из двух ступеней:

а) Общая вера

Это - минимально необходимый уровень для того, чтобы человек считался верующим в Последний День. Раб Аллаха должен быть убежден, не сомневаясь, в том, что будет День, в который люди будут воскрешены из могил, чтобы быть рассчитанными за совершённые ими деяния. Раб Аллаха должен верить в то, что каждый человек получит воздаяние за совершённые им деяния. Творящему добро воздадут добром, а творящему зло - злом. Аллах Всевышний сказал: «Каждой душе воздастся сполна за то, что она совершила. Ему лучше знать о том, что они делают». (Сура аз-Зумар, аят 70).

Раб Аллаха должен верить в то, что он будет воскрешен снова после того, как умрёт. Если человек уверует во всё это, то он считается верующим в Последний День.

Например, ты спрашиваешь у человека: «Будет ли Судный День, в который люди будут воскрешены?!» Если он ответит: «Нет сомнения в том, что будет День Воскрешения, в который люди будут воскрешены и рассчитаны за свои деяния. Это - День, полный ужаса!», - и замолчит, то он считается верующим в Последний День.

б) Подробная (детальная) вера

Это - детальная вера, которая появляется вслед за знанием, содержащимся в Коране и Сунне. Например, вера в то, что будет происходить с человеком в могиле, вера в то, что будет происходить в День Воскрешения. Вера в Водоем пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вера в Весы, вера в свитки, вера в Мост (сырат), проложенный над Адом. Также вера в то, что будет происходить с людьми, когда они будут стоять, ожидая Суда. Также вера в то, что будет происходить после того, как верующие преодолеют Мост (Сырат). Также вера в то, кто войдет в Рай первым. Также вера в то, что будет происходить с людьми в Аду, и так далее.

Вера во все эти подробности Судного Дня обязательная только для того, кто узнал шариатские тексты об этом.

Например, кто-то скажет: «Я не знаю, будут ли в Судный День Водоём и Весы!» Такого человека нужно познакомить с шариатскими текстами относительно этих подробностей. Если он узнал эти тексты, но затем отверг и счёл их ложью, то такой человек считается тем, кто счёл ложью Коран и Сунну.

Следовательно, это - вера в подробности Судного Дня, и человек обязан верить в эти подробности только после того, как до него дойдут шариатские тексты, указывающие на эти детали .

6 - Вера в предопределение

Вера в предопределение всего хорошего и плохого так же состоит из двух ступеней:

а) Общая вера

Это - минимально необходимый уровень для того, чтобы человек считался верующим в предопределение.

Человек должен уверовать в то, что всё происходящее в этом Бытие заранее предопределено Аллахом. Человек должен уверовать в то, что Аллах Всевышний знал обо всём происходящем в Бытие в подробностях ещё до того, как сотворил Свои творения. Человек должен уверовать в то, что Аллах Всевышний записал всё это в Хранимой Скрижали.

Если человек уверует в то, что каждое происходящее событие заранее предопределено Аллахом, то он считается верующим в предопределение.

б) Подробная (детальная) вера

Эта вера состоит из веры в следующие вещи:

1 - Вера в изначальное знание Аллаха.

Поистине, Аллах Всевышний знает о том, что было, и о том, что будет, и о том, что есть сейчас. Поистине, Аллах Всевышний знает о том, каким было бы то, чего сейчас нет, если бы оно было. Знание Аллаха опередило всякую вещь. Поистине, Аллах Всевышний знает обо всех вещах в общем и в деталях, знает о великих вещах и обо всех более мелких подробностях. Это - предвечное знание Аллаха, которым Он всегда был описан.

2 - Вера в запись предопределенного.

Человек должен уверовать в то, что Аллах Всевышний записал всё о Своих творениях в подробностях. Эта запись произошла за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли. Эта запись находится в Писании, которое Он поместил в Хранимой Скрижали.

3 - Вера в исполняющееся желание Аллаха.

Человек должен уверовать в то, что желаемое Аллахом происходит, а то, чего Он не желает, не может произойти. Во владениях Аллаха Всевышнего нет такой вещи, которая происходила бы без того, чтобы Он пожелал этого в бытие. Человек не сможет сделать ничего, если этого не пожелал Аллах Всевышний.

4 - Вера в сотворение всего происходящего Аллахом.

Человек должен уверовать в то, что всякая происходящая и существующая вещь сотворена Аллахом. Аллах Всевышний - Творец всего происходящего и существующего. Аллах Всевышний является Творцом тех деяний, которые совершаются рабами. Аллах Всевышний является Творцом небес и земли, и всего, что в них».

См. «Шарх арбаин ан-нававийя» хадис № 2