Что такое бид'а и как понять хадис: "Кто бы ни начал в исламе хорошую Сунну..."

Что такое бид'а и как понять хадис:

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

Нововведение в шариате имеет следующее определение: «Поклонение Аллаху посредством того, что Аллах не узаконил в шариате». Или же можно сказать:

«Поклонение Аллаху тем, что противоречит тому, на чем был Пророк, мир ему и благословение, и его праведные халифы».

И первое определение взято из слов Аллаха: «Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах?» (сура Аш-Шура, аят 21).

А второе определение взято из хадиса Пророка, мир ему и благословение: «Вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем. Держитесь за это “коренными зубами” и избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!».

И каждый кто поклоняется Аллаху не тем, что узаконил Аллах в шариате, или не тем на чем был Пророк, мир ему и благословение, и его праведные халифы, да будет доволен ими Аллах – тот является нововведенцем. И нет разницы связано это поклонение с Именами Аллаха и Его Атрибутами или связано с Его шариатом.

Что же касается мирских вещей, то это не называется религиозным нововведением, хоть и является нововведением в языковом смысле слова. Это не религиозное новшество, и это не то от чего предостерегал Посланник, мир ему и благословение.

И нет в религии никаких «хороших нововведений». А «хорошая сунна», о которой говорится в хадисе это сунна, соответствующая шариату. И если человек начинает действие в соответствии с определенной сунной, возрождает какой-либо забытый вид сунны или делает что-либо, являющееся средством для достижения уже узаконенного вида поклонения, то эти три вещи, которые входят в понятие «хорошая Сунна».

И на первое из этих трех указывает хадис, в котором говорится, что Пророк, мир ему и благословение, побуждал сподвижников к подаче милостыни нищим людям, пришедшим к Пророку, мир ему и благословение. И тогда пришел один из сподвижников с тяжелым мешочком серебра и положил его у ног пророка, мир ему и благословление. И тогда Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Кто бы ни начал в Исламе хорошую сунну (дело), то он получит свою награду и награду подобную награде того, кто последовал этой сунне (делу)». И этот сподвижник сделал хорошую сунну, начав уже узаконенное в шариате деяние, а не начав новое деяние в шариате.

Второе, это сунна, которая была оставлена и забыта, затем один из людей оживил её. И на такого говорят, что он начал хорошую сунну в том смысле, что он оживил уже существующую сунну, а не узаконил ее в шариате сам.

Третье, это когда человек делает что-либо, являющееся средством для достижения шариатской цели. Стройка медресе и печать книг одни из примеров этому. И это не является поклонением само по себе, но является средством достижения для уже узаконенного в шариате дела.

И все это входит в слова Пророка, мир ему и благословение: «Кто бы ни начал в Исламе хорошую сунну (дело), то он получит свою награду и награду подобную награде того, кто последовал этой сунне (делу)».

И Аллах знает лучше.

Шейх Ибн Усеймин (Фатава фи аль-акида)