Что такое баракат?

Что такое баракат?

Каждый раз при встрече мы желаем друг другу мира, милости Аллаха и бараката. А что такое этот баракат, эта благодать? Это когда Господь приумножает для тебя любое твоё благодеяние. Это как если бы ты вдруг решил бросить монетку в какой-нибудь благотворительный ящик, а в ответ тебе оттуда вдруг высыпалась целая горсть таких монет.

Мы не очень-то любим отдавать. Эта истина зафиксирована и в Коране, где прямо говорится о том, что мы созданы скупыми.

Но именно на этом основана вся схема бараката, именно так он и работает. Мы заставляем себя отдать немногое из того, за что вольно или невольно внутренне цепляемся, а за это усилие Господь дарует нам в разы больше.

Наш нафс знает только земную арифметику, в которой минус есть минус, а плюс есть плюс. Но у Всевышнего совсем другой калькулятор, и мы об этом предупреждены. Там пропорциональность иная. У нафса чем больше отдаёшь, тем больше теряешь. У Всевышнего чем больше отдаёшь, тем больше приобретаешь.

Стараясь следовать этой взрывающей наши приземлённые стандарты схеме, мы то и дело скатываемся обратно в привычную слякоть скупости. Не сказать, чтобы там было очень хорошо, но в целом комфортно, потому что привычно и всё знакомо…

Не так просто убедить себя в том, что, отдавая, ты не обеднеешь, а станешь в разы богаче. Потому что деньги на твоём счету зрительно уменьшаются, когда ты их кому-то отдаёшь. И часы красноречиво напоминают о том, что время, которое ты потратил на благое дело или помощь кому-то, всё-таки ушло. А если благое дело потребовало от тебя серьёзных физических усилий, ты ощущаешь самую настоящую усталость, и здесь вроде бы тоже ничего чудесного не происходит.

Есть проекты — личные, семейные, рабочие, благотворительные, — которые словно высасывают из тебя все силы, буквально вынимают душу, и кажется, что ты только отдаёшь, отдаёшь, отдаёшь. Бросаешь и бросаешь своё время, силы и средства в какую-то бездонную пропасть, и всё это девается куда-то безвозвратно...

Но в том-то и дело, что мы не видим того, что записывается нам у Всевышнего. А главное, в силу своей ограниченности и приземлённости, не связываем откуда-то свалившиеся на нас средства, неожиданную помощь, возникшего из ниоткуда нужного человека, внезапный прилив энергии и достигнутый быстрее и легче, чем мы думали, успех с тем, что мы когда-то потратили и отдали. Мы отдали немного — пришло гораздо больше. И ещё придёт. Потому что щедрости и могуществу Аллаха нет предела. Во сколько раз Он приумножит для нас израсходованное нами, хоть материальное, хоть иное? Нам не дано это знать. Но одно мы знаем точно: Он не тот, с чьей стороны можно опасаться скупости.

Ты открыл для кого-то какую-то дверь, а Всевышний за это открыл перед тобой десяток дверей. Ты отдал кому-то тысячу — Господь дал тебе взамен десять. Ты потратил силы на угодное Всевышнему — и вот Он сделал так, что энергии у тебя вдруг даже больше, чем было, и всё получается будто само собой. Ты отдал кому-то частичку себя — Господь взамен повернул к тебе сердца многих разных людей. Ты проявил великодушие к одному недругу — и Господь подарил тебе десяток друзей...

И в один прекрасный день ты как ребёнок, открывший для себя круговорот воды в природе, вдруг замечаешь эту чудесную связь, этот удивительный механизм. И понимаешь, что вся наша жизнь пронизана Божественной благодатью.

Карима Сорокоумова

Пусть не обольщает вас изобилие скверного!

Всевышний Аллах создал ночь для того, чтобы люди и многие другие творения отдыхали, и создал день для того, чтобы мы искали пропитание. «Мы распределили между ними средства к существованию в ближней жизни и возвысили одних из них над другими, чтобы одни из них брали в услужение других» (сура 43 «Украшения», аят 32). Так говорится в Священном Коране. Одни люди рождаются физически сильными, но зарабатывают на жизнь тяжелым трудом. Другие получают богатство, но не отличаются физической силой. Третьи обладают даром управления, но не имеют большого состояния. Люди нуждаются друг в друге, и благодаря этому осуществляется мудрый Божий замысел. Аллах испытывает нас друг другом, чтобы увидеть, кто из нас будет поступать правильно, а кто ослушается Его.

Путь к благочестию лежит через преодоление соблазнов и совершение поступков, которые тягостны для души. Нелегко расставаться с богатством, раздавая милостыню беднякам. Ведь завтра ты можешь оказаться на их месте, и многие станут злорадствовать и отвернутся от тебя. Нелегко отказываться от запретного, наблюдая за тем, как богачи купаются в роскоши и наживаются нечестным путем. Но если человек уверовал в Аллаха и не сомневается в Его обещании, то для него нет выбора. Он знает, что Всемилостивый Господь испытывает верующих трудностями и лишениями, богатством и славой. Времена меняются, и вслед за тяготами наступает облегчение. Наш земной удел предопределен задолго до того, как мы пришли в этот мир, и мы не покинем его, пока не вкусим последнюю крупицу добра, предначертанную для нас. В поисках этого удела мы должны трудиться, совершенствовать свои умения и навыки, часто молить Аллаха одарить нас благами. Вместе с тем нужно быть разборчивыми и не протягивать руки к тому, что Аллах запретил. В Коране сказано: «О вы, которые уверовали! Вкушайте благое из того, чем Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху» (сура 2 «Корова», аят 172).

Человек не может быть благодарен Аллаху, если не жертвует своим имуществом на благие дела, и не может быть благодарен, если не отказывается от нечестного заработка ради своего Господа. Вспомните соплеменников пророка Шуайба, которые обманывали людей на весах и мере. Он призывал их вернуться к поклонению одному Аллаху и довольствоваться только честным заработком. Он предостерегал их от беды, которую навлекают грехи и имущество, нажитое запрещенным путем. Но они отвечали ему: «О Шуайб! Неужели твоя молитва велит нам отречься от того, чему поклонялись наши отцы, или распоряжаться нашим имуществом не так, как мы того хотим? Ведь ты выдержанный, благоразумный» (сура 11 «Худ», аят 87). Они насмехались над Божьим посланником. Их слова означали: «Неужели мы откажемся от прежнего образа жизни только потому, что ты велишь нам это? Наши отцы поклонялись идолам, и нас вполне устраивает эта религия. Она не мешает нам брать то, что мы считаем своим по праву, а ты требуешь от нас отказаться от нашего заработка. Неужели это ты слывешь выдержанным и благоразумным человеком? Если это и есть благоразумие, то наши отцы были глупцами».

Глумясь над Божьим посланником, язычники имели в виду обратное, но все было именно так, как они сказали. Шуайб действительно был выдержанным и благоразумным мужем. Он молился единственному Богу, Истинному Царю, и эта молитва удерживала его от посягательства на право Аллаха и на права творений. Ведь молитва удерживает от грехов и мерзких поступков. Шуайб не только жил правильно, но и призывал свой народ к благочестию. Но его соплеменники не вняли увещеваниям. Они были народом распутным и не делали различий между дозволенным и запретным. В наказание за их несправедливость Аллах наслал на них неимоверную жару, которая стояла семь дней. Наконец, они увидели тучу и вышли из своих домов, чтобы укрыться от зноя. Когда же они собрались в тени тучи в ожидании прохладного дождя, на них пролился огненный ливень. Земля затряслась у них под ногами, и раздался пронзительный вопль, от которого они пали замертво.

Распутные соплеменники Шуайба погибли все до единого, и всякий, кто уподобляется им во грехе, навлекает на себя не меньший гнев Всемогущего Царя. Ростовщичество, взяточничество, обвешивание, воровство, вымогательство и другие подобные грехи лишают имущество человека благодати и делают его благополучие шатким и кратковременным. Недозволенный заработок становится причиной болезней, лишений и многих других несчастий, если человек не раскается в содеянном и не поспешит избавиться от этого вредоносного имущества. А если не успеет, то оно обязательно заставит его страдать и сожалеть. Даже малолетние дети, которые кормятся из такого заработка, не находятся в безопасности от того зла, что он приносит, и даже те, которые сами сторонятся запретного, но закрывают глаза на эти грехи и не удерживают от них. Потому и говорит Всевышний: «Бойтесь искушения, которое поразит не только тех из вас, кто был несправедлив, и знайте, что Аллах суров в наказании» (сура 8 «Трофеи», аят 25).

Довольствоваться скудным уделом, приобретенным богоугодным путем, лучше, чем копить сокровища, собирающие слезы и проклятия людей. Какой прок в богатстве, если оно угрожает благополучию семьи и детей?! Какая польза от имущества, если оно лишает счастья и отдаляет от Аллаха?! А ведь даже малые ухищрения, на которое часто идут торговцы, лишают удел благодати и отягощают расчет после смерти. В хадисе говорится, что если продавец и покупатель говорят правду и указывают на недостатки товара, то сделка их будет благодатной, а если они скрывают недостатки и лгут друг другу, то сделка лишится благости. [Этот хадис передал аль-Бухари со слов Хакима ибн Хизама.]

Такой заработок не принесет пользы продавцу. Для него было бы лучше указать на дефекты своего товара и заработать меньше, но потратить заработанное на благо своей семьи. Однако он предпочел иной путь, лишил себя и своих родных благодати и покрыл душу пеленой, которая отделяет его от Всевышнего. Если Аллах сжалится над ним, то с ним случится небольшая беда или нечто, что заставит его одуматься, покаяться в содеянном и возместить людям убытки. Если же нет, то он будет и дальше мошенничать, обвешивать или подворовывать, пока чаша с грехами не переполнится, и тогда его поразит несчастье, от которого он не сможет оправиться, или смерть соединит его с миром вечности, где он будет рассчитываться добрыми делами. Вот почему Всевышний Аллах велит: «Скажи: "Скверное и благое не равны, даже если изобилие скверного понравилось тебе"» (сура 5 «Трапеза», аят 100).

Как добрые дела не сравнятся с грехами по своему исходу, так и честный заработок не сравнится со скверным. Но исполнилось пророчество Божьего посланника, мир ему и благословение Аллаха, и люди больше не обращают внимания на то, как они зарабатывают: дозволенным путем или запрещенным. [Хадис на эту тему передал аль-Бухари со слов Абу Хурайры.] Даже молитва не удерживает некоторых мусульман от ростовщичества и мошенничества, от торговли алкогольными напитками и даже языческой атрибутикой. Они радуются земному богатству больше, чем праведным деяниям и довольству Всевышнего, и приходят в отчаяние, когда упускают выгодную сделку, словно не знают, что предначертанная прибыль не могла пройти мимо. Они читают Коран, но поступают с точностью до наоборот, ибо сказал Всевышний: «Скажи: "Это милость и милосердие Аллаха". Пусть они возрадуются этому, ибо это лучше того, что они накапливают» (сура 10 «Юнус», аят 58).

Верующий не забывает о своем земном уделе, но больше всего заботится о своей душе. Он знает, что Всемилостивый Господь, который привел нас в этот мир и одарил верой, не оставляет его без поддержки и ведет по жизни. Он устраивает его дела лучше, чем кто-либо иной, и избавляет от нужды в людях. Он лишает его прибыли там, где она может повлечь за собой беду, и вознаграждает его за старания оттуда, откуда он совсем не ждет. Он кормит и одаряет его так красиво, что верующий приходит в изумление и, воздевая руки к небу, говорит: «Господи, как же безгранична милость Твоя и как велик мой грех! Свят Ты и хвала Тебе! Я не заслуживаю всех этих благ, но нуждаюсь в них и нуждаюсь в большем, и только Ты знаешь мою бесконечную нужду в Тебе. Не отворачивай от меня лика Твоего и не предоставляй меня самому себе даже на мгновение ока. Помоги мне благодарить Тебя и стать лучше! Прости меня, ибо никто не отпускает грехи, кроме Тебя».

Верующий доверяет своему Господу. Он верит и доверяет Его посланнику, мир ему и благословение Аллаха, который сказал: «Если бы потомок Адама бежал от своего удела так, как он бежит от смерти, его удел все равно настиг бы его так же, как его настигает смерть». [Абу Нуайм в «Хилья аль-аулия» со слов Джабира, и аль-Албани назвал хадис хорошим.] А в другом хадисе говорится: «Не считайте, что ваш удел запаздывает, потому что ни один раб [Божий] не умрёт, пока не получит свой удел сполна. Ищите [своё пропитание] красиво, беря дозволенное и оставляя запрещённое». [Хадис передал аль-Хаким, назвав его достоверным согласно требованиям аль-Бухари и Муслима.] Поэтому верующий не печалится, когда лишается чего-либо из мирских благ, и даже не помышляет о том, чтобы возместить упущенное недозволенным путем. Он смиренно принимает волю Божью, но не опускает руки и продолжает упорно работать и настойчиво молить о благополучии и прощении. Он готовится к встрече с Аллахом в тот день, когда каждый будет спрошен о благах, которыми пользовался при жизни.

В «Сунане» ат-Тирмизи сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В день воскрешения раб не сдвинется с места, пока не будет спрошен о четырёх вещах: как он провёл свою жизнь? Как потратил свою молодость? Как заработал и как израсходовал своё богатство? И поступал ли он в соответствии со своими знаниями?» Обратите внимание, за материальные блага человек будет спрошен дважды: каким путем они были приобретены и как были потрачены? Но если богатство было нажито нечестным путем, то расходование его на благие цели не избавляет человека от ответственности. В хадисе говорится: «Если человек приобретает имущество, совершая грех, а потом расходует его на родственников, или раздает милостыню, или жертвует им на пути Аллаха, то все это будет собрано и вместе с ним брошено в геенну». [Этот хадис передал Абу Давуд в «Марасиле».] В иснаде этого сообщения не упоминается имя сподвижника, но его смысл подтверждается другими надежными хадисами. Ахмад и ат-Табарани передали со слов Каба ибн Уджры, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не попадут в рай плоть и кровь, вскормленные запретным. Они больше заслуживают огня». [Похожий хадис приводится в «Сунане» ат-Тирмизи.] А имам Муслим передал со слов Абу Хурайры, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О люди, поистине, Аллах благой и принимает только благое».

Запрещенный заработок не принесет человеку пользы даже в том случае, если он раздаст из него милостыню или совершит паломничество. Даже мольба того, кто ест, пьет и одевается из заработанного нечестным путем, не доходит до нашего Господа. Конечно, потратить такое имущество на помощь больным или нуждающимся лучше, чем израсходовать его на греховные удовольствия. Но это не тот путь, который ведет к спасению и успеху. Избавить от пагубных последствий грехов в этой жизни и после смерти может только искреннее покаяние. Раскаявшийся в грехах своих должен искренне сожалеть о содеянном, просить у Аллаха прощения и иметь твердое намерение никогда не возвращаться к этому греху. Такого покаяния достаточно, если имущество, приобретенное нечестным путем, например, полученное в качестве взятки, было потрачено и не сохранилось. Но если такое имущество сохранилось, то верующий обязан избавиться от него. Это обязательное условие искреннего покаяния. Если деньги или вещи были отняты у кого-то незаконным путем, то их необходимо вернуть тем, кому они принадлежат по праву, а если у этого имущества нет законного владельца, как в случае с деньгами, добровольно отданными в качестве взятки, то их необходимо потратить на благие дела. И лишь в том случае, если раскаявшийся грешник не может найти законного владельца, а сам испытывает материальную нужду, ему разрешается оставить себе часть этого имущества на первичные нужды. Но это не освобождает его от ответственности, если законный владелец объявится спустя некоторое время.

О Аллах, Щедрый и Милостивый Господь наш, одари нас чистым уделом и защити от дурных помыслов и поступков! Помоги покаяться в грехах наших и никогда больше не возвращаться к ним! Избавь нас от нужды в людях и не лишай Твоей поддержки и заботы, ибо нет у нас другого покровителя, кроме Тебя! Аминь!

Эльмир Кулиев

e-minbar