Что такое 'ибада?
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
Сказал шейх аль-Гъунайман: Ученые давали различные разъяснения термину «поклонение» (′ибада). Некоторые говорили, что поклонение (′ибада) – это подчинение Аллаху путем выполнения Его приказов и отстранения от того, что Он запретил, вместе с предельной любовью, предельным возвеличиванием и благоговейным страхом.
Шейх ислама ибн Теймия говорил, что поклонение (′ибада) – это общее название всего того, что любит Аллах, и того, чем Он доволен, из слов и дел, как явных, так и скрытых. Следовательно, поклонением называется всё то, что повелел совершать Аллах, будь это велением, указывающим на обязательность или же велением, указывающим на желательность. Поклонение может быть внешним деянием человека, а может проявляться лишь в сердце.
Другие говорили, что поклонение (′ибада) – это подчинение Аллаху и выполнение Его приказов вместе с любовью к Нему и возвеличиванием.
Таким образом, существует много определений понятия «поклонение». Поклонение – это единобожие (таухид). Иначе говоря, если поклонение не посвящается лишь одному Аллаху, то оно не называется поклонением в шариате. Данное действие называют поклонением лишь в соответствии с арабским языком.
Ведь, Аллах Всевышний говорит: «Скажи: ″О неверующие! Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы, а вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь я. Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы». [109:1-4].
Общеизвестно, что многобожники времен пророка, да благословит его Аллах и приветствует, поклонялись Аллаху, посвящая ему различные виды поклонения, о чем еще скажет автор книги. Несмотря на это, Аллах Всевышний отверг то, что они являются поклоняющимися Ему, так как в их поклонении присутствовало многобожие (ширк).
Таким образом, если поклонение не посвящается только одному Аллаху, то оно не называется поклонением в шариате.
Комментарии шейха Аль-Гунеймана к книге: "Отведение сомнений" (Кашф аш-Шубухат)
Ибадат (араб. عباده) — акт поклонения Аллаху. Он выражается в различных формах (например, намаз) в соответствии с Кораном и Сунной Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Лексическое значение слова «ибада» — боготворить, поклоняться, повиноваться и подчиняться. Этот термин означает действия и повиновение, выполняемые в особой форме и выражающие стремление приблизиться к Аллаху. Верующий получит вознаграждение за совершение этих богослужений в соответствии с намерением.
Поклонение символизирует наивысшую степень почтения ко Всевышнему. В широком смысле ибада включает в себя все действия и поступки, которыми доволен Аллах. Поклонение совершается исключительно ради того, чтобы заслужить довольство Аллаха. В Коране содержится призыв ко всему человечеству: «О, люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, — быть может, вы устрашитесь» (Сура «аль-Бакара», 2 / 21).
В аятах Корана и в хадисах определена форма поклонения Богу. Некоторые из этих видов поклонений являются фардом, некоторые ваджибом, сунной или мустахабом. Пятикратный намаз, пятничный намаз, пост в месяц Рамадан, закят и Xадж являются обязательными (фард) поклонениями. Некоторые виды ибады обязательны для выполнения каждым верующим, а другие — лишь для части мусульман. Эта категория именуется «фард кифайа». Сюда относится, например, намаз по усопшему. Установленные виды поклонения, обязательность которых не доказана, именуются ваджибом. Например, праздничные намазы и намаз витр. Многие поклонения относятся к категории сунны: дополнительные намазы, выполняемые до и после обязательных. Сунны утреннего и полуденного намазов, а также последняя сунна ночного намаза именуются «сунна муаккада». Что же касается 4-ракятных намазов перед послеполуденным и ночным намазами, то они именуются «гайри муаккада».
Помимо дополнительных намазов, выполняемых до и после обязательных, существуют и богослужения мустахаб, мандуб и татавву. Например, это намаз при входе в мечеть, намаз после омовения, намаз духа, намаз тасбих, намаз-просьба о помощи, молитвы, совершаемые во время лунного или солнечного затмения.
Исламские поклонения по форме исполнения делятся на три вида:
а) Поклонение, выполняемое телом: намаз и пост. Запрещено назначать кого-либо вместо себя для выполнения этих поклонений. Ни один верующий не может выполнять намаз или держать пост за другого. Если эти богослужения своевременно не выполняются, то остаются в качестве долга. Возможно возмещение за пропущенные дни из-за непроходящей болезни или глубокой старости — ежедневная выплата «фидии» в размере, достаточном, чтобы накормить одного бедняка. В Коране сказано: «А если кто-либо из вас болен или находится в пути, то следует поститься столько же, [сколько пропущено] дней в другое время. А тем, которые способны поститься, [но пропускают по неизлечимой болезни или старости], надлежит во искупление пропущенного поста накормить бедняка. А если кто- либо добровольно сделает большее, то тем лучше для него. Вам лучше поститься, если бы только вы знали это». (Сура «аль-Бакара», 2 / 184).
б) Поклонение, выполняемое имуществом: закят. Выплату закята можно осуществлять при посредничестве доверенного лица.
в) Поклонение, выполняемое как телом, так и имуществом: совершение Xаджа. Человек, имеющий средства и возможности для совершения Xаджа, может отправить от своего имени доверенное лицо.
г) Поклонение, направленное на исправление недостатков: в Исламе искупление (кафарат) по значимости является действием, близким к поклонению. Для мусульман существует надежда, что некоторые виды прегрешений могут быть прощены через искупление. В Коране встречаются три вида искупления:
- Искупление клятвы: необходимо тому, кто нарушил данное слово. В Коране сказано: «Аллах не взыщет с вас за празднословные клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили клятвами. В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков средним из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Кто не сможет сделать этого, тот должен поститься в течение трёх дней. Таково искупление ваших клятв, если вы поклялись (и нарушили клятву)». (Сура «аль-Маида», 5 / 89).
- Искупление за убийство верующего по ошибке: человек, лишивший жизни верующего по ошибке должен заплатить откуп и совершить искупление. Это может быть освобождение верующего раба или при отсутствии такой возможности — непрерывный пост в течение двух месяцев. Сказано в Коране: «Верующему не следует убивать верующего — такое допустимо лишь по ошибке. А если кто-либо убьёт верующего по ошибке, то ему надлежит отпустить на волю верующего раба и вручить наследникам убитого выкуп за кровь, если только они не велят раздать его в виде милостыни. Если убитый верующий и принадлежит к враждебному вам племени, то убийце следует отпустить на волю верующего раба. Если убитый принадлежит к племени, с которым у вас есть договор, то следует уплатить его наследнику выкуп за кровь и освободить верующего раба. Если у убийцы нет верующего раба, ему надлежит без перерыва поститься в течение двух месяцев в качестве покаяния перед Аллахом. Ведь Аллах — знающий, мудрый». (Сура «ан-Ниса», 4 / 92).
- Искупление за зихар (уподобление мужчиной супруги тем женщинам, на которых ему запрещено жениться): становится необходимым для продолжения семейных отношений в том случае, если мужчина произнёс намерение развода: «Ты для меня как мать» или «Твоя спина для меня словно спина моей матери». Искуплением является освобождение раба или соблюдение непрерывного поста в течение двух месяцев. Если человек не в состоянии выполнить эти богослужения, то следует накормить шестьдесят бедняков. Сказано в Коране: «Аллах внял словам женщины, которая вступила с тобой [, о Мухаммад,] в пререкания относительно своего мужа и жаловалась Аллаху. А Аллах слышал ваш разговор, ибо Аллах — слышащий, видящий. Те из вас, которые называют своих жён как бы хребтом своих матерей, [не правы] — в действительности их жёны, [конечно], не матери им, ведь их матери — только те женщины, которые их родили. [А утверждающие иное] утверждают предосудительно и лживо. Воистину, Аллах — прощающий, снисходительный. Тем, которые разводятся со своими жёнами по языческому обряду, а потом отрекаются от того, что сказали, надлежит освободить одного раба, прежде чем [супруги] сойдутся друг с другом. Так наставляют вас, и Аллах ведает о том, что вы делаете. Если же у кого-либо нет раба, то надлежит соблюдать пост два месяца без перерыва, прежде чем [супруги] сойдутся. А если кто-либо не может [соблюдать пост], то надлежит накормить шестьдесят бедняков. [Всё] это — для того, чтобы вы уверовали в Аллаха и Его Посланника. Это — ограничения, наложенные Аллахом, а для неверных уготовано мучительное наказание». (Сура «аль-Муджаделе», 58 / 1—4).
- Искупление за пост: предназначено для тех, кто намеренно и без причины нарушил богослужение. Для искупления необходимо освободить раба, будь он верующим или нет, или же непрерывное соблюдение двухмесячного поста. Если на это не хватит сил, то нужно накормить шестьдесят неимущих. Искупление за пост и искупление за зихар одинаковы по своим свойствам. В Коране говорится: «Не делайте тщетными ваши деяния» (Сура «Мухаммад», 47 / 33).
Грешен человек, намеренно нарушивший пост. Посланник Аллаха (саллляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Кто нарушит (без причины) пост месяца Рамадан, для него станет необходимым искупление, подобное совершившему зихар». (Ибнуль Хуммам, «Фатхуль-Кадир», 1).
д) Степени поклонения: ибада делится на три степени в зависимости от того, кто его совершает, намерения и цели:
- Поклонение Аллаху, совершаемое в надежде на вознаграждение и в страхе перед наказанием. Это богослужение выполняют с надеждой на Рай и страхом перед адом.
- Поклонение Всевышнему, совершаемое потому, что только Он — достойный поклонения и возвеличивания. Это является наивысшей степенью ибады (Аль-Алуси, «Рухуль-Маани», 1, 86).
Наряду с этими видами поклонения в Исламе существует масса других действий, за которые предоставляется вознаграждение. Например, это побуждение к одобряемому и удержание от порицаемого, изучение религиозных наук, а также служение на пути призыва. Порой вознаграждение за них гораздо больше, чем за добровольные поклонения. Кроме этого, считаются поклонениями и именуются благодеяниями такие действия из повседневной жизни, как забота о родителях, посещение родственников или больных, помощь сиротам или обездоленным, а также призыв к Истине и терпению.