Что делать мусульманину если имам недочитал или сделал лишний ракаат в намазе?

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
Если имам ушел после второго ракаата трёх или четырёх ракаатного намаза
عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ مَالِكٍ ابْنِ بُحَيْنَةَ الأَزْدِيِّ От 'Абдуллаха ибн Малика ибн Бухейны аль-Азди... Мы сказали, этот сподвижник умер после 50 года хиджры.
أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم قَامَ فِي الشَّفْعِ الَّذِي يُرِيدُ أَنْ يَجْلِسَ فِي صَلاَتِهِ فَمَضَى فِي صَلاَتِهِ فَلَمَّا كَانَ فِي آخِرِ الصَّلاَةِ سَجَدَ قَبْلَ أَنْ يُسَلِّمَ ثُمَّ سَلَّمَ
...что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поднялся после второго [рака'ата] (пары [рака'атов]) тогда, когда он хотел сесть [но он поднялся], и потом продолжил намаз. Когда был конец намаза, то совершил земной поклон (суджуд) до того, как совершить таслим, а потом дал салям (совершил таслим). (аль-Бухари (1230) и Муслим (570)).
Смотрите, это ещё одна версия того, о чём мы говорим, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) продолжил совершать намаз, совершил суджуд до саляма.
Вопрос: если сел после двух рака'атов и потом дал салям — и всё, и ушёл, т. е. человек после двух рака'атов вечернего намаза (магриба), или полуденного (зухра), или подобных намазов сел (должен же быть третий рака'ат или третий и четвёртый), и полностью дал салям, и ушёл и люди тоже стали уходить, что тогда делать? То есть человек, имам уже всё, совершил намаз, вышел из мечети, ушёл, и потом ему кто-то напомнил, он уже ушёл, может, домой пришёл, ему напомнили и он вернулся в мечеть. Что делать? В таком случае ещё раз читается, произносится икъама и он совершает намаз с людьми, которые там остались, и даёт салям (делает таслим), потом, после этого, делает суджуд для исправления (суджудун ли-с-сахв), потому что именно так поступил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в намазе аль-магриб, и об этом передано в хадисе, который приводится у имама Ахмада (да помилует его Всевышний Аллах) от Му'авии ибн Худейджа,
أنَّ رسولَ اللَّهِ صلَّى اللَّهُ عليهِ وسلَّمَ صلَّى يومًا فسلَّمَ وَانْصَرَفَ وقد بقيَت منَ الصَّلاةِ ركعةٌ فأدركهُ رجلٌ فقالَ نسيتَ منَ الصَّلاةِ ركعةً فرجعَ فدخلَ المسجدَ وأمرَ بلالًا فأقامَ الصَّلاةَ فصلَّى بِالنَّاسِ ركعةً فأخبرتُ بذلكَ النَّاسَ فقالوا لي أتعرِفُ الرَّجلَ قلتُ لا إلَّا أن أَراهُ فمرَّ بي فقلتُ هوَ هذا فقالوا طلحةُ بنُ عبيدِ اللَّهِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ
«...что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) однажды совершил намаз, и дал салям, и ушёл, остался от намаза один рака'ат. Догнал его один человек и сказал [ему]: "Ты забыл один рака'ат намаза", и он вернулся, вошёл в мечеть и приказал Билялю, и тот произнёс икъаму, и совершил с людьми один рака'ат. Я сообщил об этом людям (т. е. рассказал им это), и они [кому он рассказал этот хадис] меня: "А ты знаешь это человека?" Я сказал: "Нет [не знаю], если только не увижу его". И [однажды] он [этот человек, который догнал Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)] проходил мимо меня, и я сказал: "Вот это он". — "[Это был] Тъальха ибн 'Убейди-Ллях (да будет доволен им Аллах)"». (Абу Давуд (1023) и Ахмад (26710), аль-Албани назвал хадис достоверным).
Итак, если дал салям и ушёл, то потом возвращается, читается икъама, делается этот рака'ат или эти два рака'ата и потом совершается суджудун ли-с-сахв. Этот хадис знают мало и редко упоминают его, т. е. из тех хадисов, которые неизвестны среди людей, хадис, который приводится у имама Ахмада (да помилует его Всевышний Аллах). А если кто-то скажет: «А те, которые уже ушли?» Ушли уже — и ушли, т. е. заново их всех созывать и т. д. не нужно. А те, которые остались в мечети, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вернулся и совершил с ними оставшиеся рака'аты. Это суждение (хукм) о данной ситуации.
Как поступить, если имам встал на пятый ракаат?
Когда имам добавил пятый рака'ат, добавлять или не добавлять? Некоторые люди добавляют, и в качестве довода они приводят действия Пророка (ﷺ), а потом слова сподвижников, и они говорят: «Иначе быть не может, потому если бы не надо было вставать на пятый рака'ат, то Пророк (ﷺ) непременно бы объяснил это, потому что нельзя откладывать разъяснение от времени нужды в нём». Шейх Ибн 'Усаймин говорит: «Это [всё] подпадает под те слова шейх-уль-Ислама [Ибн Теймийи], которые мы недавно упомянули [по поводу этих полу-, полу-], эти случаи применимы к этому случаю (тот пример применим к этому примеру), потому что тот, кто говорит это, — полуучёный. Когда Посланник Аллаха (ﷺ) дал салям, они сказали ему (спросили его):
أَزِيدَ فِي الصَّلاَةِ؟ "Произошло добавление к намазу?"
Он сказал: أَمَّا إِنَّهُ لَوْ زِيدَ فِي الصَّلَاةِ لَأَنْبَأْتُكُمْ إِنَّمَا أَنَا بَشَرٌ مِثْلُكُمْ
"Если бы было добавление к намазу, то тогда бы я вам сообщил [об этом] (разъяснил), поистине (потому что), я человек, подобный вам". [аль-Бухари (401) и Муслим (572)].
Что мог [ещё] сказать (какое [ещё] разъяснение мог дать) Пророк (ﷺ) им, если это было время установления шариата (ат-ташри') [т. е. могло быть так, что действительно добавляется какой-то рака'ат к намазу], т. е. этот дополнительный рака'ат мог [действительно] быть установленным в шариате [т. е. произошло какое-то изменение]?! Была такая возможность [потому что время ат-ташри'], поэтому у них [сподвижников] была уважительная причина. А сейчас может быть какое-то дополнение к полуденному намазу (намазу зухр) — [был четыре], теперь стал пять?! [Нет, уже не может.] И, клянусь Аллахом, Пророк (ﷺ) не задержал разъяснение [в данном случае] от времени нужды, он сказал [эти слова]: "Если бы было добавление, то я бы тогда вам сообщил об этом", "Если бы что-то случилось, то я бы вам сообщил". Получается, что оставил разъяснение? [Не оставил разъяснение.] Потом [опять же], как он мог заставить сподвижников что-то переделать, если они делали то, что они были обязаны делать, а они делали всё то, что делал Пророк (ﷺ), т. е. следовали за ним?!»
Но если имам уже встал на пятый рака'ат, нам что делать; отделиться от имама и заканчивать намаз самим или мы просто сидим и ждём имама, потом вместе с ним будем продолжать закончим вместе с ним? Шейх Ибн 'Усаймин говорит: «[Конечно], в своей основе [да], мы отделяемся [в своей основе так], потому что мы [же чётко знаем и] убеждены, что это добавление [к намазу] и [добавление, которое] нарушает намаз. Но поскольку есть вероятность, что этот имам мог забыть [что-то из столпов (рукнов), а именно] "Аль-Фатиху" [внешне невидный рукн] в одном из рака'атов, [поэтому] он вместо того рака'ата, где он пропустил "Аль-Фатиху", совершает этот [пятый] рака'ат или в предыдущем рака'ате забыл "Аль-Фатиху" и поэтому он делает третий рака'ат вторым, [четвёртый рака'ат делает третьим] и т. д., есть такая вероятность [что он забыл "Аль-Фатиху", например] ([действительно], некоторых имамов [уже] после того, как они дают салям [после пятого рака'ата], спрашивают почему и они говорят [объясняют таким образом]: "Я [просто] забыл «Аль-Фатиху» в одном из рака'атов"), поэтому мы говорим: "[Нет], сидишь и ждёшь [когда он сядет, и потом вместе с ним закончишь намаз]"».
Но другие учёные ('уляма) считают, что правильно, что ты встаёшь вместе с имамом, и, говорят они, у нас есть хадис — встали сподвижники (сахаба), и Пророк (ﷺ) действительно бы объяснил и сказал: «В таком случае не вставайте за имамом, сидите» — или ещё что-то. Поэтому, а Всевышний Аллах знает лучше (Аллаhу Та'аля а'лям), правильно, что молящийся за имамом (маъмум) встаёт с имамом. Да, они говорят: «Субхана Ллаh» (делают тасбих), обращают внимание имама на то, что он ошибается, но совершают этот пятый рака'ат. Это мнение шейха аль-Албани (да помилует его Всевышний Аллах). И сахаба — конечно, можно сказать, что это было время, когда была смута (фитна), и т. д., но когда имамы из числа правителей (амиров) вставали и совершали утренний намаз в шесть рака'атов и вставали на третий и четвёртый, сподвижники совершали вместе с ними.