Что делать, если не понимаешь речь имама на пятничной хутбе? Скучные проповеди...

Что делать, если не понимаешь речь имама на пятничной хутбе? Скучные проповеди...

بِسْـــــــــــــمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِـــــــــــــيم

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

С тех пор, как было принято решение проводить пятничные проповеди в мечетях Татарстана на татарском языке, многие мусульмане проявляют недовольство, говоря, что совершенно не понимают, о чём идёт речь в проповедях.

Кроме этого, другая категория людей недовольна темами вагазов, мол, от пятницы к пятнице им приходится слушать чуть ли не одно и то же. «Имам должен «заряжать» прихожан», – говорят они, не видя в них достаточного энтузиазма, и считают свои рассуждения вполне справедливыми. В итоге для тех и других время проповеди становится настоящей пыткой.

На самом деле подобные размышления прихожан понятны, ведь каждый думает прежде всего о себе. Однако имам, находящийся на уровне проповедника, размышляет и наставляет гораздо шире. Он не имеет права заботиться о комфорте лишь одной части прихожан. Его обязанность заключается в проведении такой проповеди, чтобы она, во-первых, соответствовала требованиям шариата, во-вторых, чтобы мусульмане получили пользу и максимальный эффект от услышанного.

По шариату пятничная проповедь делится на обязательную часть – хутбу, состоящую из восхваления Всевышнему, Его Посланнику ﷺ, аятов и хадисов, произносимых традиционно на арабском языке, и на наставления с призывом, который может произноситься на любом языке. Собственно, на татарском читается именно вагаз, который у мусульман вызывает недовольство.

Начать, пожалуй, следует с сравнения. Как известно, практически во всех странах мира есть мечети и язык, на котором читаются в них проповеди, в основном соответствует государственному. Среди прихожан непременно присутствуют иностранцы, так же сталкивающиеся с языковым барьером.

Помимо этого, каждый народ имеет свою историю, а каждая страна свой уклад жизни. Россия, в отличие от малых стран, обладает наиболее уникальным, исторически сложившимся составом граждан. В связи с этим в ней существуют отдельные, несколько обособленные регионы, как, например, Башкирия и Татарстан.

Это правильно и удобно с точки зрения того, что каждый народ имеет право на свою самобытность, язык и культуру. И это соответствует словам Всевышнего: «Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (Худжурат, 13).

Значит, вполне нормально и справедливо, когда за каждым регионом закреплён язык того народа, который имеет на него историческое право. Как правило, он используется в среде, где наиболее всего выражается культура местного населения. Разумеется, религиозные заведения в этом списке стоят на первых местах.

Татарстан – татарский регион и является родным домом каждого татарина. В отличие от иных регионов, здесь русские живут с татарами в более тесных отношениях вот уже много веков. Ассимиляция их оказалась неизбежной, что привело к утере ярких черт идентичности татарского населения. Это отражается во всех сферах: языке, самобытности, культуре и даже религии.

Видя такое положение, татарские лидеры предпринимают попытки для возврата языка в уста татар. Отсюда и решение узаконить проведение пятничных проповедей на родном языке, дабы сберечь принципы основы своего народа.

Когда же люди, находящиеся в татарском регионе, требуют проведения проповедей на русском языке, опираясь лишь на свою проблему незнания татарского, и при этом обвиняют имамов в притеснении их прав, они не задумываются, что так они сами попирают права этого народа. Но почему-то в школах и в высших образовательных учреждениях татарский язык не в моде и можно сказать под запретом. 

Вот мнение татарской стороны в проведении проповедей на Джума намазах:

"И получается, будто бы эти два «новоиспечённых» контингента (русские и русскоязычные татары), ради своих личных интересов под религиозным предлогом желают просто взять и перечеркнуть всё наследие татарского этноса. Вместо того, чтобы самостоятельно удовлетворить свою нужду в вопросе понимания языка (это ведь только их проблема), жертвуя для этого своими средствами и силами (как жертвуют ради изучения иностранных языков), они почему-то требуют, чтобы для них жертвовали татары. Словно бы, они, приняв ислам, сделали татарам большое одолжение, и теперь считают их обязанными им.

Это выглядит очень странно и, как минимум, некультурно. Татарские имамы не виноваты, что русские, живя в Татарстане, не владеют татарским, ровно так же, как и некоторые татары, которые должны бы стыдиться за незнание родного языка, а не проявлять претензии, когда говорят на нём другие.

Нельзя умалять и труд татар в деле просвещения русскоговорящих людей. Не для них ли в мечетях организуются уроки по исламу на русском языке, а духовное управление выпускает многочисленную литературу, переводя её с татарского? Чьи-то лень и безответственность не могут выступать причиной для изменения основ татарского региона, ведь мечети для татарского народа во все времена служили механизмом сохранения национально-религиозной идентичности.

Что касается мусульман из числа представителей бывших союзных республик, то они приедут и уедут, а татары останутся, и им важно сохранить себя как этнос, нацию. Не следует видеть здесь национальный конфликт или монополию. Это совершенно нормальные вещи, которые не решаются эмоциями, а подчиняются социальным законам.

Еще одно недовольство отдельных прихожан связано с тематикой проповедей, которые, по их мнению, не затрагивают актуальных проблем общины мусульман. Поистине, это только потому, что они не понимают истинной цели пятничного собрания и, опять же, смотрят исключительно со своей точки зрения.

Есть огромная разница между тем, когда джума проводится в исламской стране, и когда в такой, как наша, где мусульмане находятся на совершенно разных уровнях понимания религии. Если в странах, где ислам исповедуется населением с самого рождения, поднятие актуальных и злободневных тем видится вполне нормальным, то у нас это будет неправильным.

Наши хутбы имеют цель доведения основ ислама прихожанам разного уровня, оттого текст проповедей выглядит однотипным. Ведь кто-то из мусульман принял ислам недавно, и его мысли относительно религии самые чистые и наивные. Нельзя обрушивать на него тяжёлую информацию с проблемами, тем более в пятницу.

Кто-то из прихожан достиг преклонного возраста, и ему хочется получить от проповеди всего лишь успокоения. А те, кто хорошо знает ислам и скучает во время хутбы, пусть задумаются об этой мудрости и проявят понимание.

К сожалению, современная молодёжь не обладает достаточным терпением и умением глубоко мыслить. К тому же недостаток понимания вопросов адаба и итагата (уважительного отношения к единоверцам и подчинение старшим) сказывается на их религиозном облике. Потому так получается, что она знает всё про религию, но когда дело касается практики, то эти знания в них никак не проявляются. А что говорили сподвижники? Они говорили: «Пока мы не воплощали в своей нравственности десять аятов Корана, мы не приступали к изучению следующих десяти».

Из этого следует: вместо того, чтобы скучать на проповедях, необходимо заняться самокритикой и воспринимать повторение имамами одних и тех же вещей как призыв к действию, совершенству. Осталось понять самое важное: «О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю! Так будет лучше для вас, если бы вы только знали!» (Джума, 9).

Джума вместе с проповедью, хутбой и намазами является зикром, то есть поминанием Аллаха. Это значит, что цель мусульманина, идущего в мечеть в пятницу, – не понимание смысла хутбы, а, в первую очередь, зикруллах.

Поэтому те, кто утверждает, что проповедь, читаемая на языке, который не понимают некоторые прихожане, уменьшает в них стимул идти на джума, пусть лучше осознают её истинную цель. Если они ходят на джума не ради исполнения приказа Аллаха, но только ради проповеди, то, наверное, проблема не в имамах и татарском языке, а в понимании этими людьми ислама, не так ли?

Со своей стороны, имамы прекрасно выполняют условия джума-намаза, но выполняют ли прихожане его условия? Условием пятничной молитвы для прихожан является внимательное слушание хутбы, не понимание. Так же не текст проповеди и имам, обладающий энтузиазмом, заряжают прихожан, но сам зикр и благословение Всевышнего.

Нет ничего страшного в том, что кто-то не понимает смысла, сказанного в хутбе. Например, многие умеющие читать Священный Коран тоже не понимают его. Однако само чтение Корана – огромная духовная польза. Читающий обретает нур и скрытую пользу."

Вот такое заключение сделали специалисты в деле понимания проведения проповедей с татарской точки зрения.

А как думаете вы братья и сёстры мусульмане?!

Аллах Знающий и Мудрый!