Читая суру аль-Фатиха молящийся восхваляет Аллаха наилучшим образом

Читая суру аль-Фатиха молящийся восхваляет Аллаха наилучшим образом

Хвала Аллаху Господу миров!

Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал:

«Читая суру «Аль-Фатиха», молящийся восхваляет Всевышнего наилучшим образом и упоминает о Его Господстве и о Его благодеянии и милости к мирам. В этой суре Аллах прославляет Себя, упоминая о том, что Ему будет принадлежать величайшая власть в День, когда не будет иного царя, кроме Него, когда Он соберёт первых и последних в одном месте и будет судить их всех за их деяния. Далее следует указание на два вида единобожия. Это единобожие Господства [испрашивание помощи] и единобожие Божественности [поклонение].

Затем молящийся испрашивает у Него самого лучшего и самого достойного из того, о чём можно просить. Это наставление на прямой путь, который Он создал для Своих пророков, посланников и их последователей. Это путь идущих к Нему и Его Раю. Это путь тех, кого Он выделил особо по милости Своей: Он познакомил их с истиной и сделал так, что они последовали ей. Это не путь общины, которая под гневом потому, что узнала истину, но не последовала ей; и не путь общины, впавшей в заблуждение, которая не знала истины и не следовала ей. Таким образом, из этой суры можно узнать о Господе, о пути, ведущем к Нему, и о цели, которая достигается после преодоления пути.

И в ней содержится хвала и мольба и упоминается о достойнейшей из целей — подчинённости Всевышнему (‘убудиййа), и о самом лучшем способе её обретения — испрашивании помощи у Аллаха. Причём упоминается сначала цель, а потом средство, сначала объект поклонения и испрашивания помощи, а затем акт поклонения и испрашивания помощи, дабы указать тем самым на Его обособленность, на то, что это не подобает никому, кроме Него, Всевышнего.

В суре «Аль-Фатиха» также содержится упоминание о Божественности, Господстве и милости. Аллаха восхваляют и Ему поклоняются за Его Божественность. И Он творит и дарует удел, умерщвляет и дарует жизнь, распоряжается царством Своим и вводит в заблуждение заслуживающих этого заблуждения, и гневается на тех, кто заслуживает Его гнева, — это проявления Его Господства и мудрости. И Он одаряет и милует, проявляя щедрость и снисходительность и прощая, наставляет на истинный путь и принимает покаяние по милости Своей.

Сколько же в этой суре разнообразного знания, сколько [свидетельств] единобожия и истин веры!».

«Мудрость Ислама» ИД «Умма», 2007, стр. 11-12