Чиновник не «за» и не «против» Ислама
Отталкиваясь от недавнего разговора с одним из мусульманских активистов хотелось бы обратить внимание на ряд моментов, которые имеют важное значение для выстраивания работы с чиновниками, занимающимися вопросами взаимодействия с религиозными организациями.
В общем, чиновники всегда осмотрительны, консервативны и действуют с оглядкой. Найти общий язык с чиновником сложно, но можно. Главное – учитывать их образ мыслей и понимать, что чиновник не «за» и не «против» ислама. Раз эта религия (в отличие от тех же «Свидетелей Иеговы») разрешена к исповеданию на территории страны то и нет смысла с ней бороться.
Это обстоятельство зачастую упускают те мусульмане, которые расценивают действия чиновников как противодействие исламу и при этом цитируют аят: «И никогда не будут довольны тобой ни иудеи, ни христиане, пока ты не последуешь за их учением. Скажи: «Поистине, путь Аллаха есть настоящий путь!» (Коран, 2-120)
Во-первых, надо понимать, что чиновники с опаской относятся к активности граждан вообще, потому что боятся событий по типу украинских, когда самоорганизовавшиеся граждане устроили хорошую встряску целой стране. По их мнению, ничего хорошего из этого не вышло, общество раскололась и началась гражданская война.
Во-вторых, религия для них, в большинстве своем бывших членов КПСС – это нечто устоявшееся, ритуал, который раз и навсегда утвержден и любое отступление от него чревато впадением в «нетрадиционность», с последующей радикализацией.
А нетрадиционалисты и радикалы – суть все прислужники спецслужб враждебных стран, которые покупают их за доллары, так как они маргинализированы и им больше помощи ждать неоткуда.
Поэтому в своей деятельности они делают ставку на представителей централизованных и традиционно действующих в их регионах религиозных организаций.
При этом, по мнению чиновников, к тем, кто добивается перемен надо относиться как минимум, с подозрением, потому что они подрывают сложившийся статус-кво и становятся источником нестабильности, так как не хотят идти в русле сложившихся традиций.
Те, кто не может договориться с централизованной религиозной организацией, по логике чиновников не может считаться истинно верующим, так как представители одной веры должны находить общий язык друг с другом. Конфликт в рамках одой конфессии рассматривается как конфликт истинно верующих с «нетрадиционалистами». Естественно симпатии чиновников в этом случае на стороне «истинно верующих».
В-третьих, истинно верующий, в глазах чиновника – всегда патриот своей Родины. Он не занимается словесными спекуляциями и не выдвигает популистских лозунгов об улучшении жизни путем борьбы с нерадивыми бюрократами, то есть с самими чиновниками, а принимает все как есть, «начиная с себя» и занимается в первую очередь не переустройством мира, а самосовершенствованием.
В-четвертых: религиозная молодежь должна уважать старших и традиции, так как это часть религиозного этикета и молча слушать своих духовных наставников из числа официального духовенства, которое, прежде всего, призывает думать сначала о Родине, а уж потом – о себе.
В установках чиновников есть и своя логика. Как представитель власти чиновник не стремится выслушивать мнение каждого отдельного человека, если это касается дел какой-то консолидированной группы граждан. Ему гораздо удобнее выслушать одного представителя этой группы и с ним продолжать диалог, потому что вести диалог с толпой в любом случае не получится, так как у каждого отдельного человека свои «представления о прекрасном».
Как говорят сами чиновники: «Любое общее дело – это компромисс. Уступать должен младший».
И добавляют: «Сначала начинается обсуждение главы религиозной организации, а потом начинается обсуждение главы государства».
Когда обеспокоенные гражданские активисты спрашивают, а как заявлять о своих правах чиновники отвечают: «А зачем заявлять о своих правах? Разве вы являетесь специалистом в той или иной области, например, в вопросах религиозного культа? У нас есть установленная процедура и в ее рамках мы общаемся с сертифицированным специалистом в области религии –главой религиозной организации. У него есть соответствующая бумага, признаваемая государством, а у вас такая бумага есть? Нет? Значит для нас вы – не специалист. А каждый должен заниматься тем делом, в котором он – специалист».
В качестве примера чиновники очень любят приводить пример соседней страны.
«На майдане заявили против коррупции, а потом началась гражданская война», -говорят чиновники всем, кто пытается начать разговоры о гражданском обществе.
По их мнению – существующие централизованные религиозные и общественные организации и есть то самое гражданское общество и другого не нужно, так как это «раскачивает лодку, в которой мы все».
Общественная деятельность, по мнению чиновников –штука очень опасная, так как общественник не имеет постоянного источника доходов и его легко перекупить врагам Отечества, которые и замышляют «оранжевые революции».
После всего сказанного можно сделать следующий вывод: мусульмане, как и все остальные граждане должны соблюдать установленные для всех единые правила и, что самое главное, традиции, которые есть в каждом и, в том числе, и российском обществе, а также соблюдать бюрократические процедуры, на которых и основывается действие государственного аппарата.
Ведь власть это не просто какая-то абстрактная функция, а конкретные чиновники, которые эти функции осуществляют.