Будет ли спрошен человек, больной депрессивными расстройствами, за свои слова?

Если у человека сильная депрессия и душевное расстройство из-за жизненных неприятностей и проблем… Будет ли он спрошен за свои слова про себя (не слова в присутствии других), которые он говорит себе шепотом и которые, прибегаю к Аллаху от подобного, содержат богохульство: ругань предопределения и клевету на Милостивого Аллаха? Если учесть то, что после этого он сожалеет о сказанном, но не может противостоять стрессу и депрессии?
Хвала Аллаху Господу миров.
Аллах милостив к Своим рабам, ведь Он не требует расчета с человека за наущения и мгновенные мысли. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Воистину, Аллахпростил членам моей общины то, что они говорят про себя, до тех пор, пока не сделают или не скажут (в соответствии с этим) (аль-Бухари № 5269 и Муслим № 127).
Если к человеку, больному депрессивным расстройством или подобным заболеванием, придут мысли о неверии или грехе, то он не будет спрошен за них. При условии, что он не станет произносить свои мысли или совершать действия сообразно им.
Если предположить, что человек при депрессивном расстройстве, не смог побороть влияние болезни и наущения и не преднамеренно произнес подобные слова, то он также не будет спрошен за них. Так как он не желал их произносить.
Аль-Бухари озаглавил одну из глав в своем труде Сахих как Глава о разводе в случае, когда разум был затуманен (игляк), под принуждением, во время алкогольного опьянения, сумасшествия; об ошибке и забывчивости в разводе, о многобожии и другом. Ибо посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Воистину, дела оцениваются по намерению, и каждый человек получит то, что намеревался (приобрести)“. Аш-Ша‘би прочел: „Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись“. О том, что не дозволено утверждать о разводе человека, подверженного наущениям. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал человеку, который утверждал о (разводе): „Являешься ли ты сумасшедшим?“ ‘Укба ибн ‘Амир сказал: „Развод человека, подверженного наущениям, не дозволен“ (приведено с сокращениями).
Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: Развод человека, страдающего от наущений, не считается состоявшимся, даже если он произнес слова о разводе, но при этом он не намеревался действительно дать развод. Потому что человек, страдающий от наущений, может говорить слова не преднамеренно и без действительного желания (их произнести). Его разум затуманен, он находится под принуждением этой подавляющей силы, которой он мало может противостоять. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Нет развода в состоянии закрытости“ (состояние, при котором у человека „закрыты двери“ понимания и осознания происходящего – прим. пер.). Поэтому, его развод считается действительным только в случае, когда он в спокойном состоянии, и действительно желает развестись. В подобном случае, когда человек не имеет самостоятельности, не имеет намерения и решения (дать развод), разводсостоявшимся не считается (Фатауа аль-исламийа. Т. 3. С. 277).
Это разъяснение, которое привел шейх, да помилует его Аллах, говоря о человеке, страдающем от наущений, относится и к человеку, страдающему депрессивными расстройствами. За то, что человек сказал, будучи в невменяемом состоянии, то есть без умысла и самостоятельного выбора, он отвечать не будет.
Однако больной человек должен постараться излечиться от этой болезни и избавиться от тревог, депрессии и стресса. Ему следует размышлять о милостях Всевышнего Аллаха, которыми Он одарил его, чтобы в его сердце утвердилась благодарность к Благодетелю, довольство тем, что Он предписал, и чтобы человек избавился от недовольства Господом. Нет ни одного раба Аллаха, которого бы Аллах не наделил несметными благами: в религии, в теле, в семье и во всем остальном.
Если же человек понимает то, что он говорит, произносит слова осознанно, думая, что после этого ему станет легче, или произносит их из-за попустительства со своей стороны, то он будет спрошен за свои действия. Поэтому в отношении плакальщицы или причитающей после смерти кого-либо существуют серьезные угрозы. Несмотря на то, что она в подобных случаях обычно бывает в состоянии сильнейшей грусти и печали, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предостерег произносить во время несчастий то, что гневит Аллаха. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, после смерти своего сына Ибрахима сказал: Воистину, слезы льются из глаз, а сердце печалится. Но мы говорим только те слова, которыми доволен наш Господь (аль-Бухари № 1303 и Муслим № 2315).
В предании, что приводит Ибн Маджа (№ 1589) сказано: Но мы не говорим то, что гневит Господа.
От гнева нет пользы, он не избавит человека от несчастия и горя. Но чтобы преодолеть испытание и несчастье, человеку стоит обратиться к терпению и надеяться на награду Аллаха. Как об этом сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: Поистине, величина награды соответствует величине испытаний и бед, и поистине, если Аллах любит какой-либо народ, то посылает на них испытания (беды). И тот, кто проявляет довольство (перед испытанием), тому будет дано довольство Аллаха. Тот же, кто гневается, тому – гнев Аллаха (ат-Тирмизи № 2396 и Ибн Маджа № 4031). Аль-Албани в Сахих ат-Тирмизи сказал, что хадис достоверный.
А Аллаху ведомо лучше.
Развод психически больного человека
Я – мусульманин. Когда мне было 8 месяцев, мне поставили диагноз полиомиелит. Болезнь присутствует и сейчас, на некоторое время меня полностью парализовало, и я не мог двигаться совсем. Сейчас, хвала Аллаху, ко мне вернулись силы. Но моя нога всё еще слаба, и на неё очень трудно опираться. Поэтому я испытываю трудности при ходьбе.
Однако, хвала Аллаху, мое психическое здоровье в порядке, я счастлив и спокоен. Я получил научную степень и долгое время работал.
В прошлом году я проходил медицинское обследование, и мне сказали, что у меня остались последствия полиомиелита. Это требует от меня уменьшить нагрузки и находится в полном покое. Из-за этого у меня началась бессонница, я плохо стал спать. На протяжении дня у меня плохое настроение, бывало настолько плохо, что на протяжении прошлых четырех лет я часто сильно плакал днём, и настроение моё резко менялось.
Иногда я подумывал о самоубийстве, написал даже завещание и последние просьбы. Всё, о чём я мечтал, это то, как расторгнуть брак, так как я был несчастен.
Я женат, и у меня есть четверо детей. Но я желал развестись. Из-за того, что я часто задумывался, я не слышал детей, когда они мне о чем-то рассказывали. Им приходилось дотрагиваться до меня или кричать в лицо.
Я обращался к психологам. Они сказали, что в моем мозгу увеличилось количество каких-то веществ, и всё это влияло на меня прошлые годы.
Через 19 лет брака и, имея четверых детей, мы с женой расстались. Произошло это в то время, когда я нуждался во врачебной помощи и лечении, я не владел собой. Я развел жену, будучи больным. Я более двух раз сказал ей, что она разведена. Из-за увеличения веществ в мозгу я был душевно больным в то время, как об этом сказали доктора.
В ночь, когда я развел свою жену, я на автомобиле врезался в электрический столб. После слов о разводе я бросил стол со всем, что было на нём, несмотря на то, что по натуре я спокойный человек. Всё это указывает на мое тогдашнее состояние, что я не владел собой.
Я дважды совершал молитву аль-истихара, молитву испрашивания о благе и облегчения. Первый раз я обнаружил, что мой сын зовет меня вернуться домой. Во второй раз я видел свою жену.
Во время развода жены я находился в тяжелом душевном состоянии, испытывал последствия полиомиелита, которым переболел в детстве. Я был очень нервным, не владел собой, мои мысли были рассеяны.
Могу ли вернуть свою жену снова? Считается ли мой развод, который я дал ей, действительным?
Во-первых: Просим Всевышнего Аллаха исцелить Вас и излечить, даровать Вам покой и счастье.
Во-вторых: В основе, если человек развел свою жену в период, когда у жены не было менструации или беременности, и когда у них не было супружеских отношений, развод считается действительным. Однако Шариат не считает действительным развод, когда человек находится в бессознательном положении. Сообщается от ‘Аиши, да будет доволен её Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Развод и освобождение из рабства не считаются действительными, если произошли в бессознательном положении, неосознанно /игляк/ (Ибн Маджа № 2046). Аль-Альбани сказал, что хадис хороший.
Аль-Бухари назвал главу в своём достоверном сборнике хадисов: «Глава о разводе в бессознательном положении, под принуждением, в состоянии опьянения, при сумасшествии и положении (такого развода). (А также) о разводе по ошибке, по забывчивости, многобожии и пр. Так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Дела по намерениям, и каждый человек получит то, что он намеревался приобрести“. Аш-Ша‘би прочел:
لَا تُؤَاخِذْنَا إِنْ نَسِينَا أَوْ أَخْطَأْنَا „Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись“ (сура „аль-Бакара“, аят 286).
А также о том, о чем нельзя утверждать в отношении человека сомневающегося (наущаемого). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Ты лишился ума?“ ‘Укба ибн ‘Амир сказал: „Развод человека, наущаемого сомнениями, запрещен“».
К бессознательному состоянию относится и принуждение, и состояние, когда человек не понимает, что делает, и действие без желания. Также, иногда, бессознательным называется состояние человека, который мучается наущениями и сомнениями, человека, околдованного, и состояние некоторых психически больных, когда они дают развод, не желая этого внутри, когда человека словно что-то толкает на это, и он не находит покоя, пока не произнесет слова о разводе. В этом случае также развод действительным не считается.
Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах, сказал: Наш учитель Ибн Теймийа сказал: „Бессознательное состояние – это состояние, когда человек не знает, что делает, и не имеет цели, намерения (делать это)“. К состоянию бессознательности относятся состояние слабоумного, сумасшедшего, опьяненного, принужденного и человека, который из-за сильного гнева не ведает, что творит. Все эти люди теряют способность думать, понимать и совершать сознательные действия. Развод считается верным, когда человек произносит слова о разводе с намерением (развести жену), и понимая свой поступок (Хашийату-с-сунан. Т. 6. С. 187).
Таким образом, если Вы произносили слова о разводе, понимая свои слова, зная о последствии их, желая развести свою жену, то развод Ваш считается действительным.
Если же Вы произнесли их бессознательно, под воздействием болезни, то развод недействителен.
Если развод всё же имел место, то, если срок выжидания /‘идда/ еще не прошел, Вы можете вернуть свою жену. Или же Вы можете снова жениться на ней, если она пожелает этого. И это в случае, если развод был первым или вторым.
Хотим обратить Ваше внимание, что если человек развел свою жену трижды или более раз одним разом: например, сказал ей трижды, что она разведена, то это, в соответствии с предпочтительным мнением ученых, считается одним разводом. Также развод считается однократным, если человек развел свою жену, и после, не возвращая свою жену, снова развел её. То есть были ли слова о троекратном разводе произнесены одним разом, или были произнесены через какое-то время, будет считаться, что это однократный развод. Так как развод возможен только после заключения брака или возвращения жены после неполного развода. Таково предпочтительное мнение ученых.
А Аллаху ведомо лучше.
Религиозные нормы мусульманского канона /фикх/ в отношении умалишенного (сумасшедшего) человека
Возложение религиозных обязанностей связано с разумностью /‘акль/, а неразумность (умалишенность) противоположно разумности, и, значит, неразумность мешает совершению слов и дел так, как это положено, кроме редких случаев.
Умалишенность - это расстройство в силе различения между хорошими и плохими вещами, а также расстройство понимания последствий, так как такой человек не понимает последствий своих деяний. См. Аль-Маусу’ату-ль-фикхийа (Т. 16. С. 99).
Сумасшедшего касаются многие нормы, упоминаемые в разных главах трудов по фикху. Примером такой нормы является то, что он не обязан совершать физические обряды поклонения: очищение, молитву, пост, паломничество. И ни один из них не будет верным, если он его совершит.
Однако такой человек обязан выплачивать закят, если он обладает имуществом. Платить его от имени умалишенного человека должен его опекун. Также он должен выплачивать штрафы и возмещения, если он испортит что-то. Потому что порча вещей связана с последствиями, с причинами, а не с религиозными обязанностями.
Сумасшедший или неразумный человек считается мусульманином, если хотя бы один из его родителей мусульманин. И мы надеемся, что такие люди войдут в Рай.
С человеком, которого признали умалишенным, не ведутся торговые отношения: ни продажа им товара, ни покупка верными не будут, как и не будут верными, то есть приводящими к решению на их основании, любые сказанные им слова о разводе, о дарении и пр.
Умалишенность является недостатком в браке /никах/, поэтому такой брак может быть расторгнут /фасх/ по решению шариатского судьи.
Сумасшедшего не наказывают за прелюбодеяние, не наказывают из возмездия и пр.
Умалишенный может получить наследство, но его имуществом должен распоряжаться опекун, учитывая при этом пользу для умалишенного. А когда такой человек умирает, и, если у него остается имуществом, ему наследуют его наследники.
А Аллах знает лучше.
Ислам и психически больные
Говорят, что у людей, характеризуемых по нашей вере как «сумасшедшие», нет проблем и в Судный день. В эту категорию входят только они одни? А как быть с психическими больными (шизофрениками, параноиками, людьми с раздвоенной личностью и др.)? К примеру, если шизофреник совершит преступление, является ли он ответственным за него?
«Разум» и «носитель разума», когда они рассматриваются в качестве правовых понятий, относятся к человеку, который способен различать добро и зло, обретение (прибыль) и потерю (в экономическом и широком социальном смысле). Если у человека нарушается эта способность, то с него снимается и ответственность по вере.
Всевышний Аллах говорит о том, что Он «не возложит ни на кого груз не по силам (неподъемный для него груз)» (2/286).
От Посланника (мир ему и благословения Аллаха) есть такой хадис: «Три человека не несут ответственности (за свои действия): лишенный ума сумасщедший, спящий человек во время сна и ребенок, не достигший зрелого возраста» (Ebû Dâvud, “Hudûd”, 16; Tirmizî, “Hudûd”, 2).
Психические нарушения у людей бывают в разной форме и разной степени. По этой причине к их оценке следует подходить с учетом этой их специфики. Так, люди полностью потерявшие разум, не несут ответственности за свои действия. Потому они не могут быть привлечены к правовому осуждению, физическому наказанию. Но материальный урон, который они наносят людям, компенсируется из их добра (см.: Mustafa Uzunpostalcı, “İslâm Hukukunda Ehliyeti Daraltan veya Ortadan Kaldıran Sebepler”, İslam Hukuku Araştırmaları Dergisi, sayı: 9, yıl: 2007, sayfa: 67–100).
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел нам: "Лечитесь, ибо Аллах не создал болезнь, не создав для нее лекарство." Этот хадис нужно воспринимать как стимул для поиска исцеления от любого недуга, как физического, так и психического. Поэтому психически больные люди (или их семьи) не должны опускать руки в поиске исцеления.
Вот как отвечает шейх Ахмад Кутти: Если вы считаете сумасшедших/безумных психологически ущербными людьми, то здесь все зависит от степени тяжести их недуга. Если человек впал в сумасшествие/безумие до такой степени, что лишился рассудка, то с него снимается таклиф (ответственность), и поэтому, согласно Шариату, он считается не ответственным [недееспособным], или гайру-мукалляф.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Для безумного перо поднято то тех пор, пока он не станет здравомыслящим...[т.е. пока он не обретет рассудок]".
Таким образом, человек не является ответственным за свои действия или слова, если он находится в состоянии сумасшествия/безумия. Но если у него бывают моменты здравомыслия, то он будет Но если к нему на какое-то время возвращается здравомыслие, то он будет ответственен за все, сказанное или сделанное им в это время.
Всевышний Аллах знает лучше
Почему Аллах создает умственно неполноценных людей?
Аллах является единственным Создателем и хозяином всего созданного, и Он распоряжается своими творениями как пожелает. Для демонстрации своего бескрайнего могущества, знания и мудрости, Он сотворил множество творений самых разных видов. Ни у одного из созданий нет права быть недовольным своим существованием, так как каждое создание является произведением божественного творения.
Какой вид Творец придаст своим созданиям, такой вид они и примут, и для них нет никакой другой альтернативы. То, что Аллах Всевышний создает свои творения разными, не является несправедливостью по отношению к ним. Например, у мыши нет прав сказать: «Почему Ты не создал меня человеком», и комар не вправе сказать: «Почему Ты не создал меня верблюдом», так как дарованное им существование, само по себе является величайшим благом. И особенно человек должен быть благодарен своему Творцу за свое существование и за то, что Аллах наделил его неисчислимыми благами, как духовными, так и материальными.
Поэтому выражение недовольства благом существования является самой скверной формой неблагодарности, достойной наказания. Выражение благодарности за свое существование является долгом для каждого существа. Мудрость Аллаха Всевышнего преследует не одну, а сотни целей. И то, что один или два результата оказались плохими, ни в коем случае не умаляет других прекрасных результатов.
Что же касается создания людей с ограниченными умственными способностями или лишенных рассудка, то мудрость этого можно объяснить следующим образом:
1. Создавая некоторых людей умственно неполноценными, Аллах Всевышний преподает урок тем людям, которые обладают разумом, чтобы они поняли, насколько великим благом является разум, и были благодарны своему Господу за это.
2. Создавая некоторых людей, лишенными разума, Аллах Всевышний показывает, что наличие разума не является следствием физиологических процессов в организме человека, а является даром Творца.
3. Создание людей, лишенных разума, является очень серьезным уроков в частности для материалистов, считающих себя умными. Эти неблагодарные люди считают величайшее творение Аллаха, следствием случайности. Поэтому существование таких людей, фактически опровергает их утверждения о том, что разум является продуктом мозговой деятельности. Так как отсутствие разума у людей, которые с точки зрения своего физического строения не имеют никаких недостатков, для каждого человека обладающего хоть каплей разума является доказательством того, что разум так же является одним из величайших творений Аллаха.
4. Мирская жизнь представляет собой место испытания. Среди людей есть те, кто успешно проходит это испытание, и те, кто не проходит его. И создав некоторых людей лишенными разума, Аллах приготовил для них прекрасное вознаграждение в будущей жизни. К такому вознаграждению можно отнести следующее:
- Они не подвергаются испытанию в мирской жизни.
- В судный день они не будут подвергнуты отчету и сразу войдут в Рай.
- В вечной жизни они будут наделены таким умом, что другие люди будут завидовать им.
Нет никакого сомнения в том, что в судный день очень многие люди пожелали бы прожить мирскую жизнь сумасшедшим и войти в Рай, чем прожить жизнь, считаясь умным, и оказаться в Аду.
islam-today
Кадыр Маликов: в исламе педофилия наказывается только смертной казнью
Сексуальное насилие в целом и педофилия в частности относятся к категории преступлений, совершив которые, человек имеет шанс спасти свою душу, только понеся наказание. Просто покаяться мало. Ислам суров к педофилам, так как на кону стоят жизнь всего общества и его будущее, заявил теолог.
Теолог Кадыр Маликов на своей странице в Facebook высказался за введение смертной казни для педофилов в Кыргызстане, комментируя происшествие в Сузакском районе Джалал-Абадской области, где имама подозревают в неоднократном изнасиловании 10-летнего мальчика.
"Педофилия, независимо от вероисповедания, национальности, социального статуса человека, — тяжкое аморальное преступление против Аллаха и общества, и оно должно жестоко караться законом. Очень огорчает отсутствие своевременной реакции со стороны религиозных деятелей по поводу задержания 58-летнего "имама", подозреваемого в педофилии", — пишет Маликов.
Теолог отмечает, что, "к сожалению, в соцсетях вновь слышны обвинения в адрес всех верующих и ислама как религии". По мнению Маликова, уже сложился ложный стереотип: "к педофилии на мусульманском Востоке всегда относились снисходительно".
"Думаю этот вопрос необходимо прояснить согласно исламу. В исламе педофилия всегда считалась одним из самых больших грехов и одним из тягчайших преступлений, которое наказывается только смертной казнью", — сообщил Маликов. Он отметил, что такие аморальные преступления в Кыргызстане участились, педофилия пришла и в мусульманскую среду, в мечети, медресе. Наряду с выяснением причин происходящего Маликов призывает "чистить" духовные кадры, тщательнее проверять психическое здоровье будущих имамов, наличие у них судимости и соблюдение ими этических норм.
"Если преступление доказано, то педофила, считаю, нужно сурово наказать, тем более, если он прикрывался религией. Эти люди дискредитируют целую умму (религиозная община. — Прим. ред.) и весь ислам! Я — сторонник введения смертной казни за некоторые виды преступлений, особенно за педофилию. Но — с учетом прозрачности и справедливости суда, то есть введение смертной казни возможно только при условии, что наши суды будут справедливыми и свободными от коррупции, иначе могут пострадать невиновные", — заявил Маликов.
Проблема педофилии согласно шариату
"Тот, кто посягает на детей, посягает на само государство и общество. По шариату, сексуальное посягательство на ребенка совмещает в себе сразу четыре преступления. Очень немногие преступления, замечу, нарушают так много прав одновременно. Насильник-педофил, во-первых, посягает на честь и достоинство, ведь они, согласно исламу, достаются человеку с рождения. Во-вторых, он посягает на тело ребенка, насильственно им овладевая, а также на его здоровье, калеча психику и плоть. В-третьих, насильник посягает на потомство, то есть на само будущее. К детям ислам относится по-особому: дети — основа общества, залог его будущей физической и духовно-нравственной безопасности", — сказал теолог.
Сексуальное насилие в целом и педофилия в частности, по словам Маликова, относятся к категории преступлений, совершив которые, человек получает шанс спасти душу, только понеся наказание, — просто покаяться мало.
"Не случайно, что и всему обществу, которое благосклонно относится к этому преступлению (закрывает глаза), принимает его как должное (пусть даже не вслух, а в сердце), Аллах тоже посылает наказание — "навазиль". В Коране упоминаются землетрясения, потопы, прочие природные катаклизмы. Но это только предупреждения, самое страшное наказание общества в том, что оно вырождается", — отметил Маликов.
Теолог предостерег, что "если уровень нравственности упадет до некоей критической отметки, если число таких преступлений достигнет рокового количества, и общество останется глухим, его ждут большие неприятности".
«Единая Россия» внесла в Госдуму инициативу о пожизненном сроке для педофилов
«Единая Россия» внесла в парламент инициативу о пожизненном тюремном сроке для педофилов-рецидивистов, а также за насильственные действия в отношении двух и более лиц младше 18 лет. Об этом в пятницу, 10 сентября, сообщает ТАСС.
Согласно законопроекту, предлагается пожизненно лишать свободы педофилов за повторное подобное преступление. При этом, максимальный возраст потерпевших повышен до 17 лет.
Также пожизненное лишение свободы предусмотрено для лиц, впервые судимых по статьям о педофилии «в отношении двух и более несовершеннолетних, а также на случаи, когда указанное преступление сопряжено с совершением другого тяжкого или особо тяжкого преступления».
Авторами инициативы стали глава комитета по госстроительству Павел Крашенинников, председатель комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн и секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак.
6 сентября 2021 года в Киселевске две одноклассницы не пришли домой из школы. В ночь на 7 сентября родители заявили в полицию о пропаже детей. Было возбуждено уголовное дело. На место происшествия выехали следователи по особо важным делам и криминалисты.
Сотрудники полиции в течение нескольких часов установили личность подозреваемого в убийстве двух школьниц, отследив его по камерам видеонаблюдения. Его оперативно задержали и доставили в отдел полиции. Тела детей были обнаружены в заброшенном доме. Подозреваемый сознался в том, что изнасиловал и убил двух девочек.