Бороться с этим дунья до последнего вздоха

Бороться с этим дунья до последнего вздоха

Хвала Аллаху Господу миров!

Каждая верующая семья может быть испытана тем, что кто-то из членов семьи будет совершать большие грехи или же вовсе будет неверующим. Надо ли разрывать с ними связь и отказываться от них?

Одним из прекрасных примеров для таких ситуаций является Пророк Нух, мир ему, сын которого выбрал неверие и ослушание, как об этом говорит Коран: "Ковчег поплыл с ними по волнам, подобным горам, и Нух воззвал к своему сыну, который одиноко стоял в стороне: «Сын мой! Садись с нами и не оставайся с неверующими». Нух, мир ему, призвал его уверовать и взойти на корабль, дабы не потонуть, как остальные неверные.

Бороться до последнего - вот чему учит нас ислам.

Скверная кончина

Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал: «Наблюдая за многими людьми на их смертном одре, ты видишь, что они лишаются благой кончины в наказание за свои скверные деяния.

Абу Мухаммад ‘Абду-ль-Хакк ибн Абду-р-Рахман аль-Ишбили (да помилует его Аллах) сказал: «И знай, что у скверной кончины (да убережёт нас Аллах от неё!) есть причины, пути и врата, величайшими из которых является чрезмерная привязанность к мирскому, сопровождаемая отстранённостью от мира вечного, а также дерзость в ослушании Всевышнего Аллаха. Бывает, что человека одолевает какой-нибудь грех, разновидность ослушания, некое проявление отстранённости [от мира вечного] и некая доля дерзости в ослушании. Они завладевают его сердцем и, пленив его разум, гасят его свет и закрывают его покровами, после чего ему уже не приносят пользы напоминания и наставления. И смерть может застать его в таком положении. И он услышит воззвание издалека, но не поймёт сути его, и даже если бывающий станет повторять ему, тот всё равно не сможет понять его».

И он сказал: «Рассказывают, что к одному из приближённых [халифа] ан-Насыра пришла смерть, и его сын стал говорить ему: “Скажи: "Нет божества, кроме Аллаха". А тот сказал: “Ан-Насыр — мой господин. Сын повторил свои слова, а этот человек снова сказал то же самое. Затем он впал в забытьё, а очнувшись, сказал: Ан-Насыр — мой господин" И так и продолжалось: каждый раз, когда его побуждали сказать: “Нет божества, кроме Аллаха, он говорил: “Ан-Насыр — мой господин” Затем он сказал сыну: “Поистине, ан-Насыр знает тебя по мечу твоему, так что убивай, убивай!” Сказав это, он умер».

‘Абду-ль-Хакк сказал: «А одному из тех, кого я знал, сказали: “Скажи: "Нет божества, кроме Аллаха". А тот произнёс: “Почините в таком-то доме то-то, сделайте в таком-то саду то-то...”»

И он поведал, что одному человеку сказали перед смертью: «Скажи: “Нет божества, кроме Аллаха”». А он стал повторять: “Как пройти к баням Манджаба?”» А суть этой истории в том, что один человек стоял у двери своего дома, а дверь его была очень похожа на дверь бани, и мимо него проходила красивая девушка. Она спросила: «Как пройти к баням Манджаба?» Он ответил: «Вот бани Манджаба», — и указал на свой дом. Она вошла в дом, и он вошёл за ней. Обнаружив, что оказалась не в бане, а в доме вместе с этим мужчиной, она поняла, что он обманул её. Тогда она сделала вид, что рада тому, что попала сюда и осталась наедине с ним в этом доме, и сказала ему: «Нам нужны вещи, чтобы нам было удобно жить здесь и чтобы они радовали наш взор. И хорошо будет, если ты принесёшь чего-нибудь поесть». Он сказал ей: «Я сейчас же принесу тебе всё, чего ты желаешь!» И он вышел, оставив дверь незапертой. Купив то, что нужно, он вернулся и обнаружил, что она сбежала. Безумно влюблённый в неё, он постоянно вспоминал её и горевал о ней и ходил по улицам, стеная: Вот бы мне встретилась та, что устало спросила: «Как мне пройти к баням Манджаба?»!
Прошло несколько месяцев, и однажды он услышал, как в ответ на его причитания сверху, из окон какого-то дома раздался голос девушки, ответившей ему: Отчего же ты, поймав её в силок, Дверь за ней не запер на замок?
И любовь и безумие его усилились ещё больше после этих слов, и он пребывал в таком состоянии до тех пор, пока не умер, повторяя упомянутые слова.

Как-то Суфьян ас-Саури плакал всю ночь до утра, а утром его спросили: «Всё это из-за боязни грехов?» Тогда он взял горсть земли и сказал: «Грехи значат меньше, чем это... Поистине, я плачу, потому что боюсь скверной кончины!» Это относится к признакам глубокого понимания религии, когда человек боится, что перед смертью грехи оставят его в скверном положении и он будет лишён благой кончины.

Когда Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) лежал при смерти, он то терял сознание, то снова приходил в себя, читая при этом: «Мы отворачиваем их сердца и взоры [так что им не приносят пользы знамения Аллаха и они не веруют в них], поскольку они не уверовали в [Коран] в первый раз, и оставляем их скитаться вслепую в собственном нечестии» (сура 6 «Скот», аят 110) [Ахмад]. Поэтому наши праведные предшественники боялись, что грехи станут препятствием для благой кончины.

['Абду-ль-Хакк ибн ‘Абду-р-Рахман аль-Ишбили] также сказал: «И знай, что скверной кончины не может быть у того, кто следовал прямым путём внешне и был праведным внутренне. О подобном никто не слышал и не знает, и хвала Аллаху. Скверная кончина бывает у того, у кого имеются неправильные убеждения, либо он упорствует в совершении тяжких грехов и совершает весьма скверные деяния. Всё это может одолеть его и смерть придёт к нему, прежде чем он раскается, и заберёт его, прежде чем он успеет что-либо исправить, и его не станет, прежде чем он успеет вернуться к покорности Аллаху, и шайтану удастся одолеть его вот так, внезапно, и схватить, застав врасплох. И да убережёт нас Аллах от этого!»

И он сказал, что рассказывают, что в Египте был один человек, который много времени проводил в мечети, произнося азан и совершая молитву, и на лице его лежала печать покорности Всевышнему Аллаху, и свет поклонения озарял его. Однажды он по своему обыкновению поднялся на минарет. А внизу был дом какого-то христианина. Посмотрев вниз, он увидел дочь хозяина дома и, очарованный, не стал произносить азан, а спустился и вошёл к ней в дом. Она спросила: «Что с тобой? Чего ты хочешь?» Он ответил: «Мне нужна ты». Она спросила: «Зачем?» Он ответил: «Ты лишила меня рассудка и пленила моё сердце». Она сказала: «Я никогда не соглашусь на прелюбодеяние». Он сказал: «Тогда я женюсь на тебе!» Она сказала: «Ты мусульманин, а я — христианка, и отец не выдаст меня за тебя». Он сказал: «Тогда я приму христианство!» Она сказала: «Если ты сделаешь это, тогда я согласна». И этот человек принял христианство и переселился в их дом. В тот же день, поднявшись на крышу дома, он сорвался оттуда и погиб, и не получил то, к чему стремился, и при этом лишился своей религии...

Ещё одна похожая история — история человека, полюбившего юношу по имени Аслям. Влюблённость довела его до истощения... Он заболел и умер со словами:
О Аслям, отдохновенье души больного!
О исцеление занемогшего, умирающего!
Довольство твоё для меня желаннее
Милости Величественного Создателя!»

«Ад-да’ уа ад-дава’»; «Избранное», 3/179-183