Большой грех - хамр (то, что опьяняет)

Большой грех - хамр (то, что опьяняет)

Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: «Хамром считается все что опьяняет. Не имеет значения сделано оно из винограда, фиников, ячменя или пшеницы и т.д. Все опьяняющее есть хамр. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Все опьяняющее - хамр и всякий хамр - харам”.

И опьянение – это помутнение разума от наслаждения и сладости хъамра. Однако отметим, что помутнение рассудка при чрезмерном веселье не относится к этому, также как и наркоз. После наркоза человек не помнит, что с ним происходило. Однако при употреблении хамра, упаси от него Аллах, человек чувствует сладость и наслаждение от опьянения: в веселье и упоении он воображает себя царем и думает что он выше звезд и т.д. И пример тому – как Хамза ибн ‘Абдаль-Мутталиб, да будет доволен им Аллах, сказал своему племяннику, т.е. пророку, мир ему и благословение Аллаха, будучи в опьянении: “Являетесь ли вы кем – либо кроме как рабами моего отца” – это отвратительные слова, однако он был пьян, а пьяный не несет ответственности за свои слова. Вот такие случаи имели место до ниспослания запрета на хъамр.

Хукм о хамре можно разбить на 4 этапа:

1. Сначала он был дозволен. Аллах дозволил его полностью в аяте: «Из плодов пальмы и виноградников вы получаете опьяняющий напиток и прекрасный удел. Воистину в этом знамение для людей размышляющих.» [ан-Нахль 67]

2. Затем пошли предпосылки Всевышнего Аллаха на запрет хамра. Всевышний Аллах сказал: {Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: В них есть большой грех, но и польза для людей. Но греха в них больше чем пользы» [аль-Бакъара 219] Здесь оно не запрещено.

3. Всевышний Аллах сказал: «О те которые уверовали, не приближайтесь к молитве будучи опьяненными, до тех пока не будете разуметь то что говорите» [ан-Ниса 83]

4. Полный запрет. Всевышний говорит: «О те которые уверовали, воистину опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники и гадальные стрелы являются скверной из деяний щайтана сторонитесь же её, быть может вы преуспеете» [аль-Маджа,90]

И отстранились от него люди. Однако когда порывы души призываю человека к распитию хамра нужно нечто сдерживающее её и это наказание. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не установил за это определенного наказания (хадд), однако существует метод осуждения этого поступка. Так пророк, мир ему и благословение Аллаха, побил человека выпившего вина и не сказал: побейте его 100 раз или 40 раз или 80 раз. И они встали и начали его бить, некоторые били его своими руками, некоторые своими одеждами, некоторые своими сандалиями, в общем подобно 40 ударам плети. И когда они закончили и человек начал удаляться, один человек из его народа сказал: «Да опозорит тебя Аллах!» И посрамил его. И сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха: Не говори так, не призывай на него позор. Человек выпил вина и был высечен, что послужило ему очищением, так не помогайте же против него его шайтану. И запретил пророк, мир ему и благословение Аллаха, ругать его, несмотря на то что он выпил вина. И в этом также далиль на то что хамр – харам и что за него полагается наказание.

Однако, во время ‘Умара ибн Хатаба, да будет доволен им Аллах, распространились открытия новых земель и много новых людей вошли в ислам и очень много из них пили вино в то время. ‘Умар был строгим и решительным человеком и хотел поставить такое наказание, которое было бы суровым и сдерживающим. Но в то же время он был набожным и осторожным. В связи с этим он собрал сподвижников, а точнее обладающих правом высказывать своё мнение. И здесь не имеются ввиду все сподвижники. Потому что обычный народ не может решать подобные вопросы, а так же вопросы политического характера. И если политические вопросы будут решаться на языке обычных людей, т.е. простонародья – мир придёт в беспорядок. Потому что простые люди не обладают достаточными знаниями и пониманием и разумом, чтобы решать такие вопросы. И на это указывают слова Всевышнего: «И когда придёт к ним весть о мире или об опасности, они распространяют её. Но если бы они обратились с ней к посланнику и обладающим влиянием среди них, то узнали бы об этом те, которые могли бы исследовать её». И если кто-то хочет чтобы в вопросах связанных с правлением имел долю простой народ и был в постоянном извещении о всём происходящем и высказывал своё мнение и рассуждение по этому поводу, то он впал в заблуждение и отступил от руководства сподвижников и праведных халифов и саляфов этой уммы.

‘Умар, да будет доволен им Аллах, собрал сподвижников, обладающих правом высказывать своё мнение, из предосторожности. И объяснил им суть проблемы, которая состояла в том, что распивающих спиртное стало много. И если сдерживающее начало религии ослабевает и перестаёт стимулировать людей отстраняться от порока, то здесь уже требуется усиление сдерживания от правителя. И когда ослабевает сдерживание с обеих сторон, т.е. ни религия ни правитель не сдерживают людей – умма приходит в беспорядок. И ‘Умар советуется с ними о том, как поступить. Абдур-Рахман ибн ‘Ауф, да будет доволен им Аллах, сказал: “О повелитель правоверных, самым легким наказанием для них будет 80 ударов плетью. Подними наказание до 80 ударов плетью.” И указал Абдур-Рахман на то, что оно должно быть равным наказанию за клевету. Всевышний Аллах сказал: «И те которые обвиняют в прелюбодеянии целомудренных женщин, а затем не приводят четырех свидетелей – высекайте их 80 ударами плети» [ан-Нур 40] Сподвижники, да будет доволен Аллах ими всеми, согласились с этим мнением и ‘Умар поднял наказание до 80 ударов для удержания людей.

И приходит в Сунне, что если человек выпил и его высекли, затем он снова выпил и его и его высекли, затем снова выпил и был высечен, затем снова выпил, т.е. на четвертый раз, то его уже убивают. Вот так приходит в Сунне, потому что этот человек становится окончательно испортившимся, которого уже не исправишь.

Большинство учёных сказали: “Его не убивают, но повторяют наказание, высекая каждый раз как он выпьет.

Ибн Теймийя, да помилует его Аллах, определил среднее решение меж ними и сказал: ‘Если распространилось распитие вина среди людей и они не прекращают это делать кроме как под страхом казни, то следует казнить их на четвертый раз.”

Итак, у нас 2 мнения:

Первое – хадис от Умара, да будет доволен им Аллах, где он наказывает 80 ударами плети, не касаясь смертной казни.

Второе – среднее из множества, которое выделил шейхуль-Ислям Ибн Теймийя - казнь при неудержимом распитии вина.

Есть разногласие в достоверности хадиса ‘Умара. Говорят также, что этот хукм был отменен. В общем, если распитие вина безудержно распространяется и не останавливает его ничего кроме казни, то её надо ввести.

Ох если бы обладающие властью придерживались этого. И как же много в этом блага и сколько удерживается этим зла. А между тем в мусульманских странах неуклонно растет число выпивающих спиртное и уже равно числу не пьющих. И уже у людей к этому отношение как к разрешённой вещи.

А ведь пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: “Непременно появятся люди из моей общины, которые будут дозволять ношение шёлка, хамр и музыкальные инструменты.” «аль-Бухари)»

См. «Шарх китабуль-кабаир», тафсир кабиры № 19