Болезнь пророка Мухаммада ﷺ

Болезнь пророка Мухаммада ﷺ

В это время болезнь Пророка ﷺ усилилась. Усама выступил в поход, и вместе с ним выступило и его войско. Они остановились у впадины вблизи Медины на расстоянии одного фарсаха. Тут он разбил свой лагерь, и люди стали прибывать к нему. Состояние Пророка ﷺ ухудшилось. Усама и люди дальше не двинулись, а стали ждать, как поступит Аллах с Пророком ﷺ.

О первых проявлениях этой болезни рассказали Ибн Исхак и Ибн Саад со слов Абу Мувайхибы, вольноотпущенника Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который говорил:

«Глубокой ночью Посланник Аллаха поднял меня и сказал: «О Абу Мувайхиба! Мне приказано просить у Аллаха простить людей, погребенных на кладбище. Ты иди со мной!»

Я отправился вместе с ним. Он ﷺ остановился среди могил и сказал: «Мир вам, о погребенные в могилах! Пусть будет более приятным ваше пребывание там, где вы оказались, чем там, где пребывают люди. Соблазны стали являться, как куски темной ночи, следуя один за другим, причем последнее хуже предыдущего».

Потом, обратившись ко мне, сказал: «О Абу Мувайхиба! Мне дали ключи от сокровищ этой мирской жизни и вечного пребывания в ней, а потом от рая. Я выбрал встречу с Господом своим и рай».

Я сказал: «Ты мне дорог, как отец и мать! Так возьми ключи от сокровищ этой мирской жизни и вечного пребывания в ней, а потом от рая!»

Он ﷺ сказал: «Нет! Клянусь Аллахом, о Абу Мувайхиба, я выбрал встречу с Господом своим и рай».

Потом Он ﷺ просил Аллаха простить людей, погребенных на кладбище, и ушел. Тогда у Посланника Аллаха ﷺ и начались боли, от которых он и умер». [1]

Болезнь Пророка ﷺ началась с головной боли, передается от Айши, да будет доволен ею Аллах, жены Пророка ﷺ.

Она говорила: «Посланник Аллаха ﷺ, вернувшись из аль-Бакиа, пришел ко мне, а у меня болела голова. Я кричала: «О голова!»

Он ﷺ сказал: «У меня еще больше, о Айша, болит голова» [2].

Потом продолжил: «Что плохого, если ты умрешь раньше меня! Я бы за тобой поухаживал, завернул бы в саван, олился бы за тебя и похоронил бы тебя».

Я ответила: «Клянусь Аллахом, если бы это со мной случилось, ты бы вернулся в мой дом и устроил бы в нем пир с одной из своих жен».

Посланник Аллаха ﷺ улыбнулся. Болезнь его окончательно свалила, и он впал в беспамятство. Это произошло в последние дни месяца сафар, одиннадцатого года хиджры. Айша все это время лечила его последними тремя сурами из Корана.

Имамы аль-Бухари и Муслим передали от Урвы, что Айша рассказывала ему, что всякий раз, когда Посланник Аллаха ﷺ болел, он читал «аль-му'аввизат» [3], сплёвывал себе на (ладони) и проводил по своему телу руками, когда же он заболел той болезнью, от которой умер, я (тоже) стала сплёвывать на его (ладони), читая «аль-му'аввизат», как это делал он, и я проводила рукой Пророка.

Жены Пророка ﷺ почувствовали, что он желает провести эти дни в доме Айши, да будет доволен ею Аллах, из-за той любви, которую питал к ней. Они разрешили ему это. Посланник Аллаха ﷺ вышел, ступая между двумя мужчинами из членов своей семьи. Одним из них был аль-Фадл ибн Аббас, другим Али ибн Абу Талиб, да будет доволен ими обоими Аллах.

В доме Айши его болезнь усилилась, что заставило сподвижников, беспокоиться. Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Облейте меня водой из семи бурдюков, верёвки которых ещё не развязывались, и, может быть, я смогу обратиться к людям».

И мы усадили его в таз, принадлежавший жене Посланника Аллаха ﷺ Хафсе, да будет доволен ею Аллах, а потом обливали его водой из этих бурдюков, пока он не дал нам понять, что больше этого делать не нужно, затем он вышел к людям, совершил с ними молитву и обратился к собравшимся с речью. [4]

Посланник Аллаха вышел с перевязанной головой и сел на минбар — кафедру. Он начал с того, что помолился за погибших в битве при Ухуде. Просил Аллаха простить их, молясь за них, а потом произнес: «Одному из своих рабов Аллах дал выбор между этой мирской жизнью и той, что у него. Он выбрал ту, которая у Аллаха».

Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, понял смысл этих слов, узнал, что он имеет в виду себя, и заплакал. Затем сказал: «Но мы выкупили тебя своими душами и сыновьями!»

Он ﷺ сказал: «Успокойся, о Абу Бакр!»

Потом продолжил: «Более всех людей имеет право попрекнуть меня за (потраченные на меня) богатства и время Абу Бакр. А если б я и желал найти себе личного друга, то личным другом я бы выбрал Абу Бакра. Но (мы остаемся просто) братьями в Исламе. Чтоб не осталось ни одного смотрового окошечка в мечеть, кроме окошечка Абу Бакра! Я буду вашим предводителем, и я — свидетель о вас. Клянусь Аллахом, не боюсь, что вы можете стать многобожниками после меня, но боюсь я, что вы будете соперничать за неё» [5]

После того, как Пророк ﷺ вернулся домой, болезнь стала его одолевать. Передают от Айши, да будет доволен ею Аллах, сказавшей: «Сказал мне Посланник Аллаха ﷺ, в своей болезни:

«Позови мне Абу Бакра и твоего брата, чтобы записать писание (памятное письмо). Потому что я боюсь, что жаждущий (власти) возжаждет или же некто скажет: «У меня больше прав (быть халифом)!»

Но Аллах и верующие отказываются (от кандидатуры кого бы то ни было на пост халифа), кроме (кандидатуры) Абу Бакра» [6].

Ибн Аббас сказал: «Когда состояние Пророка ﷺ ухудшилось, он сказал людям, находившимся в доме: «Давайте напишу я вам нечто такое, благодаря чему вы никогда не собьётесь с пути!», некоторые из них сказали: «Он страдает от боли, a у нас есть Коран, и достаточно с нас Книги Аллаха!»

Мнения людей разделились, поднялся шум, а когда он стал слишком сильным, тогда Посланник Аллаха ﷺ велел: «Оставьте меня!» [7]

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, уже не был в состоянии вести коллективную молитву, поэтому он распорядился: «Прикажите Абу Бакру возглавить молитву».

Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «О Посланник Аллаха! Абу Бакр мужчина мягкий и поэтому, встав на твое место, он не сможет вести общественную молитву».

Но он сказал: «Прикажи Абу Бакру, пусть он возглавит молитву». [8]

Абу Бакр на протяжении тех дней вел общую молитву. А потом Посланник Аллаха ﷺ нашел в себе силы и вышел на послеполуденную молитву, опираясь на двух мужчин, один из которых был аль-Аббас, когда Абу Бакр уже вел общую молитву. Абу Бакр, увидев его, попытался отступить назад, но Пророк ﷺ, подал ему знак, чтобы тот не отходил назад, а этим обоим сказал: «Усадите меня сбоку от него».

Они посадили его сбоку от него, и Абу Бакр молился, ориентируясь на молитву Пророка ﷺ, а люди ориентировались по молитве Абу Бакра [9].

Люди обрадовались выходу Пророка ﷺ, однако его болезнь усиливалась, это был последний раз, когда он молился с людьми. Ибн Maсуд передал: «Я вошёл к Посланнику Аллаха ﷺ, когда он мучился от болезни, и прикоснулся к нему рукой, сказав: «Ты так сильно мучаешься от болезни!»

И Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Естественно! Я болею как двое мужчин из вас».

И я сказал: «Это потому, что тебе две награды?»

И Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Разумеется!»

Затем Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если только мусульманина постигнет что-либо неприятное — недуг или же нечто иное, то Аллах, тем самым, снимает с него его грехи, как дерево скидывает свои листья» [10]

В тот момент Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, накидывал на лицо одеяло, а когда боль одолевала его, он вновь открывал лицо и сказал: «Проклятие Аллаха лежит на иудеях и христианах, превративших могилы своих Пророков в места для молений!» [11]

Таким образом, он предостерегал мусульманам от следования их примеру.

[1] Передали Ибн Исхак, Ибн Саад, Ахмад в своем «Муснаде», в похожей форме передали Абу Дауд, ан-Насаи и Ибн Маджа со слов Айши и Абу Хурейры, да будет доволен ими обоими Аллах. Этот хадис не похож на тот хадис, который передали Муслим и Малик в «Муватта» в разделе «Очищение» со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, направился к кладбищу и сказал: «Мир вам, мы, если пожелает Аллах, к вам присоединимся. Я так хочу, чтобы мы свиделись с нашими братьями».

(Люди) спросили: «А мы разве тебе не братья, о Посланник Аллаха».

Он ответил: «Вы мои спутники, а наши братья ещё не явились (на свет).»

Некоторые ошибочно посчитали этот хадис, переданный Муслимом и Маликом, тем же, который передали другие о приближении смерти Пророка ﷺ. Как известно, Пророк ﷺ каждую ночью приходил на кладбище аль-Бакы, где просил прощения за его обитателей.

[2] Передали Ибн Исхак и Ибн Саад, в похожей форме передал имам Ахмад в длинной Версии этого хадиса.

[3] Последние три суры из Корана.

[4] Передал Бухари.

[5] Бухари и Муслим.

[6] Передал Муслим в разделе о достоинствах Абу Бакра (7/110), Бухари передал в похожей форме.

[7] Передал Бухари в разделе о болезни и кончине Пророка (5/138).

[8] Бухари и Муслим.

[9] Передал Бухари в книге Молитв, в разделе о том, кто встал рядом с имамом, Муслим в книге молитв, раздел о замене имама. Передал Малик в «Аль-Муватта», книга о Коллективной молитве, раздел молитва имама сидя, а также другие.

[10] Бухари и Муслим.

[11] Бухари и Муслим.