Богословом можешь ты не быть...

Богословом можешь ты не быть...

Мы часто слышим на проповедях и читаем в статьях про то, что ислам высоко чтит ученых и обладателей знания в любой сфере. Это выражается и в почтении к знатокам исламских наук – особенно уже почившим. Как сказал один мой знакомый, надо слушать только мёртвых ученых, потому что в отличии от живых, они не могут изменить своего мнения и принципов под воздействием обстоятельств, например, политических. 

В определенной мере мнение ученых возведено (ни много, ни мало!) в ранг божественных повелений. Нет, речь не идет о другой священной книге, наряду с Кораном, однако иджма – консолидированное мнение алимов по какому то вопросу – это такой же источник шариата, как и Откровение Всевышнего. 

Человек по своей природе склонен к абсолютизации, в том числе и в вопросе оценки роли и степени ученых. Спроси любого практикующего мусульманина: нужны в исламе богословы? Конечно, да! Ученые – наследники пророков, – ответит он. И скорее всего добавит, что настоящих ученых сегодня не осталось. 

В конце концов, не многие из нас обладают достаточной степенью знаний, кругозора, умения мыслить, анализировать, искать и находить решения. А между тем, религию понимать нужно и не поверхностно, а тонко и глубоко. Вот ученые этим и занимаются – доносят нашу религию со всех ракурсов и во всех тонкостях. 

Не без склонности к абсолютизации отмечу, что изначально мусульманские богословы подняли планку учености на очень высокий уровень: 

- знание грамматики арабского языка («наху» и «сарф»); 

- знание наизусть Корана; 

- знание не менее 3-5 тафсиров Корана;

- знание причин ниспослания каждого аята;

- знание наизусть хотя бы несколько тысяч хадисов с иснадами и толкованиями; 

- совершенное владение минимум одним мазхабом. 

Если подумать объективно – становится понятно, что достичь уровня мусульманского Ученого-Богослова в нынешних российских условиях очень проблематично. Последние из могикан остались разве что в арабском мире. Что же остается? Хорошо ориентироваться в религиозной литературе?! 

Однако, во первых – должный объем богословской литературы не переведен с арабского на русский язык. Взглядов и фетв, имеющихся в Интернете, – несметные тысячи, и ознакомиться с ними со всеми не хватит жизни. Решение здесь, думаю, лежит в ориентации на усулия – на основы, рассматривающие мотивы фетв, и предлагающие решения на основе стратегических целей и принципов шариата. 

Во вторых – не всегда требуется статус ученого для просветительской работы в умме. Если обратиться к истории, можно увидеть, что многие видные религиозные деятели, имамы, публицисты, политики, военачальники часто не были чистой воды богословами. 

Сегодня российской умме, как никогда, требуются ясные умы, светлые головы, способные предложить адекватные ответы на современные вопросы, при этом сохранить дух ислама. Возьму на себя смелость сказать, что такие люди среди нас есть. Их не так много, но они есть. Просим Всевышнего, чтобы Он укрепил этих людей на пути просвещения и социального служения, защитил от нападок недоброжелателей и уберег от мирских соблазнов, чреватых растратой внутреннего потенциала человека. 

Автор: Расул Тавдиряков

ИА IslamNews